Шпаргалка по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Риторика".

Файлы: 1 файл

Шпоры риторика.docx

— 25.97 Кб (Скачать)

Избрание  тезиса речи.

Тезис связан с целью оратора. Из предмета речи вытекает тема, из цели речи – тезис.

В зависимости от цели речь бывает:

  1. Информационная (Мы идем в театр)
  2. Побудительная (Почему мы идем в театр)

Правила подбора тезисов:

- Тезис должен отражать цель речи.

- Т. явл. одним из ответов на вопрос, касающийся предмета речи.

- По отн-ию к Т. сущ – ют 2 логических правила:

правило определенности (Т. должен быть сформулирован и определен. Проблема: правильное использование слов, понятны ли они, однозначны ли. Формулировка Т. допускает пояснения, но они должны быть использованы как один из топов речи.)

правило неизменности. Т. речи должен сохранять свою форму на протяжении всего сообщения. Используя разделительный союз для его неизменности, необходимо четко понимать смысл этого союза (или\либо). Союз если то – основание явл необходимым условием для следствия, но не явл. достаточным, одно и тоже следствие может иметь несколько оснований. использование если то предполагает, что наш Т. описывает только одну часть предмета. Такая закономерность если то позволяет из др. описаний того же следствия сделать контраргумент.

Тогда и только тогда. Обе части Т. должны быть взаимными условиями друг друга (ошибка: подбор таких частей, кот. связаны между собой импликативно, но не эквивалентно. Для неизменности Т. следует учитывать его модальность – Т., отстаивающийся с необходимостью и достоверностью.)

Формулирование  Т.

2 способа извлечения Т.:

  1. Из источника (выделение смысловых частей текста, смысл каждой части, выделение главной мысли путем суммирования частей)
  2. Самостоятельно (предмет речи, цель речи, тема, тезис)

Типы  Т.:

  1. Ортодоксальный (консервативный путь инвенции). Оратор подтверждает то, что знает аудитория.
  2. Парадоксальный. Оратор предлагает что-то новое, творческий путь или новый взгляд на старую проблему.

При разработке Т. нужно учитывать 2 фактора:

  1. Особенности ауд. (а) универсальная ауд. – имеются общие представления об освещаемом оратором вопросе; б) спец. ауд. – имеет в своем составе специалистов)
  2. Характеристики ауд. (а) S параметры; б) О параметры – те, которые независят от оратора, напр. демографическая ситуация)

Межлич. риторическая ситуация:

Групповая ритор. ситуация – ориентация не на персональные характеристики, а на принадлежность к группе.

Публичная ритор. ситуация – ауд. не однородна, место события делают ее ауд. Бывают стихийно возникшие ауд. и долговременные.

Массовая ритор. ситуация . О: числ. ауд. нельзя предсказать, случайность, отсутсвие непосредственного контакта между ауд. и оратором. S: интересы ауд., степень знакомости между собой, настроенность ауд., виды связи между оратором и ауд.

По  типу настроенности ауд. бывает:

  1. Конструктивная (ценности ауд. совпадают с ценностями оратора + мотивации)
  2. Конфликтная
  3. Соглашательная (пример универсальной ауд.)
  4. Инфантильная (безразличная ауд)

Во всех ритор. ситуациях есть 2 ауд.: прямая, косвенная.

Топика  инвенции.

Топ – особая понятийная область, кот. выступает как форма для отдельных частей оратора.

Все топы делятся на общие  и частные, содержательные и логические.

Виды  топов по содержанию:

  1. Описательные (имеют дело с фактами)
  2. Причинно – следственные. 

-По причине и следствию.  Факт связан каузально.

- По условию. Обстоятельство  или совокупность обстоятельств,  без которых действие было  бы невозможно.

3) Модально – оценочные. Указывают на характер лица, образ действия, цели и средства.

4) Топы определения.  Описывает  присущие и приходящие (в определенный  момент времени) признаки предмета. Признаки бывают сущ\несущ. + качества, свойства, отношение, род-вид, целое- часть, тождество.

5) Сравнительные топы. Больше  – меньше, подобие (подобием наз, предметы, у кот. одинаковые свойства, качества, признаки или образ действия). + лог. противоречие и противоположность.

 

***

Инвенция (лат. inventio), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему материалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль может быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация» (лат. amplificatio), она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному.

 

Словесное выражение (в латинской терминологии — элокуция) — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, с помощью чего формируется стиль речи.

Запоминание (в латинской терминологии — мемория).

Произнесение (в латинской терминологии — пронунциацио).

 

***

 

 

 

Современная модель риторической диспозиции.

Расположение (в латинской  терминологии — диспозиция) — деление речи на вступление, осн. часть (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение. Диспозиция (лат. dispositio), предписывала порядок расположения частей.

Способы расположения:

  1. Дедуктивный. От общего к частному.
  2. Индуктивный. Наоборот.
  3. Аналогический. Эффективно использует топ сравнения. Усиливает эмоциональность.
  4. Концентрический. Расположение вокруг излагаемого предмета.
  5. Проблематический.
  6. Ступенчатый.  Рассматривается вопрос не повторяющийся в речи; в каждом периоде новая идея. использ. в инф-ой речи.

Три основные функции введения:

  • привлекать внимание слушателей ("реклама", в соответствии с современной терминологией);
  • настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи ("вербовка" союзников);
  • готовить почву для разработки темы (презентация темы).

 

В качестве элементов основной части рассматривались: предложениет (часть раскрывающая смысл Т. сразу следует за введением), раздумия (последовательное перечисление частей оратора), изложение (элемент осн. части, кот. излагает фактический материал), подтверждение (элемент осн. части, кот. содержит собственно аргумент оратора), опровержение (элемент осн. части, кот. подтверждает позицию оратора через критику всех противоречий оппонентов).

Заключение. 2 части: обобщение, побуждение.

В зависимости от цели выделяют след. виды заключения:

  1. Резюмирующее
  2. Суммирующее. Использ. в убеждающих речах.
  3. Типологизирующее. Когда оратор предлагает не свою позицию.
  4. Апеллирующее. Для побуждающих речей. Оратор взывает к ценностям и желаниям ауд.

Хрия: особая последовательность аргументации, используемая в речи.

  1. Тезис
  2. Объяснение тезиса
  3. обоснование (энтимема)
  4. доказательство от противного
  5. пример
  6. свидетельство – авторитетное суждение по вопросу
  7. заключение – тезис обобщается

Элокуция.

Элокуция начинается с обсуждения вопроса о том, каким образом разные тактики речевого поведения ведут к речевому успеху. При этом имеется в виду, что - при обилии видов конкретных речевых тактик - всю их совокупность можно в конце концов соотнести с одним из двух родов:

    • прямые тактики речевого воздействия,
    • косвенные тактики речевого воздействия.

Прямая тактика речевого воздействия есть тактика открытого типа. Предполагается, что, пользуясь открытыми Тактиками, говорящий сообщает слушателю просто и непосредственно то, что имеет в виду.

Косвенная тактика – тропы и фигуры.

Тропы:

Метафора - использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса.

Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия. Модель: начинка высказывания.

Стёртая (генетическая) метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Модель: ножка стула.

Метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в не фигуральную конструкцию. Модель: червь сомнения.

Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.

Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: Я вышел из себя и вошёл в автобус.

Катахре́за (катахрезис, от др.-греч. κατάχρησις — «злоупотребление») — троп или стилистическая ошибка, неправильное или необычное употребление сочетаний слов с несовместимыми буквальными лексическими значениями. Пример, самоварное золото, когда рак свистнет, есть глазами.

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — выражение отвлечённых идей (понятий) посредством конкретных художественных образов. Пример, аллегория «правосудие» — Фемида (женщина с весами).

Метони́мия (от др.-греч. μετονυμία — «переименование», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха.

Пример: «Все флаги к нам  летят», где флаги замещают страны.

Сине́кдоха (др.-греч. συνεκδοχή) — троп, состоящий в назывании целого через его часть или наоборот. Синекдоха является видом метонимии. Пример, «Покупатель выбирает качественные продукты».

Антономаси́я, антономазия (от др.-греч. ἀντονομασία — переименование) — троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо. Пример, «великий поэт» вместо «Пушкин».

Оксю́морон, окси́морон (др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Пример, труп живой.

Парафраза – понимаем, но не называем. Люди в белых халатах (врачи).

Анафара – повтор в начале предложения. Эпифора -  в конце предложения.

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"