Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:46, доклад
Традиция рассматривалась как явление отмирающее, неспособное ни реально противиться современным формам жизни, ни существовать с ними. На традиционные явления культуры смотрели как на рудимент, который должен был исчезнуть по мере все возрастающей активности модернизационных процессов.
Основной причиной того, что теории модернизации сложились именно в таком виде и её практически неотрывным компонентом стал донельзя упрощённый взгляд на традицию, послужило широкое распространение в начале XX в. (а по инерции в некоторых общественных науках вплоть чуть ли не до наших дней) эволюционистских воззрений о прогрессивно- стадиальном развитии общества.
Вплоть до 60-х
гг. нашего века научный взгляд на понятие
<<традиция>> определялся тем
подходом, который был сформулирован
М. Вебером и сводился к жестокому
противопоставлению категорий традиционного
и рационального. Традиционные институты,
обычаи и способ мышления рассматривались
как препятствия к развитию общества.
Собственно, интерес исследователей сосредотачивался
на проблемах модернизации, и потому традиционные
черты определялись главным образом в
негативных терминах как оппозиция модернизации.
Соответственно, если исходить из данной
точки зрения, процессы модернизации всегда,
подрывают, ослабляют и вытесняют традицию.
Традиция рассматривалась как явление
отмирающее, неспособное ни реально противиться
современным формам жизни, ни существовать
с ними. На традиционные явления культуры
смотрели как на рудимент, который должен
был исчезнуть по мере все возрастающей
активности модернизационных процессов.
Основной причиной того, что теории модернизации
сложились именно в таком виде и её практически
неотрывным компонентом стал донельзя
упрощённый взгляд на традицию, послужило
широкое распространение в начале XX в.
(а по инерции в некоторых общественных
науках вплоть чуть ли не до наших дней)
эволюционистских воззрений о прогрессивно-
стадиальном развитии общества. Сама традиция
как феномен отнесена была к предшествовавшей
стадии социального развития, причём можно
сказать <<к предшествующей вообще>>,
поскольку под традиционными обществами
понимали все докапиталистические общественные
структуры. <<Традиционными,- пишет
С. Эйзенштейн, один за наиболее оригинальных
и компетентных авторов, из тех, кто занимается
сегодня проблемами традиции и модернизации,
обычно называют самые различные общества-
от примитивных бесписьменных обществ
до племенных федераций, патримониальных,
феодальных, имперских систем, городов-
государств и т.п.>> . Все они рассматриваются
как некие застывшие формы, которые изменяются
только под воздействием внешних обстоятельств
или причин экономического, политического
и т.п. характера, но в любом случае вопреки
самой сути традиционного общества.
Однако к первой половине 60-х гг. XX в. взгляд
на традицию как на застывшую форму был
поставлен под сомнение. Сделали это в
первую очередь не теоретики модернизации,
а учёные – страноведы - востоковеды и
африканисты, которым приходилось непосредственно
в ходе своей полевой работе изучать те
самые общества, которые обычно и называли
традиционными. Так, американский востоковед
Л. Пай, утверждал, что процессы модернизации
оказываются <<бесконечно более сложными,
чем предполагают существующие подходы>>.
По его убеждению, в некоторых случаях
вынужденная модернизация, вместо того
чтобы приводить к общественному прогрессу,
<<может вызывать широкий спектр очень
глубоких разрушительных реакций, грозящих
нарушением идентичности индивидов>>,
препятствующим <<их способности к
их человеческим и политическим отношениям>>,
<<парализующим активность>>. А по
мнению другого востоковеда- этнолога
Л, Деспрэ, связанные теорией модернизации
концепции аккультурации (восприятие
новых культурных моделей) <<продолжают
исходить из предположений, которые едва
ли выходят за приемлемые границы наивности>>.
Во второй половине 60-х гг. XX в. появляется
уже ряд теоретических исследований по
общим вопросам модернизации, положивших
начала всесторонней и глубокой критики
этой теории и прежде всего- тезиса о статичности
традиционного общества, который до сих
принимался без доказательств в силу своей
кажущейся непосредственной убедительности.
<<Основа основ теории модернизации-
тезис о статичности традиции и традиционного
общества, которому приписывалось значении
универсальной истины, становился утверждением,
удовлетворяющим лишь известным условиям…
Если учесть, что это положение имело силу
аксиомы в теории модернизации, то можно
понять, сколь серьёзной, затрагивающей
саму суть этой теории была та критика,
которой она подвергалась…>>. Начиная
с этого периода, меняется и взгляд исследователей
и на проблемы <<современности>>.
Стало очевидно, что последняя, во-первых,
является не более чем умозрительной моделью,
нигде и никогда не воплощавшейся хотя
бы в относительно чистом виде, а во-вторых,
не может быть однозначно противопоставлена
традиции, по сколько те черты, которые
считались характерными только для современности,
оказались присущими тем или иным образом
и традиционным обществам, а потому о модернизации
следует говорить не как об антитезе традиции,
а скорее как о результате <<смещения
акцента в представлении об относительной
значимости культурных комплексов, весь
набор которых в той или иной форме содержится
во многих человеческих культурах>>.(2)
В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. в востоковедческой
литературе ставится вопрос о наличии
в традиции внутренней и внешней стороны,
или, можно сказать, о сущности, которая
относительно неизменна, и форме выражения,
которая может меняться. Слитность внутренней
и внешней сторон традиции считается характерной
только для обычая и обряда, в остальных
случаях она является необязательной.
Начиная с 70-х гг. для работ западных востоковедов
и африканистов характерен переход от
статического рассмотрения традиции к
её динамическому рассмотрению. <<Такое
направление научных изысканий способствует
существенному расширению представлений
о пределах устойчивости традиций. Точка
зрения на традиции как на универсальные
образования завоёвывает наиболее прочные
позиции… Возникает взгляд на традиции
как категорию, призванную охватить все
способы фиксации, передачи и воспроизводства
культуры. Понятие <<традиция>> всё
чётче отделяется от понятий <<обычай
>> и <<обряд>> как более общее,
собирательное… Представление о традиции
по всем важнейшим аспектам - по вопросу
о пределах её устойчивости, сфере действия,
функциях и т.д.- существенно расширяется
и углубляется>>.(3)
Всё чаще стала высказываться мысль, что
традиции и инновация, традиция и современность
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так,
Л. И С. Рудольфы на примере Индии показали,
что даже те <<традиционные институты
(каста, расширенная форма семьи и т.д.),
которые раньше рассматривались как сугубо
устойчивые и неизменные и потому безоговорочно
противостоящие силам современности,
прежде всего экономическому развитию,
в действительности не только существуют
бок о бок с современными институтами,
но и приспосабливаются к их требованиям,
видоизменяясь при этом и по существу,
выступая в качестве проводников современности
в условиях данной традиционной социальной
организации>>.
Такие выводы вели к созданию популярной
и в наше время концепции <<переходного
общества>>. Одним и первых её основные
идеи выразил Ф. Риге. По его мнению, традиционное
общество <<под влиянием сил модернизации
эволюционирует в социально-политическую
систему нового типа и такая новая система,
часто характеризуемая по-прежнему как
традиционная или как переходная, вырабатывает
свои собственные системные характеристики,
образуя оригинальный механизм самовоспроизводства
и поддержания стабильности. Иными словами,
традиция под напором сил современности
не сдавала своих позиций, как того ожидали;
она обнаружила значительные адаптивные
способности, порождая специфически национальные
формы модернизации>>. Традиционные
общества и институты, реорганизуюсь,
эффективно приспосабливаются к изменяющимся
условиям, а традиционные ценности в некоторых
случаях даже обеспечивают источники
легитимации для достижения новых целей.
В некоторых случаях авторы, по существу
признавая правомерность новых взглядов
на проблему традиции, предпочитали сохранять
за термином <<традиция>> старое
значение (как чего-то косного и консервативного),
а для описания <<переходных>> состояний
общества использовались иные термины.
Например, американский этнолог А. Ройс
предлагает понятие <<исторический
стиль>>, который <<основывается
на общих характеристиках и ценностях>>,
предполагая при этом гибкость и вариативность.
Это может показаться парадоксальным,
но именно такой подход, где значение понятия
<<традиция>> сужалось до сугубо
частных (и более психологических, нежели
социокультурных) проявлений, вёл к тому,
что противопоставление <<традиция-модернизация>>
исчезло окончательно. И социальные формы,
ушедшие в прошлое, и современные социальные
формы могли истолковываться как внешние
проявления пластичного, гибкого <<исторического
стиля>>.
Другие исследователи предпочитали сохранять
сам термин <<традиция>>, но по своему
значению он оказывался близким к тому,
что А. Ройс называл <<историческим
стилем>>. Так, почти классическим является
концепция