Итоговая работа по "Лексикологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:28, аттестационная работа

Краткое описание

« Вот она, моя будущая нива, на которой я, как скромный пахарь, буду работать»,- подумал Василий Петрович, во- первых, потому, что он был назначен учителем в местную гимназию, а во- вторых, потому, что любил фигуральную форму мысли, даже когда не высказывал ее вслух. « Да, придется работать на этом скромном поприще,- думал он, вновь садясь на скамью лицом к морю.- Где мечты о профессуре, о публицистике, о громком имени? Не хватило пороху, брат Василий Петрович, на все эти затеи; попробуй- ка здесь поработать!»

Файлы: 1 файл

лексикология.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВАЯ  РАБОТА ПО ЛЕКСИКОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

3 курса заочного  отделения

Гаврилова Екатерина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012 г.

I

Охарактеризуйте отнесенность слов текста к определенному структурно- семантическому типу. Выпишите  те слова, которые не являются объектом лексического анализа.

 

« Вот она, моя будущая нива, на которой я, как скромный пахарь, буду работать»,- подумал Василий Петрович, во- первых, потому, что он был назначен учителем в местную гимназию, а во- вторых, потому, что любил фигуральную форму мысли, даже когда не высказывал ее вслух. « Да, придется работать на этом скромном поприще,- думал он, вновь садясь на скамью лицом к морю.- Где мечты о профессуре, о публицистике, о громком имени? Не хватило пороху, брат Василий Петрович, на все эти затеи; попробуй- ка здесь поработать!»

И красивые и  приятные мысли зашевелились в голове нового учителя гимназии. Он думал  о том, как он будет с первых классов гимназии угадывать «искру божию» в мальчиках; как будет поддерживать натуры, «стремящиеся сбросить с себя иго тьмы»; как под его надзором будут развиваться молодые, свежие силы, «чуждые житейской грязи»; как, наконец, из его учеников со временем могут выйти замечательные люди…

(Гаршин В.М. Избранное.- Л.: Лениздат, 1981.- 192 с.- (Школьная б- ка).

 

Вот, она, моя, будущая, на, которой, я, как, буду, во- первых, потому, что, он, был, в, а, во- вторых, даже, когда, не, ее, да, на, этом, вновь, к, где,  о, имени, все, эти, здесь, и,  со, могут – слова, которые не являются объектом лексического анализа.

 

II

Дайте характеристику слов текста по статическим лексикологическим  признакам.

  1. Выделите однозначные слова:

Вот, она, на, которой, , как, буду, во- первых, потому, что, , был, в, а, во- вторых, даже, когда, не, , да, на, этом, вновь, к, где,  о, все, эти, здесь, и,  со

 

  1. Родовидовые отношения:

…..

Коннотативные отношения:

замечательные люди - оценочность, свежие силы - образность.

 

  1. Выпишите толкования двух многозначных слов текста, определите связи между значениями многозначного слова и составьте схемы их семантических структур.

 

МЫСЛЬ, -и, ж. 1. Мыслительный процесс, мышление. Сила человеческой мысли.

2. То, что явилось в результате  размышления, идея. Интересная м.

3. То, что заполняет сознание, дума. М. о сыне. Иметь в мыслях  что-н. 

4. мн. Убеждения, взгляды. Быть  одних мыслей с кем-н.

5. мысль! Хорошая идея, хорошо  придумано (разг.). Встретиться с  друзьями - это м.! || прил. мысленный, -ая, -ое (к 1,2 и 3 знач.; устар.).

Радиально- цепочечный тип полисемии.

 

 

Интегральная  сема  для данной структуры многозначного  слова- мыслительный процесс, размышления.

 

НАТУРА, -ы, ж. 1. То же, что природа (в 1 знач.) (стар.).

2. Характер человека, темперамент. Пылкая н. По натуре он не зол. Привычка - вторая н. (посл.).

3. То, что существует в действительности, настоящая, естественная обстановка, условия в отличие от изображенного.  Познакомиться с чем-н. в натуре. Рисовать с натуры и натуру. Киногруппа снимает натуру.

4. То же, что натурщик (спец.).

5. Товары, продукты как платежное  средство. Расплачиваться натурой. || прил. натурный, -ая, -ое (к 3 и 4 знач.). Натурная съемка. Н. класс (где  рисуют с натурщиков).

 Радиально-  цепочечный тип полисемии.

 

Интегральная  сема  для данной структуры многозначного  слова- природа.

 

ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. 1. Мн. ч. от человек ( в 1 знач.). Люди планеты Земля. Раненый зверь идет к людям. Первобытные люди.

2. обычно с определением. Лица, принадлежащие к какой-н. общественной  среде, группе, имеющие какой-н.  общий признак. Л. труда. Л.  науки, искусства. Л. доброй  воли. Молодые л. (молодые мужчины,  а также вообще молодежь). Простые  л. (небогатые и непритязательные, а также вообще трудовой народ).

3. Все другие, кроме тебя, меня  и тех отдельных лиц, о к-рых  идет речь. Думать о людях (т.  е. не только о себе). Что  л. скажут? (упрек; разг.). Все не  так, как у людей (осуждение;  разг.). Все как у людей (похвала, одобрение; разг.). Ни себе, ни людям (о том, кто не пользуется сам и не дает пользоваться другим; разг. неодобр.). Стесняться при людях (в присутствии других). Л. пахать, а мы руками махать(посл.).

4. В действующих боевых  соединениях: живая сила, личный  состав. Потери в людях и технике.

5. То же, что кадры (во 2 знач.). Предприятию нужны л. Бригада  пополнилась людьми. 6. В дворянском, богатом доме: слуги (устар.). Господа и их люди. Изба для людей (людская). * Вывести в люди кого (устар.) - помочь занять хорошее общественное положение. Выйти, (выбиться, пробиться) в люди (устар.) - достичь после усилий хорошего общественного положения. Дворовые люди - живущие в качестве слуг при господском доме крепостные крестьяне, лишенные земельных наделов. Добрые люди (разг.) - 1) люди, доброжелательно, сочувственно настроенные. Добрые люди помогли. Свет не без добрых людей (посл.); 2) обращение, призыв к окружающим. Люди добрые, помогите! Жить в людях (устар.) - работать, жить работником у нанимателя, хозяина. Жил в людях учеником сапожника.

 

Радиальный  тип полисемии.

 

Интегральная  сема  для данной структуры многозначного слова – лицо.

 

СВЕЖИЙ, -ая. -ее; свеж, свежа, свежо, свежи и свежи. 1. Недавно добытый или приготовленный, не испортившийся. Свежая рыба. С. хлеб. Свежие цветы (только что сорванные, срезанные).

2. Идущий в пищу в своем  натуральном виде, без приготовления. Свежие фрукты. Свежие овощи.

3. О воздухе: прохладный и  чистый, не спертый. На свежем  воздухе (вне помещения). 4. О ветре,  погоде: холодный. С. ветер. По  ночам свежо (в знач. сказ.).

5. Не утративший ясности, яркости.  Свежие краски. События еще свежи в памяти (перен.: хорошо помнятся).

6. Не бывший еще в употреблении, незапачканный, чистый. Свежая рубашка.  Свежее белье. 

7. Недавно возникший, новый или  (о силах, возможностях) обновленный.  По свежим следам (также перен.). Свежие новости. Со свежими силами. Свежая мысль. На свежую голову сделать что-н. (отдохнувши, пока не устал). С. вид, свежее лица у кого-п, (отдохнувшие, поздоровевшие). || сущ. свежесть, -и, ж. (к 1, 3, 4, 5, 6 и 7 знач.). Не первой свежести (не вполне свежий в 1 и 6 знач.).

 

 

Интегральная  сема  для данной структуры многозначного  слова -

не испортившийся, недавно  добытый.

 

 

 

Радиально – цепочечный тип полисемии

 

 

  1. Охарактеризуйте несколько слов по типам лексических значений. Найдите в тексте слова, значения которых позволят проиллюстрировать разные типы лексических значений.

 

Не хватило пороху - переносное значение, фразеологическое сочетание, мотивированное, производное, фразеологически обусловленное

 

Свежие силы– переносное значение, фразеологическое сочетание, мотивированное, производное, фразеологически обусловленное

 

Люди – прямое значение, немотивированное, непроизводное, свободное.

 

Натуры – прямое значение, немотивированное, производное, несвободная синт. позиция

 

III

1)Дайте характеристику словам текста по парадигматическим признакам.

 

Поддерживать - синонимические отношения, видовые

Свежие силы - синонимические отношения,

 

2) Охарактеризуйте синтагматические связи слов текста.

Не хватило пороху (иноск.) — силы, ума, догадки, слов, средств Ср. На очень-то большое дело у ней вряд ли хватит пороху. Боборыкин. Ходок. 1, 10. Ср. Ста

(Фразеологическое сочетание)

 

3) Приведите примеры  ассоциативно – деривационных связей в тексте.

В данном тексте отсутствуют связи ассоциативно- деривационные.

Примером же данной связи является слово – размышлизм.

4)Заполните таблицу логических типов отношений между формой и содержанием, дайте ответ и приведите примеры:

 

Форма

Значение

Ответ/ пример

Единство

Единство

Гимназия 

Единство

Подобие

Свежий 

Тождество

Неподобие

Адресат/адресант (в тексте нет примера паронима)

Подобие

Неподобие

Божию/ божью

Подобие

Тождество

Искру божию/искру божью

Неподобие

Тождество

Свежие силы

Неподобие

Подобие

Приятные мысли

Неподобие

Противоположность

Темный/светлый (в тексте нет примера антонима)


 

    5 ) Установите наличие фразеологизмов в тексте.

Не хватило пороху

пороху не выдумал (иноск.) — о  несметливом, неумном Ср. Граф Павлинов — представительная наружность, но по первому взгляду можно заключить, что пороху не … 

пороху не нюхал (иноск.) — в походах, в войне не был, не принимал участия Ср. Тридцати лет, давно полковник, пороху не нюхал. Маркевич. Четверть века назад. 1, …

пороху не хватило (иноск.) — силы, ума, догадки, слов, средств Ср. На очень-то большое дело у ней вряд ли хватит пороху. Боборыкин. Ходок. 1, 10. Ср. Ста

(ТИП - Фразеологическое сочетание)

 

Искра божия (иноск.) — талант, огонь святой

Ср. Я вам прямо скажу... Если сразу  искры Божьей не окажется... нет вам  моего благословения...П. Боборыкин. Китай-город. 4, 3.

Ср. Браво! — крикнула Грушева. —  С огоньком, — сказал актер.

Там же. 4, 4.

Ср. Грушева потрепала ее по плечу, сказала с ударением, что "искра  есть".

Там же. 4, 5.

См. огонь святой.

См. утилитарность.

(ТИП - Фразеологическое сочетание)


Информация о работе Итоговая работа по "Лексикологии"