Ораторская речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

1. Особенности ораторской речи……………………………………………….4

2. Ораторская речь, как искусство слова……………………………………….6
3. Роды и виды ораторской речи………………………………….…………..10

4. Ораторская речь и функциональные стили литературного языка…..........12
5. Структура ораторской речи…………………………………………….…….13

Заключение…………………………………………………………………….....15

Список использованной литературы…………………...……………………...12

Файлы: 1 файл

Ораторская речь.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

      Аристотель  считает, что риторика – искусство, соответствующее диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи-речь-получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях.

      Основываясь на своей философской концепции, Аристотель в риторике много места отводит индукции и  дедукции, силлогизму и энтимеме (умозаключение, в котором не выражена одна посылка). Однако его риторика не ограничивается строгим достоверным знанием, а использует нелогические, иррациональные моменты, что отражает многообразие жизненных ситуаций.

      Таким образом, риторика неразрывно связна с силлогистикой, которую следует понимать широко, т.е. выводы делаются не только относительно полной достоверности, но и относительно кажущегося возможного и вероятного бытия, что вытекало из самой философской концепции Аристотеля.

      Аристотель  выделяет три рода речей, которые  возникли в результате развития социально-политической жизни Греции: совещательные, судебные и эпидейктические. Цель речей совещательных – «склонять или отклонять», судебных – обвинить или оправдать, эпидейктических – хвалить или порицать.

      Временем  Платона и Аристотеля в истории  греческой культуры заканчивается период классики. Со второй половины IV в. до н.э. начинается новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин – грек).

      Эллинистическая риторика анализировала большое  число стилистических явлений. Она изучала сочетания слов, разрабатывала учение о качествах речи, продолжала заниматься проблемами тропов, фигур, стилей. В некоторых трактатах, однако, на первых порах мы находим увлечение риторизмом изысканностью выражений, сложными образами, «цветами красноречия». Эта манера речи стала называться «азиатским стилем» по месту его возникновения и процветания Малой Азии. Азиатский стиль изучали Гермоген, Феодор Годарский (учитель Тиберия), анонимный автор, именовавшийся Лонгином, который написал трактат «О возвышенном». Представители этого стиля проповедовали пафос, подъем, экзальтацию.

        Однако не все теоретики и  практики были сторонниками азиатского стиля, его противники стояли за классические образцы и строгость речи. Этот стиль, в противоположность азиатскому, стал называться аттическим, а его представители – аттицистами. Они проповедовали утонченную образность и интеллектуальность речи, которые вызывали у слушателей определенные ассоциации, тем самым, воздействуя на них. Аттицисты были сторонниками чистоты речи, под которой подразумевалась ее нормативность, сводившаяся к правильному выбору слова и морфологической формы. Если оратор следовал этим требованиям, он мог считаться образцовым оратором, а его речи изучались как образцы.

        Представителями аттического направления  были, например, Аполлодор Пергамский, наставник римского императора Октавиана Августа, придерживающийся строгих и точных правил риторики; Цицелий, о котором упоминает Дионисий Галикарнасский, - сам сторонник аттического направления, а также Деметрий.

      Крупнейшим  классиком античного красноречия  и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – «Об ораторе», «Брут, или о знаменитых ораторах», «Оратор» - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру (Цицерон, 1972). В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению совершенствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.

      Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика).

      Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее, Цицерон старается синтезировать предшествующие теории, осмыслить их ин на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства.

        Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

      3. Роды и виды ораторской речи.

      Роды  и виды ораторского искусства  формировались постепенно. Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой например можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей- военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой юбилейную – (похвальную) речь или застольную речь (тост).

      В современной практике публичного общения  выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род  красноречия это область ораторского  искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки.

      К социально-политическому красноречию  относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы.

      Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируется положение в стране, события в мире, основная их цель дать слушателям конкретную информацию.0

      Некоторому  виду политической речи свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабые проявления личности, книжная окраска, функционально - окрашенная лексика, политическая лексика, политические экономические термины. В митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

      Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства.

      В России академическое красноречие  сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического  сознания.

      Судебное  красноречие- это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное  воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

      Русское судебное красноречие начинает развиваться  во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864г. с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поиска истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса - вынести законный и обоснованный приговор.

      К социально-бытовому красноречию относится  юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь  отдельной личности, носящая торжественный  характер; приветственная речь; застольная речь; произнесенная на дипломатических приемах; надгробная речь.

      Духовное (церковно - богословское) красноречие  – древний род красноречия, имеющий  богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанных с официальным действием.

      Духовное  красноречие изучает наука о  христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

      Как видим основу, основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые  средства. Однако каждый род красноречия  имеет специфические языковые черты, которые образуют микросистему с  одинаковой стилистической окраской. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Ораторская речь и функциональные стили литературного языка.

      Живое словесное общение – это наука  и искусство. Они представляют собой  две стороны медали. И только во взаимодействии, в соединении одного и другого возможно процветание  той части культуры, которая называется ораторским искусством.

      В основе действенной речи лежат ясные  аргументы. И не просто аргументы, а  такие, выбор которых мотивирован  ситуацией общения и составом аудитории. Известный исследователь  языка В.В. Виноградов считал, что «ораторская речь – синкретический жанр. Она одновременно и литературное произведение, и сценическое представление.

      Ораторская  речь – речь подготовленная. И готовится  она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.

      Официально-деловой  стиль обслуживает сферу официальных  деловых отношений; основная его  функция – информативная.

      Научный стиль обслуживает сферу научного знания; основная его функция –  сообщение информации, а также  доказательство ее истинности.

      Публицистический  стиль обслуживает сферу общественно  – экономических, социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции – сообщение и  воздействие; в этом стиле используются все языковые средства; для него характерна экономия языковых средств.

      Художественно – беллетристический стиль имеет  функцию воздействия и эстетическую; в нем наиболее плотно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности; в этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка.

      Стремление  оратора воздействовать на психику  слушателей также влияет на речь. Представляет интерес высказывание А.В. Луначарского: « Каждое слово после того как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через его органы чувств, оно вновь одевается в те же, как будто, одежды и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира человека.

      Разговорный стиль – противопоставлен книжным стилям, он обслуживает сферу бытовых и профессиональных отношений; основная его функция - общение; проявляется в устной форме.

      Итак, можно отметить стилистическую полифонию  ораторской речи. Эта полифония возникает  в результате воздействия на ораторскую речь, с одной стороны, различных функциональных стилей, с другой стороны, элементов различной стилистической окраски. 
 
 

      5. Структура ораторской речи.

      Композиция  речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материалов.

      В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление основная часть (содержание), заключение, концовка речи.

      Выступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина – самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только.

Информация о работе Ораторская речь