Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 00:52, контрольная работа
Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т. д. Чтобы классификация была правильной, необходимо выполнять все правила операции деления.
1. Классификация частей речи………………………………………………...2-4
2. Текст. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.……………..5-10
3. Словарный диктант из 25 слов на тему: «Правописание наречий»……….11
Список литературы…………………………………………………………..12
Центральной разновидностью является собственно рассуждение (рассуждение в узком смысле слова) - тип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между суждениями: от причины к следствию. Рассуждение занимает большую роль в коммуникативно-познавательном процессе. Именно данный тип речи оформляет выведение нового знания, демонстрирует ход авторской мысли, путь решения проблемы. Структурно собственно рассуждение представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования. Например:
"Под действием электромагнитной волны атом с равной вероятностью может перейти как в более высокое, так и в более низкое энергетическое состояние... В первом случае волна будет ослабляться, во втором - усиливаться. Если парамагнетик находится в тепловом равновесии, атомы распределяются по подуровням в соответствии с законом Больцмана... Следовательно, число атомов, находящихся в состоянии с меньшей энергией, превышает число атомов, находящихся в состоянии с большей энергией. Поэтому переходы, происходящие с увеличением энергии атомов, будут преобладать над переходами, происходящими с уменьшением энергии. В итоге интенсивность волны будет уменьшаться - парамагнетик поглощает электромагнитное излучение, в результате чего он нагревается. Из сказанного вытекает, что электронный парамагнитный резонанс представляет собой избирательное поглощение энергии радиочастотного поля в парамагнитных веществах, находящихся в постоянном магнитном поле"
Особое место занимают подтипы рассуждения, которые служат для того, чтобы придать высказанным суждениям более аргументированный характер:
доказательство - коммуникативно-познавательная функция - установление истинности тезиса,
опровержение - разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса,
подтверждение - или эмпирическое доказательство, функция - установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами,
обоснование - установление целесообразности действия, мотивировка.
В отличие от доказательства, которое соответствует вопросу "Действительно ли это так?", обоснование дает ответ на вопрос "Действительно ли это нужно, целесообразно?". Эти подтипы рассуждения объединяются между собой на основе структурного сходства: все они включают тезис, образующий ключевую часть построения, и аргументы - комментирующую часть, которая призвана снять сомнения (полностью или частично) относительного выдвинутого в качестве тезиса положения.
Доказательство, как правило, завершается вариативным повтором тезиса - выводом, т. е. уже известным читателю суждением, новый момент которого заключается в том, что доказана его истинность. Между начальным и заключительным предложениями устанавливается дистантная лексико-семантическая связь, которая является сигналом начала и конца высказывания, выполняет особую композиционную роль, организуя текст.
Доказательство характеризуется использованием типического набора средств. К стереотипным способам его оформления относится обозначение последовательности операций с помощью глаголов 1-го лица множественного числа: найдем, умножим, приравняем, определим и т. п. Результат этих операций вводится словами будет, будем иметь, получим, откуда получается, отсюда вытекает, тогда и др. Для выражения причинно-следственных связей используются союзы и союзные аналоги соответствующей семантики: так как, так что, потому, поэтому, следовательно, таким образом, итак. В доказательстве, осуществляемом с помощью дополнительных допущений, используется частица «пусть», слова «предположим», «допустим», условные конструкции.
Еще одним подтипом рассуждения является объяснение. В отличие от названных подтипов рассуждения, объяснение служит, прежде всего, не целям подтверждения справедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причин реальных явлений. Например:
"Интересно отметить, что резкие грани фасонных профилей отверстий становятся в волокне сглаженными, а если размер деталей профилированного отверстия не очень велик, то волокно получается круглого сечения, т. е. таким, как при круглом отверстии. Это происходит потому, что на жидкую струю действуют силы поверхностного натяжения…"
Рассуждение
как текстовое явление сформировалось
в научной речи. Именно благодаря научному
стилю русский литературный язык в процессе
своего развития обогатился рассуждением
в его наиболее "чистом" виде.
3.Словарный диктант
по теме: “Правописание наречий”.
Вправо,
попусту, досуха, прочь, некогда, никогда,
сгоряча, вслепую, донельзя, отчего,
вниз, наконец, сначала, на карачках, душа
в душу, в одиночку, на глазах, по-доброму,
по-собачьи, в-третьих, во-вторых, нежданно-негаданно,
когда-то, как-нибудь, всё-таки.
Список
литературы
1. Виноградов
В.В.. Избранные труды. История
русского литературного языка. -
М., 1978.-320 с
2. Граудина Л.К.,
Ширяев Е.Н.. Культура русской
речи. Учебник для вузов. - М., 1999. -
560 с
3. Кожина М.Н.
Стилистика русского языка. -М
., 1993. -373 с
4. Лосева Л.М.
Как строится текст. -М ., 1980. -360
с
5. Нечаева О.А.
Функционально-смысловые типы
6. Маслов М. Ю. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 1997. 272с. С.
155-157.
7. Мещанинов И. И.
Члены предложения и части речи. Л., Наука,
1978. 387
8. Ю.. Русский язык
и культура речи. -М.,-2003. -250с
9. Супрун А. Е. Части речи в русском языке. М., Просвещение, 1971. 135с.
С. 19-50