Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:33, доклад
Кинесика (от греч kinesis - движение) - это область знаний, изучающая отражение характера и ситуативного психологического состояния человека в его позе, телодвижениях, мимике и жестах.
Изучение отражения поведения, состояний, в их внешних проявлениях, позволяет получать важную дополнительную информацию в процессе межличностного общения, способствует взаимопониманию между людьми.
Кинесика (от греч kinesis - движение) - это область знаний, изучающая отражение характера и ситуативного психологического состояния человека в его позе, телодвижениях, мимике и жестах.
Изучение отражения поведения, состояний, в их внешних проявлениях, позволяет получать важную дополнительную информацию в процессе межличностного общения, способствует взаимопониманию между людьми.
Прежде чем сказать какую-либо фразу вслух, мы уже «произнесли» ее своей мимикой и жестами, поэтому часто внимательный собеседник оказывается «осведомленным» о наших мыслях еще до того, как мы начали говорить. В. М. Бехтерев писал: «Нет ни единого мыслительного процесса, лишенного внешнего физического выражения». В процессе общения сливаются воедино и речь, и жестикуляция. И именно от их взаимосвязи происходит восприятие человека как целостного образа.
Джон Каспер Лафатер, пастор из Цюриха, был человеком, с которого начинается последовательное и систематическое междисциплинарное изучение движений тела. В своем "Эссе по физиогномике" 1792 года он описал значимые соотношения между выражениями лица и конфигурациями тела.
К концу ХVIII века возникает устойчивое представление о том, что для всестороннего изучения жестов необходим комплексный подход, сочетающий анатомический, физиологический и психологический анализы (сюда вполне можно было бы добавить еще целый ряд аспектов).
С середины XX века появляются первые типологии жестов и жестовых систем с последующим их развернутым анализом.
К 1950-ым годам прошлого века уже сформировались понятийные и теоретические основы кинесики – науки о жестовых невербальных единицах, жестовых системах и жестовой невербальной деятельности .
Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.
1 Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица
Части и элементы лица | Эмоциональные состояния | |||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость | |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно закрыт | ||
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | ||||
Форма глаз | Глаза раскрыты или сужены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | ||
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | ||
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | ||||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | ||||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | ||||
Подвижность лица | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской
В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Полом Экманом)
Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.
В профессиональной психотехнике мимика используется для:
усиления речевого высказывания;
воздействия на собеседника;
установления психологического контакта;
формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;
улучшения самочувствия.
Мимика динамична и, как правило, отражает:
1. отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;
2. психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;
3. отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;
4. отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;
5. некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.
2 С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон).
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю
3 Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведен. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.ия человека.
Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов — разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
1. коммуникативные: жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;
2. модальные, т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;
3. описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.
В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).
Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).
Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).
Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).
Жесты сомнения и неуверенности — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).
Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).
Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака», опускание век).
Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).
Итак, завершая главу о жестах, повторим: при толковании их нужна осторожность, хотя осознанное наблюдение в области жестикуляции способно доставить истинное удовольствие; при этом важно занять достаточно отстраненное положение.
Дистанцирование
Под данным термином мы понимаем дистанцию, которой придерживается один человек относительно другого (иногда и по отношению к животным или предметам), а также неожиданные движения, которые имеют целью изменение дистанции, например, резкий шаг назад и т. п. (В данном случае мы уже можем говорить о пограничных сигналах: «шаг назад» можно отнести и к изменению позы, и к дистанцированию). Мы еще вернемся к этим вопросам (см. главу 7).
2.2.5.Интонация
Под интонацией понимаются все явления, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного. Это интонация как таковая, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, ритм речи и т. п. Под интонацией мы понимаем также звуки несловесного содержания, например пощелкивание языком, вздохи, постанывания и т. п. (см. главу 8).
Телесное выражение внутреннего состояния человека
Людям импонируют личности, обладающие энергичным и в то же время изящным телом. Физическая гармония всегда способствует успеху.
По утверждению Ф. Ларошфуко, «изящество для тела — это то же, что здравый смысл для ума». В этом высказывании удачно выражено все то, что относится к кинесике.
Привлекательная внешность зависит не столько от красоты форм тела, сколько от умения владеть им
От умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит наш внешний вид. Привлекательная наружность влияет на психику, на самочувствие и, таким образом, способствует успеху.
В результате внешне одни и те же кинесические проявления в разных странах могут расшифровываться по-разному. Так, высовывание языка в Европе означает поддразнивание, насмешку, в Китае – угрозу, а в Индии – гнев, и таких примеров можно привести немало. Жест «кольцо» – ОК, заимствованный из американской кинетической системы, в нашей культуре означает «всё в порядке», в Японии – «деньги, связанные с ситуацией купли-продажи», а на Мальте таким жестом обозначают пассивного гомосексуалиста. Таким образом, накопленный эмпирический опыт в области кинесики требовал сортировки, систематизации и статистической обработки.
Изучение описаний вероятных значений того или иного движения и позы обогащает коммуникативный опыт человека, позволяет с большей точностью предполагать истинные мотивы поведения партнёра по коммуникации, но не является основанием для приписывания кинесическим проявлениям человека фиксированных значений, не зависящих от контекста конкретной ситуации.