Развитие риторики в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Рим выдвинул большую группу блистательных ораторов во главе с великим, после Демосфена, трибуном Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Его называют лучшим оратором Древнего Рима. Марк Туллий Цицерон высоко почитал Демосфена, считал его лучшим ритором Греции и призывал ораторов - современников учиться у Демосфена искусству публичной речи. Цицерон сам следовал его примеру и даже подражал его знаменитым филиппикам. Но вместе с тем он вполне самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 33.00 Кб (Скачать)

Рим выдвинул большую  группу блистательных ораторов во главе  с великим, после Демосфена, трибуном Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Его называют лучшим оратором Древнего Рима. Марк Туллий Цицерон  высоко почитал Демосфена, считал его  лучшим ритором Греции и призывал ораторов - современников учиться у Демосфена искусству публичной речи. Цицерон сам следовал его примеру и даже подражал его знаменитым филиппикам. Но вместе с тем он вполне самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи.

 

 Отмечая огромные возможности  красноречия для воздействия  на массы людей и управления  ими, Цицерон считал его одним  из главных орудий государства.  Поэтому он был убежден в  том, что любой государственный  и общественный деятель должен владеть искусством публичного слова.

 

 Одно из главных положений  его риторической теории - об идеальном  ораторе. Таким он считал мыслителя-философа, обладающего высокой моралью  и постоянно обогащающего свои  знания чтением литературы, изучением  истории, интересом к праву, эстетике и этике. Идеальный оратор, будучи психологом, знает характер людей, предугадывает их настроения и в нужные моменты возбуждает в них необходимые чувства радости или любви, благосклонности или ненависти, возмущения или гнева. Но, подчеркивал Цицерон, главная сила красноречия - его содержательность, «мудрость содержания», облекаемая в яркую и доходчивую форму.

 

 Цицерон ставил перед оратором  три основные задачи:

 

- доказать истинность своих  утверждений; 

 

- доставить слушателям эстетическое удовольствие;

 

- воздействовать на их волю  и поведение, побудить к деятельности.

 

 Подготовку речи Цицерон  разделил на шесть этапов:

 

1) уяснить предмет речи и  произвести сбор материалов;

 

2) «расположить найденное по  порядку, взвесив и оценив каждый довод»: наиболее внушающие факты расположить в начале и в конце речи, факты меньшей значимости - в середине. «Прежде чем в речи добраться до самой сути, надо расположить слушателей в свою пользу, далее разъяснить дело, после этого установить предмет спора; затем доказать то, на чем мы настаиваем, потом опровергнуть возражения, а в конце речи все, что говорит за нас, развернуть и возвеличить, а то, на чем настаивают противники, поколебать и лишить значения» [4, 20-21].

 

3) «облечь и украсить все словами» за счет выразительных средств языка;

 

4) укрепить речь «в памяти», то есть запомнить ее в той мере, чтобы по тезисам можно было воспроизвести текст близко к замыслу;

 

5) «закончить речь с достоинством  и приятностью»;

 

6) определить ритм, в  котором будет произноситься  речь. Она не должна нестись  безостановочно, как речной поток,  звучать отрывисто, быть пространной  или расплывчатой.

 

 Особое мнение Цицерон  уделял голосу, которым будет  произноситься речь. В отношении  голоса он писал: «Не нравится мне, когда буквы выговариваются с изысканным подчеркиванием, также не нравится, когда их произношение затемняется излишней небрежностью; не нравится мне, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом, не нравится также, когда они раздаются с шумом и как бы в припадке тяжелой одышки» Голос должен звучать просто и естественно, без чего-либо показного, подражательного. Цицерон отмечал, что эти и другие качества приобретаются с помощью специальных упражнений, ориентированных на того или иного оратора как образец, то есть упражнения должны включать элементы подражания. Под подражанием Цицерон понимал не копирование, а стимул для стремления к собственному совершенству. Для самого Цицерона образцом был Демосфен.

 

 Мысли Цицерона об ораторском искусстве не утратили своего значения и по сей день. Творчество Цицерона вобрало в себя все достижения античной риторики и поэтому является высшей точкой ее теории и практики.

 

 Римские теории или концепции  красноречия развивались также  Марком Фабием Квинтилианом (35-95 гг. н.э.), выдающимся оратором и преподавателем риторики. Его школа стала первой государственной риторской школой. Его основой труд - «Наставление в ораторском искусстве» - в 12 книгах обобщает опыт древнегреческой и римской риторики, в частности опыт такого оратора, как Марк Антоний. Но основу этого труда Квинтилиана составляют принципы и нормы, выработанные и основанные Цицероном, продолжившим и развивавшим лучшие традиции древнегреческой риторики и особенно искусства Демосфена. Квинтилиан выступал противником театральности в красноречии, будучи убежденным, что не внешними эффектами, а содержательностью речи можно добиться успехов в политической борьбе. Он разработал методику обучения красноречию, изложив свою теорию в обширном труде «О воспитании». Но в нем он явный крен сделал в сторону школьного, образовательного красноречия в ущерб политическому ораторскому искусству.


Информация о работе Развитие риторики в Древнем Риме