Принципы и законы риторики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл: 1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант; 2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
1 Краткая история ораторского искусства…………………………………3
2 Принципы и законы риторики…………………………………………...10
3 Этапы подготовки к публичному выступлению…………………………13
4 Требования, предъявляемые к оратору………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………18
Практическое задание………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………2

       1 Краткая история ораторского искусства…………………………………3

2  Принципы и законы риторики…………………………………………...10

3  Этапы подготовки к публичному выступлению…………………………13

4 Требования, предъявляемые к оратору………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………18

        Практическое задание………………………………………………………..19

        Список использованной литературы………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Зачем и кому сегодня  может понадобиться риторика - учение об ораторском искусстве, - теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения - это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания? практика человеческого общения не сводится к цепочкам строгих логических рассуждений, а наоборот, весьма часто сталкивается с неожиданными действиями и высказываниями, как раз высказывания и придают многим выступлениям особую убедительность, наиболее воздействующую на слушателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

 

Сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.

В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим!

Что дает человеку свободное  владение речью? Человек, свободно владеющий  речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.).

Древние греки трактовали риторику как "искусство убеждения". Монологическая речь, по мнению Платона и Сократа, Аристотеля и других философов, призвана обратить в свою веру слушающих.

Начиная с Древней Греции ораторское искусство было неразрывно связано с политикой. Все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями (Перикл, Демосфен).

Во времена римской  цивилизации под риторикой стали  понимать "искусство говорить хорошо". Искусство здесь означало совершенствование  речи со стороны ее воздействия на слушателя и с точки зрения ее эстетической характеристики. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и ораторы Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон).

Уровни ораторского  мастерства

Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления): I. Владение материалом («что говорить»); II. Владение собой («как говорить»); III. Образ оратора («кто говорит»).

 Владение материалом («что говорить»)

Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка (о нормах см. гл.1)

Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Словарный запас бывает активным (слова, активно используемые в речи) и пассивным. Активный словарь, как правило, в 4–5 раз меньше пассивного.

Задача оратора –  увеличивать активный словарный  запас. Это достигается, когда регулярно используется внешний источник информации: при прослушивании лекций, при просмотре теле- и радиопередач, прочтении книг. Пополнение словарного запаса происходит в основном за счет синонимов. Активный словарь оратора формируют также многозначные слова, заимствования, фразеологизмы, антонимы.

Речь состоит из трех частей:

- Вступление;

- Основная часть;

- Заключение.

Следует соблюдать пропорции речи. Вступление плюс заключение должны составлять не более 1/3 всего выступления. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более конструктивным. Вот некоторые речевые приемы, которые обычно используются ораторами во вступительной части:

- изложение плана предстоящей речи;

- актуальность темы с позиции сегодняшнего дня;

- история вопроса.

При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет  речи оставался неизменным, чтобы  на него "нанизывались" все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или  иные аспекты.

В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен  регламент. Прерванное выступление  на полуслове придает речи в целом  незавершенность, недосказанность. С  другой стороны, излишне затянутое  заключение поневоле воспринимается как  новая (основная) часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания.

Владение собой («как говорить»)

Публичная речь – это владение информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.

Естественность поведения

Естественность поведения оратора – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

Неестественное поведение  оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора.

Техника речи

Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека – техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

1 Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.

Существует целый ряд  специальных упражнений, формирующих  отчетливую дикцию (произнесение в  различном темпе скороговорок, а  также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить  закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.

2 Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)

Могут наблюдаться две  крайности темпа речи: слишком  быстрый темп ("строчит как из пулемета") или замедленная речь ("вымученная", "нудная", "как воду цедит"). Обе крайности темпа утомляют и нервируют аудиторию.

Говорящему  важно уметь менять темп: если требуется  что-то подчеркнуть, выделить, сделать  акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

3 Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. Например:

1) Вы поедете на юг осенью? (Вы или не Вы?)

2) Вы поедете на юг осенью? (на юг или на север?)

3) Вы поедете на юг осенью? (осенью или летом?)

С помощью интонации  выражаются основные коммуникативные  значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Часто интонации, с которой  произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в  русском языке.

Оратор должен владеть  интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.

Интонация тесно связана  с собственно голосовыми характеристиками.

4 Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.

Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь  владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки

Контакт с аудиторией 

Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского  искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение  оратора и его слушателей.

Два оратора (два лектора) могут говорить одно и то же, но слушать  одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.

Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.

Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью  мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт…), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.

Настраивают аудиторию  против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.

Образ оратора (кто говорит)

При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом:

60% – КТО оратор, что  он из себя представляет;

30% – КАК оратор  говорит;

10% – ЧТО он говорит.

Образ оратора (то, как  он выглядит и каким его видят  слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.

Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора.

1 Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой.

2 Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.

3 Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.)

4 Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.

Обучение жестам – кропотливый процесс, который должен осуществляться под руководством педагога. (Например, американские политики и бизнесмены говорят и держатся безупречно именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, стоять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться.)

Да, очень трудно быть действительно хорошим оратором. Необходимо много работать над собой, своей речью, даже жестами. Но всему  можно научиться, и знания эти очень важны. Ведь в любой профессии человеку придется общаться с людьми, а для этого необходимо глубокое понимание принципов общения, особенно речевого.

Информация о работе Принципы и законы риторики