Определение современной риторики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:25, реферат

Краткое описание

Риторика как учебный предмет определяется так:

Риторика - это филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.

Файлы: 1 файл

риторика.docx

— 24.41 Кб (Скачать)

Определение современной риторики

Риторика как  учебный предмет определяется так:

Риторика - это  филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.

На  протяжении веков на первый план выдвигались  разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула "риторика - искусство убеждать". В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: риторика - это "искусство говорить хорошо". Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика - это искусство украшения речи.
 

В наши дни риторика  востребована как  инструмент управления и благоустройства  жизни общества, формирования личности через слово.

Определение современной риторики звучит так: это  теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Гармонизирующая речь обеспечивает наилучшее взаимопонимание  между людьми, конструктивное решение  возникающих конфликтов, объединение  участников общения. Понятие гармонизирующей  речи является основным в современной  риторике.

Предмет риторики

Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях  общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для  того, чтобы сделать речь эффективной, т.е. риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание определенным образом заданных условиях? Причём современная риторика – это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова. Речь интересует риторику как средство выражения мысли.

Функции риторики

Главная функция  риторики: практическая - владение искусством целесообразного слова. Освоение искусства слова требует серьезного труда и основательной подготовки.

Но у риторики есть и образовательная функция, быть может, не менее важная. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования , без знания истории, философии, права, художественной литературы.

Законы  современной общей  риторики

Достичь понимания  между говорящим и слушающим помогают четыре фундаментальных закона риторики.

Первый  закон современной общей риторики – закон гармонизирующего диалога: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников общения, поэтому риторы советуют любой монолог превращать в диалог, чтобы пробудить мысли и чувства слушателей.

Второй  законзакон ориентации и продвижения адресата. Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Для этого говорящий должен использовать в речи слова, указывающие на порядок событий (во-первых, во-вторых и т. д.), резюмирующие слова (следовательно, итак и т. д.), связочные предложения (Рассмотрим следующую проблему. Перейдём к следующему вопросу) и т. п.

Третий  закон закон эмоциональности речи. Он требует, чтобы говорящий не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чём он сообщает, и умел выразить свои эмоции в речи.

Четвёртый законзакон удовольствия. Он подразумевает, что речь действенна тогда, когда доставляет слушателю удовольствие. Мощными средствами выполнения этого закона являются богатство и выразительность речи.

Первый  закон гармонизирующего диалога является самым главным. Три  остальных закона раскрывают его и  показывают, как он осуществляется в  реальной риторической практике. 

Риторические  позиции оратора  в ходе выступления

Чтобы выступление  прошло успешно, оратор должен выбрать  для себя роль, в которой он будет  выступать, т. е. занять определённую риторическую позицию.

ТИПИЧНЫЕ  РИТОРИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ

1. Позиция информатора.

Такая позиция  предполагает изложение материала, сопровождающееся предупреждением  о возможных ошибках в понимании.

2. Позиция комментатора.

Эту позицию  обычно занимают, если аудитория знает  основное по теме и ждёт дополнительных сведений, личных комментариев и оценок.

3. Позиция собеседника.

Эта позиция  предполагает, что оратор разделяет  интересы и заботы аудитории, выступает  на равных, а также что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать своё мнение, широко использует приёмы диалогизации.

4. Позиция советчика.

Её занимают, если слушатели хорошо разбираются  в данной теме. Оратор в таком  случае лишь расставляет акценты, систематизирует  сведения, даёт советы.

5. Позиция эмоционального  лидера.

Её занимают в том случае, если в аудитории  приподнятое настроение, самого оратора  хорошо знают и ждут с интересом  и нетерпением. В этой позиции  оратор чувствует себя очень свободно, допускает импровизированные отступления  от темы.

Помните:

• только очень  короткие выступления можно проводить  с одной позиции. Подавляющее  большинство выступлений следует  проводить, занимая поочерёдно разные позиции по ходу выступления;

• существуют риторические позиции «коммуникативного самоубийства», которых рекомендуется всячески избегать.

Коммуникативное самоубийство это грубая ошибка, допущенная в общении, которая делает дальнейшее общение заведомо неэффективным. К таким позициям относятся:

1) позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен);

2) позиция просителя  (оратор извиняется, что занимает  время, говорит, что надолго  не задержит слушателей, т. е.  подчёркивает, что его информация  им не нужна).

Как построить выступление  перед различными аудиториями

Краткие рекомендации для  успешного выступления  перед аудиториями  различных типов

а) Однородная / разнородная аудитория.

Однородная аудитория справедливо считается удобной и лёгкой для любого выступления.

В разнородной аудитории выступать очень трудно. Ориентироваться надо на слабых слушателей, т. е. выступать, как перед детьми. В такой аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос. 

б) Благожелательная / равнодушная / неблагожелательная аудитория.

Благожелательная аудитория хорошо реагирует на выступление. Тезис надо формулировать уже во вступлении, а потом подкреплять его доводами.

Внимание равнодушной аудитории необходимо завоевать. Для этого рекомендуется использовать увлекательное начало, приёмы захвата и поддержания внимания: говорить с повышенной эмоциональностью, чаще обращаться к аудитории и к отдельным слушателям, показывать слушателям возможные выгоды от прослушивания вашего выступления (я научу вас, как сократить время на домашние дела и т. д.).

В неблагожелательной аудитории выступать, естественно, сложнее всего. Не старайтесь переубедить всех, постарайтесь убедить или посеять сомнения в головах нескольких конкретных слушателей, которых вы выберете в зале. Лучше использовать фразы (я не хочу вас в чем-то переубеждать, я ставлю цель просто информировать вас). Рекомендуется сначала изложить доводы, а потом сделать вывод. 

в) Детская / молодёжная / аудитория среднего и старшего возраста.

При выступлении  в детской аудитории следует выступать коротко, чаще хвалить аудиторию и отдельных слушателей, максимально использовать средства наглядности и говорить быстро и эмоционально.

При выступлении  в молодёжной аудитории темп речи должен быть достаточно быстрым. Основным способом убеждения следует избрать эмоциональное воздействие, логические доводы должны лишь закреплять воздействие. Необходимо избегать абстрактных логических рассуждений, широко использовать юмор, шутки, смешные истории и случаи.

Аудиторию среднего и старшего возраста обычно интересуют вопросы материального благосостояния, повседневного быта, а также общественно-политическая тематика.

Темп речи должен быть медленным. Оратору следует  не переубеждать, а информировать; ссылаться на авторитеты, известные источники, статистические данные. 

г) Хорошо подготовленная / подготовленная / мало подготовленная аудитория.

При выступлении  перед хорошо подготовленной аудиторией необходимо концентрировать внимание на том новом, что она узнает из выступления, так как главный мотив в такой аудитории – «что нового?». Темп речи должен быть быстрым. Убеждать следует в основном логически.

При выступлении  перед подготовленной аудиторией нужна бОльшая эмоциональность, чем при выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией. Рассуждения нужно обязательно сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы.

При выступлении  перед мало подготовленной аудиторией рекомендуется говорить медленно. Эффективна вопросно-ответная форма выступления. Эмоциональность выступления должна быть максимальной. Необходимо приводить как можно больше примеров. Особенно эффективное риторическое средство – повтор. Главную мысль обязательно надо формулировать словами и повторять многократно. 

д) Ригидная / гибкая аудитория.

Ригидная аудитория верит авторитетам, сформировавшемуся мнению, не намерена менять своего мнения. Убеждать такую аудиторию крайне трудно, выступление лучше всего превратить в чисто информационное.

Гибкая аудитория очень благодатная. Слушатели легко вступают в диалог с оратором, живо реагируют, воспринимают и пытаются осмысливать приводимые аргументы. 

Способы удержания внимания аудитории 

Выступая перед  аудиторией любого типа, оратор должен помнить о классических способах удержания внимания слушателей. К  ним относятся следующие.

1. Авансирование.

Суть этого  приёма состоит в том, что, предъявив  что-либо занимательное, интересное, интригующее, оратор говорит слушателям, что подробнее  об этом будет говорить позже. Таким  образом, откладывая самое интересное «на потом», оратор может удерживать внимание аудитории продолжительное  время.

2. Диалогизация речи.

3. «Освежающее отступление», т. е. немотивированное, на первый взгляд, отступление от темы (разумеется, теснейшим образом связанное с главной мыслью). Назначение этого приёма – эмоциональная разрядка, которая даёт возможность аудитории отдохнуть, а потом с удвоенным вниманием слушать продолжение речи.

4. Обращение к юмору.

Замечательно, если оратор рассказывает какие-либо уместные шутки, забавные случаи.

5. Доверительность.

Суть приёма состоит в том, что оратор связывает  предмет речи с собственным опытом, рассказывает какой-либо случай из своей  жизни.

6. Переключение внимания.

Это может быть показ оратором наглядных пособий, или вопрос, адресованный аудитории  или отдельным слушателям, просьба  сделать несложное вычисление, сопоставить  два мнения – словом, любая работа слушателей.

7. Невербальные способы: изменение интонации, тембра, темпа речи, повышение или понижение голоса.

Помните:

• речь нужно закончить  раньше, чем слушатели  этого захотят. Краткость  выступления –  гарантия внимания аудитории.

Информация о работе Определение современной риторики