Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 01:26, контрольная работа
Паралингвистика (от греч. para – около и лингвистика) – раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию, а также это совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации (особенности громкости, некодифицированные изменения мелодики, распределение пауз, «заполнители» пауз (типа русского «ммм...») и т.д.). В более широком понимании паралингвистика изучает также особенности мимики и жестикуляции в процессе общения, так называемую кинесику.
Паралингвистика.
Паралингвистика (от греч. para – около и лингвистика) – раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию, а также это совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации (особенности громкости, некодифицированные изменения мелодики, распределение пауз, «заполнители» пауз (типа русского «ммм...») и т.д.). В более широком понимании паралингвистика изучает также особенности мимики и жестикуляции в процессе общения, так называемую кинесику.
Понятие «паралингвистика» было введено в 40-х гг. американским лингвистом А. А. Хиллом, но основное развитие данная наука получила в нач. 60-х гг. XX в.
Различают три вида паралингвистических средств:
В пределах паралингвистики различаются универсальные, этнолингвистические и идиолектные компоненты. Поэтому паралингвистические средства не только дополняют смысл вербального сообщения, но и являются источником информации о говорящем (пишущем), о его социальных и возрастных чертах, поле, свойствах характера и пр.
Паралингвистические средства в той или иной степени представлены в каждой речевой единице. По отношению к вербальной стороне высказывания паралингвистические средства могут выполнять 3 функции:
1) вносить дополнительную
информацию (иногда противоречащую
смыслу вербальной): например, позитивный
вербальный текст может
2) замещать пропущенный
вербальный компонент («Хочешь
пойти с нами?» –
3) комбинироваться с вербальными
средствами, передавая тот же
смысл («Я хочу вот этот
Паралингвистические средства
не являются автономной и замкнутой
семиотической системой, но могут
быть как элементами упорядоченных
семиотических невербальных систем,
так и отдельными неупорядоченными
в систему показателями. Обязательно
присутствуя в речевом
Когда мы придаем своему голосу определенную высоту, громкость, темп и тембр, то есть меняем четыре основные голосовые характеристики, мы дополняем наше сообщение, эффектно завершаем речь или подчеркиваем двусмысленность своих слов.
Список использованных источников
Внешний вид ритора.
К внешнему облику оратора можно отнести все зрительно воспринимаемые элементы речи, т.е. внешность, манеры, позу и жесты.
Внешность. Какого-либо специально «ораторского» стиля в одежде не существует, ведь стиль – не застывшее сочетание одежды. Он требует внесения корректив в зависимости от того, по какому поводу собралась аудитория, в какой обстановке происходит выступление, перед каким контингентом слушателей.
Хороший стиль не приемлет вычурности, экстравагантности в одежде, кричащих украшений.
Общее требование – опрятность.
Прическа должна быть в порядке, обувь
– начищена, платье или костюм тщательно
отглажены и аккуратно
Одежда не должна стеснять движений, карманы должны быть освобождены от ненужных вещей и не оттопыриваться. Женщины должны снимать шляпы с широкими полями и вообще привлекающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки будут только мешать. Не следует надевать плотно обтягивающие костюмы, стесняющие движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки.
Манеры. Знание хороших манер позволяет чувствовать себя уверенно в любой обстановке и внушить уверенность окружающим.
Выходите к публике в хорошем расположении духа. Преодолевая волнение перед выступлением, не суетитесь, спокойно направляйтесь к тому месту, с которого будете говорить. Не перебирайте на ходу заметки, конспект речи, не застегивайте пиджак, не поправляйте прическу, галстук. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям.
Изберите какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий (г-жа председательствующая, г-н президент), леди и джентльмены (друзья, товарищи студенты, товарищи по классу)...». В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени. Но никогда не нагромождайте обращений: например, «Г-н председательствующий, уважаемые оппоненты, достопочтенные судьи, леди и джентльмены...».
Все внимание во время выступления должно быть сосредоточено на слушателях. Поэтому оратору нельзя смотреть вниз, на ноги, на руки, по сторонам, в окна, в потолок, т.е. отводить взгляд от слушателей. Манера смотреть на аудиторию как в пустое пространство также недопустима. Нельзя смотреть все время на одних и тех же слушателей. Лучше медленно переводить взгляд с одной группы слушателей на другую.
Поза. Неопытный оратор может потерять контроль за своей позой: стоять перед слушателями неподвижно, либо раскачиваться из стороны в сторону, либо топтаться на месте. Необходимо выработать привычку правильно и удобно стоять перед аудиторией. Ноги слегка расставлены в зависимости от роста, носки слегка раздвинуты, одна нога чуть выдвинута вперед; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Упор при движении тела приходится на носки, не на пятки. Любые движения оратора должны чуть предвосхищать ход мысли, а не отставать от него.
Жесты. Жесты помогают более ясно и эмоционально передать мысль. При жестикуляции необходимо пользоваться следующими правилами:
- жесты должны быть естественны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем;
- жестикуляция не должна
быть непрерывной. Не каждая
фраза нуждается в
- управляйте жестами. Жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;
- вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность;
- жесты должны отвечать своему назначению. Не нужно сопровождать ими каждое слово.
Список использованной литературы
А) Сопер П.Л. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.
Б) Мурина, Л.А. Риторика: Учебник. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1994.