Риторика Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:59, доклад

Краткое описание

Красноречие имеет давнюю историю. Уже в Древнем Египте, Индии, Китае было известно искусство риторики, но настоящей его родиной является Древняя Греция, где публичное слово имело чрезвычайно большое общественное значение. Однако наибольшей вершины риторика получила в Древнем Риме.
Ораторское искусство было могучим средством во всех сферах человеческого общества в Римской республике.

Файлы: 1 файл

Красноречие имеет давнюю историю.docx

— 22.10 Кб (Скачать)

Красноречие имеет давнюю историю. Уже в Древнем  Египте, Индии, Китае было известно искусство риторики, но настоящей  его родиной является Древняя  Греция, где публичное слово имело  чрезвычайно большое общественное значение. Однако наибольшей вершины риторика получила в Древнем Риме.

Ораторское  искусство было могучим средством во всех сферах человеческого общества в Римской республике.

Интенсивный темп жизни демократических полисов  требовал деятельности, которая бы опиралась на практические навыки в  самых разных отраслях. Среди них  выделялось и словесное искусство  риторов, которые по найму творили  судебные речи.

Публичное выступление в суде перед многолюдной  аудиторией был неотъемлемой частью функционирования судебной власти в  Древнем Риме. Кроме того, ораторское искусство пользовалось там огромным уважением, популярностью, поэтому многочисленные ораторские школы древнего мира никогда не пустовали.

Первые наставления  для тех: кто готовился выступать  публично, принадлежали, очевидно, сицилийским  риторам ТИСе и Корке. Это были рекомендации, как следует членить речь на части (вступление, изложение дела, окончание) и какие доказательства следует подбирать. Комедия Аристофана «Лягушки», где инсценировано спор Эсхила и Еврипида, а также некоторые фрагменты речей софистов, ораторов Горгия, Исократа дают представление о пособиях для риторов.

Специалисты Древнего Рима обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных  изысканий. Дискуссии не получили в  Римской империи столь широкого распространения, как это было в  греческих полисах. Для римлян был  главным публичное выступление  в режиме монолога. В римской школе  слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства – изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.

Римская школа  красноречия подразделяется на два  стиля: аттицизм и Азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого очень эффектно преподносили свои идеи толпе. С ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 г. до н.э.).

Аттицизм  стал преобладающим стилем с момента  падения республиканского строя  и исчезновения в обществе демократической  традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм  аргументации. Оратор спокойно и высокопарно  излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм вошел в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявший власть над  Империей в свои руки. По окончанию  античной эпохи теоретические изыскания  в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений  монополизировала церковь. Речи ораторов обрели форму проповедей, а свободные  дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное, за что можно  сказать спасибо Средневековья, так это за то, что схоласты сохранили  знания Древнего мира для Возрождения  и более поздних времен.

Важное значение для выступающих, прежде начинающих, имели упражнения и письменные упражнения: "Письменные упражнения – лучший и самый выдающийся творец и учитель красноречия". Когда мы пишем, доказывает Цицерон, то наше внимание сплошь мобилизована, перед нами предстает весь предмет; доказательства, касающиеся дела. Также необходимо было делать упражнения для голоса, молодец телодвижений.

История римского красноречия сохранила немало имен, но среди них лишь некоторые принадлежат выдающимся ораторам. Одним из таких был Марк Туллий Цицерон.

М. Туллий Цицерон  родился 3 января 106 г до н.э в городе Арпинум, в семье римского всадника Марка.У жизнь вошел как "новый человек". Он хорошо сознавал необходимость глубокой и всесторонней образования. Мацбутний выступающий изучал много различных наук. Получил блестящее философское, литературное и ораторское образование в Риме и Греции.

Первый успех  принесла ему участие в 70 г до н.э. в процессе против Вереса. Первую политическую речь провозгласил в поддержку  Г. Помпея. С победой Цезаря оставил  политику. Лишь после его убийства вступил в политическую борьбу.

Ораторский  идеал – сознательное владение всеми  средствами, которые должны заинтересовать и убедить слушателя. Ораторский талант, по мнению Цицерона – это  большая подвижность ума и  фантазии, которые способны быстро находить материалы, составлять речь пышно, украшать ее, крепко и надолго запоминать. Ораторская практика Цицерона является воплощением в жизнь его стилистических концепций, которые обусловили создание виликий оратором своего неповторимого стиля. В речах, которые сохранились, легко заметить эволюцию образа словесного изложения и манеры произнесения оратором речей.

Цицерон вобрал в себя все лучшее из науки и  культуры двух античных обществ. Он считал, что профессия оратора слишком  тяжелая, потому что она приобретается  посредством многих наук и больших  усилий.

Композиции  речей Цицерона, его характеристики персонажей, исторических событий является убедительным доказательством его  дарование. Гибкости его ума, полета его творческой и художественной фантазии. Каждая речь оратора –  стройная логическая строение, украшенное изысканными стилистическими средствами, где содержание и форма создает  гармонию, составляют единую художественную целостность всесторонних и глубоких знаний, многообразие чувств и совершенства изложения. Каждая его речь – это  художественное произведение.

Исполнительское мастерство Цицерона была безупречной. Каждый жест оратора, его мимика, движения глаз, модуляция голоса возникли под  влиянием соответствующего содержания произносимой речи, создавали великолепную гармонию, захватывая слушателей.

Во многом успех вынесения определял голос, о котором оратор надо было всегда беспокоиться. Он имел сильный и  красивый голос, хорошо поставленный, способный выражать самые разнообразные  чувства. Когда Цицерон обращал  свои слова. Полны гнева против Катилины, голос был резким, порывистым. Звучал с большой силой, ибо речь содержит гневные и бурные интонациии.

Другим голосом, тоном оратор рассказывает о благотворительный  поступок Цецилии, которая гостеприимно приняла в дом Секста Росция в трудную минуту его жизни.

Все это  можно передать только с помощью  силы и модуляционной гибкости голоса.

Природа щедро  одарила оратора остротой и необыкновенной способностью вводить в текст  речей различные виды смешного. Он довольно широко осветил теорию смешного в трактате "Об ораторе". Все это он ловко применил эту острое оружие против противников.

Ораторской  прозе Цицерона принаманна стилистическая совершенство и точность высказывания.

Если оратору  поручают тяжелые и сложные судебные дела, оратор должен тщательно и  глубоко изучать их, если решил  ими заняться. Глубокое изучение дела дает возможность оратору определить суть спора, ее причину. Главной целью  речи было убедить слушателей. Для  этого, говорит Цицерон, должны оператися на три вещи:

надо доказать, что правда то, что мы защищаем;

нам нужно  сделать сообщниками тех, кто  сначала к нам не прислушался;

направить их чувства туда, куда потребовать  дело.

Цицерон определяет два источника доказательств:

первым источником считались документы, связанные  с самой справою.Це могли быть акты, договоры, соглашения.

вторым источником – была личность оратора.

Речь, утверждает Цицерон, которой оратор пытается тронуть  слушателей, должна волновать его  больше, чем кого-либо из присутствующих.

Каждый шаг  оратора должен быть осторожным, обдуманным, чтобы не вызывать у людей злобы. Оратор должен направлять ненависть  и гнев на противника и отвлекать  их от себя и пидсудного.так же следует использовать и чувство надежды, радости и досады.

Цицерон утверждал, что полезно возбуждать смех, потому веселье умножает приверженность слушателей. Чаще оратор использует смех тогда  когда подвергается нападению противника.

Выступающие для вынесения совещательных  речей нужно иметь ум, честь  граждан, красноречие. Перед сенатскими заседателей оратор излагает свои соображения кратко, незаймаючы большого количества времени. Выступления должны быть полны силы, значимости и разнообразия изложения.

Когда оратор, говорит Цицерон, то советует народу в государственных делах, то сам  должен хорошо изучать государственный  строй. Чтобы воздействовать на народ, надо также знать его обычаи, людей.

Главной ареной ораторского труда оратора было народное собрание. И здесь, на трибуне, росла, совершенствовалась ораторское мастерство каждого оратора.

В речах  перед народом, утверждал Цицерон, нужно избегать слов которые могут  оскорбить его, вызвать всеобщее возмущение.

Речь ораторов должна быть ясной. Оратор должен владеть  чистой литературным языком, а слова  не должны содержать двусмысленности. Речь должна быть уважительной, приятной, ученым, вежливо, элегантной, отражать необходимое количество чувств, страданий.

В речах  Цицерон советует избегать простых  и засторилих слов, а взамен употреблять слова изысканные и ясные. Иногда оратор использует беглый обзор, краткое объяснение основных вопросов. Оратор использует гиперболу, колебания, поправку к сказанному, гнев, просьбы и другие стилистические средства.

Цицерон останавливается  на образе совершенного оратора. Такой  оратор обладает всеми тремя стилями  – низким, умеренным и высоким.

Употребляемыми  средствами красноречия Цицерон  считал этос и пафос.

Этос использует для изображения характеров, обычаев, образов жизни, пафос – для возбуждения слушателей.

Информация о работе Риторика Древнего Рима