Название лиц по их отношению к труду в Словаре вологодских говоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:25, доклад

Краткое описание

В своем докладе мы обращаемся к диалектной лексике, которая представляется важной частью ЛСС русского национального языка. Справедливо утверждение В.И. Чернышева: «Словарные запасы деревни богаче запасов города… Когда мы захотим расширить свое историческое и филологическое образование, то здесь знание народного языка окажет нам неоценимые услуги… Крестьяне сотни лет хранят те слова, которые мы, образованные люди, успели уже забыть, несмотря на то что у нас есть хранящие язык книги. Народ говорит по старой памяти, как по грамоте, а иногда и лучше грамоты».

Файлы: 1 файл

по отношению к труду.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Названия лиц  по их отношению к труду в словаре вологодских говоров.

В своем докладе  мы обращаемся к диалектной лексике, которая представляется важной частью ЛСС русского национального языка. Справедливо утверждение В.И. Чернышева: «Словарные запасы деревни богаче запасов города… Когда мы захотим расширить свое историческое и филологическое образование, то здесь знание народного языка окажет нам неоценимые услуги… Крестьяне сотни лет хранят те слова, которые мы, образованные люди, успели уже забыть, несмотря на то что у нас есть хранящие язык книги. Народ говорит по старой памяти, как по грамоте, а иногда и лучше грамоты».

Целью данного доклада является анализ названий лиц по их отношению  к труду. В народной культуре труд признаётся главной ценностью, постулируется ответственное отношение к тому, что делает человек. «Труд – дело чести, будь в труде на первом месте», – гласит русская пословица. Человек в крестьянской среде оценивался, прежде всего, с позиций трудовой нравственности; учитывались умение и желание человека трудиться, его усердие.

Актуальность исследования обусловлена  тем, что привлеченный к анализу фактический материал репрезентирует один из фрагментов диалектной картины мира, который отражает народное сознание, дает возможность судить о системе ценностей русского крестьянина. Данные вологодских говоров позволяют глубже проникнуть в народные представления о качественной работе, критериях оценки труда, целях и результатах труда, способностях к труду. В качестве основного источника использовался Словарь вологодских говоров и его картотека.

Изучение выраженных в языке  диалекта представлений о сфере трудовой деятельности представляется многоаспектным. В своем выступлении мы затрагиваем два основных аспекта: семантический и связанный с ним деривационный аспект.

Обратимся к анализу ЛСГ, которую составляют слова с интегральной семой ‘работник’, ‘трудящийся человек’. В ее составе следующие слова: стара’тель – ‘трудолюбивый, добросовестный, умелый человек’; ходо’к – ‘трудолюбивый, работящий человек’, искипи’льник – ‘охотно и много работающий, трудолюбивый человек’; задо’рник ‘умело, увлеченно работающий человек’; пе’таник – ‘человек, который всю жизнь много и тяжело трудится, но тем не менее живет плохо’; хайда’кало – ‘человек, много, но нерационально работающий’. В эту лексическую группу также входят и наименования лиц женского пола: делови’ца, жи’лица – ‘женщина, способная работать, работница’; искипи’льница – ‘работящая, трудолюбивая женщина’; задо’рница – ‘женщина, любящая и умеющая работать’; побегу’шка – ‘трудолюбивая, энергичная женщина’.

Большая часть выявленных слов имеет  коннотативную окраску. Среди них  мы находим слова с пометой  экспр. – напр., побегу’шка. Анализируемые слова связаны синонимическими отношениями. набор рациональных, понятийных сем у них, как правило, совпадает. Однако за счет коннотации (прежде всего, образности), мотивировочных отношений возникают дополнительные семантические оттенки. Например, лексемы стара’тель, искипи’льник, задо’рник имеют одинаковое значение ‘трудолюбивый человек’. Но каждое из этих слов за счет семантической и словообразовательной мотивации, ассоциаций может развивать дополнительные потенциальные семы. Так, отмеченное в говорах слово задо’рник имеет деривационные связи с прилагательным задо’рный ‘любящий работать, много и хорошо работающий’, лексема искипи’льник образована от прилагательного искипи’льный, которое имеет значение ‘работящий, хозяйственный, усердный’. Наблюдается и ассоциативная связь данной лексемы с общерусским словом кипеть во втором значении – ‘проявляться в сильной степени, с силой’, например: Работа кипит. Это осложняет семантику слова искипи’льный.

Как видим, анализ деривационных отношений позволяет глубже охарактеризовать внутреннюю форму диалектных слов. Так, ряд анализируемых лексем мотивируется глаголом, эта семантическая связь закономерна: лицо характеризуется по его действию. например, пе’таник ← пе’таться ‘тяжело, с усилием работать’; стара’тель ← стара’ться ‘проявлять старание, усердие в каком-либо деле, работе’. Другие слова восходят к прилагательным, обозначающим свойства, качества трудолюбивого человека, например: задо’рник ← задо’рный ‘любящий работать, много и хорошо работающий’, искипи’льник ← искипи’льный ‘работящий, хозяйственный, усердный’.

Названия лиц женского пола, как правило, соотносятся с наименованиями лиц мужского пола: задо’рница ← задо’рник, искипи’льница ← искипи’льник. Многозначные лексемы развивают отмеченное значение в результате семантической деривации,  например: ходо’к.

Обратимся к анализу отдельных слов с тем, чтобы показать возможные аспекты описания данной ЛСГ.

Слово старатель имеет значение ‘трудолюбивый, умелый, добросовестный человек’. Иной мужик такой работящий, старатель, любую работу делает ладно. Кир. Ферап. Дом-то чтоб был крепкий, мужиков-старателей звали дом-то рубить. Кир. Ферап.

Данное слово зафиксировано  в кирилловских говорах и имеет  дифференциальные семы ‘умелый’, ‘добросовестный человек’. Лексема мотивирована глаголом стараться со значением ‘делать что-нибудь со старанием’, что подчеркивает и усиливает семантику слова. Показателен в этом плане и контекст: Иной мужик такой работящий, старатель, любую работу делает ладно. Кир. Ферап. Видим, что человек, названный старателем, «любую работу делает ладно», то есть со старанием.

Лексема старатель образована по общерусской модели гл. → сущ, с помощью суффикса –тель, называющим лицо или предмет, производящий действие или предназначенный для осуществления действия, названного мотивирующим словом.

В языке XIX века, по данным Словаря Даля, слово старатель имело несколько значений: ‘кто старается о чем-либо; усердник, рачитель, прилежатель, заботник, ревнитель, попечитель’, а также старатели на работах, работающие в шабашное время. Отмечается также синонимичное ему слово старальщик.

Слово петаник в вожегодских говорах имеет значение ‘человек, который всю жизнь много и тяжело трудится, но тем не менее живет плохо’. Петаник он, всю жизнь бьется как рыба об лед. Вож. Сурк.

Лексема находится на периферии  лексико-семантического поля «Человек труда», и дифференциальной семой в составе его лексического значения будет ‘живет плохо’. Данная лексема мотивирована диалектным глаголом петаться во втором значении – ‘тяжело, с усилием работать’. Данное значение входит в семантику анализируемой лексемы, но осложняется оттенком безрезультатности такого тяжелого труда: Петаник он, всю жизнь бьется как рыба об лед, т.е. усилия и труд не приносят должно результата, несмотря на то что человек старается и тяжело работает. Важно также обратить внимание на то, что данное слово не имеет отрицательной коннтации.

Слово петаник образовано по общерусской модели гл. → сущ, с помощью суффикса –ник с общим значением ‘лицо или предмет, производящий действие или предназначенный для осуществления действия, названного мотивирующим словом’.

В языке XIX века слово петаник не зафиксировано. Зафиксирован глагол петаться со значением ‘мучиться’.

  Как видим, лексика, характеризующая человека по труду, богато представлена в вологодских говорах. Даже на территории одного и того же района для характеристики лица по отношению к труду, положительной или отрицательной, существует несколько лексем. Народом отражалась любая деталь, характеризующая отношение человека к труду, поскольку труд для крестьянина  основная цель и смысл его существования. рассмотренная нами лексика представляет интерес с точки зрения своего состава, семантики, словообразования, особенностей функционирования. Важно, что ее анализ позволяет выявить систему народных ценностей, показывает характерные черты диалектной речи: образность, выразительность, эмоциональность.


Информация о работе Название лиц по их отношению к труду в Словаре вологодских говоров