Первые шаги А. В. Маркова в собирании фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

Алексей Владимирович Марков широко известен как собиратель и исследователь былин, а также других песенно-эпических жанров. Однако среди материалов, записанных им в 1892 — 1896 гг., есть и коллекция произведений детского фольклора, собранная будущим ученым (тогда еще гимназистом старших классов 1-й Московской гимназии, где Алеша Марков учился в 1887 — 1896 гг.). Таким образом, почти наверняка можно сказать, что с записи этих текстов начался путь А. В. Маркова как фольклориста-собирателя.

Файлы: 1 файл

markov.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

В. А. Ковпик (Москва)

Первые шаги А. В. Маркова в собирании фольклора

 

Алексей Владимирович Марков широко известен как собиратель и  исследователь былин, а также других песенно-эпических жанров. Однако среди материалов, записанных им в 1892 — 1896 гг., есть и коллекция произведений детского фольклора, собранная будущим ученым (тогда еще гимназистом старших классов 1-й Московской гимназии, где Алеша Марков учился в 1887 — 1896 гг.). Таким образом, почти наверняка можно сказать, что с записи этих текстов начался путь А. В. Маркова как фольклориста-собирателя.

П. Д. Ухов, разбирая архив П. А. Бессонова, в конце 1950-х гг. обнаружил в нем «довольно объемистую тетрадь с надписью на титульном листе: “Детские песни, записанные А. Марковым в Центральных губерниях в 1892 — 1896 гг.”. При сверке почерка рукописи оказалось, что А. Марков — Алексей Владимирович Марков» [Марков-Ухов, № 4, с. 72]. В 1961 г. П. Д. Ухов издал эти записи Маркова в «Вестнике Московского университета» [Марков-Ухов].

Произведения детского фольклора записывались гимназистом Марковым, как предположил П. Д. Ухов, во время летних каникул. Исполнителей песен А. В. Марков не указывает, как и точного времени записи каждого текста, однако место записи указано везде: в подборке оказались представлены произведения фольклора из полутора десятков сёл и деревень тринадцати уездов шести губерний России (Владимирской, Калужской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тульской) и из самой Москвы. К подавляющему большинству текстов собирателем указаны варианты из печатных изданий XIX в. (в основном из сборника «Детские песни», изданного в 1868 г. П. А. Бессоновым, которому Марков и отправил свои записи детского фольклора, а также из других источников).

Сам юный фольклорист  выделил в собранном материале  следующие рубрики: «Песни колыбельные (“когда дитя укачивают”)» (13 текстов), «Прибаутки, которыми утешают или забавляют детей» (18 пестушек, потешек и прибауток1, исполняемых взрослыми детям), «Детские прибаутки речитативом» (1 закличка — «Солнушко-вёдрушко» — и 13 потешек и прибауток, записанных от детей), «Прибаутки для бросания жеребья» (т. е. считалки, 14 текстов), «Детские игры» (10 текстов — 2 описания игр «Краски» и «Жгуты», 7 песенок и приговорок к играм «Горелки», «Жмурки», «Коршун», «Палочка-выручалочка», «Хоронить кольцо» и 1 голосянка), «Прибаутки, которыми дети дразнят друг друга» (т. е. дразнилки, 5 текстов), «Места из сказок, говорящихся нараспев» (4 текста, в т. ч. песенка волка или медведя из сказки «Дворец — соломенный крылец» и отрывок из прибаутки «Как у бабушки козел», полный вариант которой помещен среди «прибауток, которыми забавляют ребят» — № 29 по нумерации, введенной П. Д. Уховым).

Хотя среди записанных А. В. Марковым колыбельных и нет известных песен с пожеланием смерти ребенку (относительно значения которых в науке до сих пор не выработано единого мнения), в них тем не менее представлен богатый набор традиционных для этого жанра мотивов и образов: персонифицированные «сон да дрема» выбивают ворота, ищут младенца, ложатся ему в изголовье (№ 1, 2); дитя берет «угомон» (№ 1); сон нагоняют «котик-волочай» (№ 6), «котик серенький, хвостик беленький» (№ 5), «кот-воркот» (№ 8), «гуленьки» (№ 9, 10), «галушки» (№ 10); младенца, чтобы лучше спал, пугают «букой» (№ 13) или «сереньким волчком» (№ 4), грозят «надавать колотушек» (№ 3); песни содержат заклинательные формулы, призывающие ребенка «спать по ночам, рость по часам» (№ 1); упоминаются «колдун» и «колдуниха» — первому обещано три копейки, вероятно, за отвод дурного глаза, лишившего ребенка сна (№ 12); возникают образы кушаний, которыми угостят ребенка: «пирожок» (№ 8), «кашинька» (№ 10), «шоколадец» (№ 12); большой, сытой семьи:

Баю, баюшки, баю! 
Живеть солдат на краю, 
И ни скуден, ни богат; 
Полна горница ребят. 
Все по лавочкам сидять, 
Кашку с маслицем идять… (№ 11).

В двух следующих разделах находим варианты пестушек «Пекла баба витушки» (№ 14), «Скок, скок, скок! Молодой  груздок…» (№ 16), потешек и прибауток  «Ладушки» (№ 15), «Загорелся кошкин / козий  дом» (№ 17, 18), «Вышла кошка за кота» (№ 19), «Как у бабушки козелок» (№ 29), «Сорока, сорока» (№ 33, 34), «Я горошек молочу» (№ 37, 38), «Сидел ворон на дубу» (№ 40) и др. То, что А. В. Марков распределил эти тексты по двум разделам — «Прибаутки, которыми утешают или забавляют детей» и «Детские прибаутки речитативом» — показывает, что начинающий фольклорист понимал необходимость различать тексты, исполняемые взрослыми детям («поэзия пестования»), и тексты, бытующие непосредственно в детской среде2. Среди текстов второй группы особую подгруппу составляют «взрослые» фольклорные произведения, усвоенные детьми и перешедшие в детскую среду (при этом иногда меняется функция текста). В собрании А. В. Маркова к таковым можно отнести отрывок из плясовой песни «Как на улице шумят — сарахван бабы делят…» в № 41, отрывок из заговора «Заря-зареница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила», ставший приговоркой при игре в «жгуты» (№ 64); в диалоге ангела и архиерея в игре «краски» (№ 63) можно узнать ситуацию из бытовой сказки о ловком воре, который притворяется ангелом, посланным «живьем в рай унести» глупого попа; следующий текст вообще можно признать хранящим память об архаических обрядах:

Уж ты Катя-Катерина! 
Де ты мужа хоронила? 
На огороде, под окном, 
Поминала толокном (№ 42).

Украшением коллекции А. В. Маркова являются несколько текстов скоморошин и шуточных песен, помещенные в разделе «Прибаутки, которыми утешают или забавляют детей» (к двум из них есть примечания об их исполнении в среде взрослых: «Эта песня поется взрослыми, скоро» (к № 28), «Эту песню поют взрослые под пляску» (к № 30); таким образом, эти тексты приспосабливались к исполнению для детей, получая двойную — или «запасную» — функцию). Это № 23 «Ах ты тпруська, ты тпруська бычок» (отрывок, могущий восходить как к «Старине о большом быке», так и к песням, сопровождавшим пляску «бычка»; контаминирован с песенкой лисы или старухи из сказки «За скалочку — гусочку» — «Тпру, не стой! Хомут не свой…»), № 27 «Иде же это вижено?» (небылица, в которой «поросеночек яичко снес», «безрукий клеть обокрал» и т. д.), № 28 «…вода / Непокрытая была» (шуточная песня о неумелой стряпухе, сварившей «тисель», годный только «косорылой свинье», и хотевшей продать его на торгу), № 30 «Воробей пиво варил» (скоморошина «Сова в гостях») и № 31 «Жила-была совушка». Последний текст — один из наиболее полных вариантов редкой скоморошины «Свадьба совы», в контаминации с небылицей «Разрубили комара на двенадцать штук, разложили комара на двенадцать блюд…» и прибаутками «Села баба на барана» и «Я горошек молочу».

Добросовестность составления и точность записи текстов, примечания с указанием вариантов свидетельствуют о том, что уже в ранние годы А. В. Марков выступал не как собиратель-дилетант, а как специалист, готовый к глубокой полевой и научной работе фольклориста. Первые шаги А. В. Маркова в собирании фольклора оказались на редкость плодотворными. Собранные им тексты по достоинству оценены составителями современных антологий: из недавних изданий упомянем антологию «Детский поэтический фольклор» (составитель А. Н. Мартынова — СПб., 1997), книгу «Детский фольклор» из серии «Библиотека русского фольклора» (составители М. Ю. Новицкая, И. Н. Райкова — М., 2002), том «Детский фольклор. Частушки» из серии «Фольклорные сокровища Московской земли» (Детский фольклор. Частушки (Фольклорные сокровища Московской земли. Т. 4). Вступ. ст., сост., комм. Т. М. Ананичевой, Е. Г. Борониной, А. Н. Мартыновой, М. Ю. Новицкой, Е. А. Самоделовой, указатель Е. А. Самоделовой. М., 2001).

 

Литература

Марков-Ухов — Детские песни, записанные А. Марковым в центральных губерниях в 1892 — 1896 гг. Публикация П. Д. Ухова // Вестник Московского университета. Серия 7: Филология, журналистика. М., 1961. № 4. С. 71 — 86; № 5. С. 71 — 86.

Мартынова — А. Н. Мартынова. Детский фольклор: Поэтические жанры // Детский поэтический фольклор: Антология. Составитель А. Н. Мартынова. СПб., 1997. С. 5 — 27.

Новицкая-Райкова — М. Ю. Новицкая, И. Н. Райкова. Детский фольклор и мир детства // Детский фольклор (Библиотека русского фольклора. Т. 13). Сост., вступ. ст., подг. текстов и комментарии М. Ю. Новицкой и И. Н. Райковой. М., 2002. С. 5 — 53.

1 При определении жанров мы пользуемся разработанной в трудах отечественных ученых системой жанров русского детского фольклора в изложении А. Н. Мартыновой [Мартынова].

2 И современные ученые выделяют эти группы текстов детского фольклора [Новицкая-Райкова, с. 5 — 6].




Информация о работе Первые шаги А. В. Маркова в собирании фольклора