Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:05, контрольная работа
Рим выдвинул большую группу блистательных ораторов во главе с великим, после Демосфена, трибуном Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Его называют лучшим оратором Древнего Рима. Марк Туллий Цицерон высоко почитал Демосфена, считал его лучшим ритором Греции и призывал ораторов - современников учиться у Демосфена искусству публичной речи. Цицерон сам следовал его примеру и даже подражал его знаменитым филиппикам. Но вместе с тем он вполне самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи.
Рим выдвинул большую группу блистательных ораторов во главе с великим, после Демосфена, трибуном Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Его называют лучшим оратором Древнего Рима. Марк Туллий Цицерон высоко почитал Демосфена, считал его лучшим ритором Греции и призывал ораторов - современников учиться у Демосфена искусству публичной речи. Цицерон сам следовал его примеру и даже подражал его знаменитым филиппикам. Но вместе с тем он вполне самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи.
Отмечая огромные возможности
красноречия для воздействия
на массы людей и управления
ими, Цицерон считал его одним
из главных орудий государства.
Одно из главных положений
его риторической теории - об идеальном
ораторе. Таким он считал
Цицерон ставил перед
- доказать истинность своих утверждений;
- доставить слушателям эстетическое удовольствие;
- воздействовать на их волю
и поведение, побудить к
Подготовку речи Цицерон разделил на шесть этапов:
1) уяснить предмет речи и произвести сбор материалов;
2) «расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод»: наиболее внушающие факты расположить в начале и в конце речи, факты меньшей значимости - в середине. «Прежде чем в речи добраться до самой сути, надо расположить слушателей в свою пользу, далее разъяснить дело, после этого установить предмет спора; затем доказать то, на чем мы настаиваем, потом опровергнуть возражения, а в конце речи все, что говорит за нас, развернуть и возвеличить, а то, на чем настаивают противники, поколебать и лишить значения» [4, 20-21].
3) «облечь и украсить все словами» за счет выразительных средств языка;
4) укрепить речь «в памяти», то есть запомнить ее в той мере, чтобы по тезисам можно было воспроизвести текст близко к замыслу;
5) «закончить речь с
6) определить ритм, в
котором будет произноситься
речь. Она не должна нестись
безостановочно, как речной поток,
звучать отрывисто, быть
Особое мнение Цицерон уделял голосу, которым будет произноситься речь. В отношении голоса он писал: «Не нравится мне, когда буквы выговариваются с изысканным подчеркиванием, также не нравится, когда их произношение затемняется излишней небрежностью; не нравится мне, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом, не нравится также, когда они раздаются с шумом и как бы в припадке тяжелой одышки» Голос должен звучать просто и естественно, без чего-либо показного, подражательного. Цицерон отмечал, что эти и другие качества приобретаются с помощью специальных упражнений, ориентированных на того или иного оратора как образец, то есть упражнения должны включать элементы подражания. Под подражанием Цицерон понимал не копирование, а стимул для стремления к собственному совершенству. Для самого Цицерона образцом был Демосфен.
Мысли Цицерона об ораторском искусстве не утратили своего значения и по сей день. Творчество Цицерона вобрало в себя все достижения античной риторики и поэтому является высшей точкой ее теории и практики.
Римские теории или концепции красноречия развивались также Марком Фабием Квинтилианом (35-95 гг. н.э.), выдающимся оратором и преподавателем риторики. Его школа стала первой государственной риторской школой. Его основой труд - «Наставление в ораторском искусстве» - в 12 книгах обобщает опыт древнегреческой и римской риторики, в частности опыт такого оратора, как Марк Антоний. Но основу этого труда Квинтилиана составляют принципы и нормы, выработанные и основанные Цицероном, продолжившим и развивавшим лучшие традиции древнегреческой риторики и особенно искусства Демосфена. Квинтилиан выступал противником театральности в красноречии, будучи убежденным, что не внешними эффектами, а содержательностью речи можно добиться успехов в политической борьбе. Он разработал методику обучения красноречию, изложив свою теорию в обширном труде «О воспитании». Но в нем он явный крен сделал в сторону школьного, образовательного красноречия в ущерб политическому ораторскому искусству.