История арабского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:28, реферат

Краткое описание

Формированию арабского языкознания способствуют исторические условия, в частности, основание военно-теократического государства (арабский халифат). Интерес к языкознанию связан с арабским письмом, где вводятся дополнительные строчные, надстрочные и подстрочные знаки. Первой арабской грамматикой стала Аль-Китав, где детальному научно-теоретическом описанию подвергается синтаксис, морфология, словообразование, фонетика. В морфологии рассматриваются части речи, структура корня, имена и их классификация: имена явные, имена скрытые, имена общие.
Формированию арабского языкознания и достижению им за относительно короткое время высокого уровня развития способствовали исторические условия, приведшие к быстрому возвышению арабского народа.

Файлы: 1 файл

история арабского языка.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Формированию  арабского языкознания способствуют исторические условия, в частности, основание военно-теократического  государства (арабский халифат). Интерес  к языкознанию связан с арабским письмом, где вводятся дополнительные строчные, надстрочные и подстрочные знаки. Первой арабской грамматикой стала Аль-Китав, где детальному научно-теоретическом описанию подвергается синтаксис, морфология, словообразование, фонетика. В морфологии рассматриваются части речи, структура корня, имена и их классификация: имена явные, имена скрытые, имена общие. 
Формированию арабского языкознания и достижению им за относительно короткое время высокого уровня развития способствовали исторические условия, приведшие к быстрому возвышению арабского народа. В 632 г. было основано военно-теократическое государство — Арабский халифат, границы которого расширились в результате победоносного шествия арабов, завоевавших обширные территории на Ближнем и Среднем Востоке, в Индии, в Закавказье, Северной Африке, Испании. В процесс развития арабоязычной культуры включилось множество разных этносов. Вместе с исламом получил распространение арабский язык, принявший на себя роль языка религии, государственного управления, образования и науки. Арабский мир переживал в тот период бурное развитие естественных и гуманитарных наук. Занятию арабским языком  здесь отводилось почётнейшее место, Даже сами правители Халифата проявляли живой интерес к лингвистическим штудиям.  
Было распространено убеждение, что Коран продиктовал пророку сам Аллах на арабском языке, превосходящем все другие языки. Запрещалось переводить Коран на другие языки и совершать на них религиозные обряды. Забота о чистоте арабского языка возводилась в разряд важнейшей общегосударственной задачи.  
Арабское письмо возникло ещё до принятия ислама. Оно имеет консонантно-буквенный характер, строки записываются справа налево. Его прототипом явилось набатейское письмо (4 в. до н.э. -1 в. н.э.), восходящее к арамейскому письму. Набатейское письмо использовалось жителями Синайского полуострова и Северной Аравии вплоть до 6 в.  
Собственно арабское письмо складывается в начале 6 в. в г. Хира. Дальнейшее развитие оно получает в середине 7 в., при первой записи Корана (651). Во второй половине 7 в. вводятся дополнительные строчные, надстрочные и подстрочные знаки. В средние века арабское письмо использовалось многими мусульманскими народами, что приводило к возникновению новых графических систем. Впоследствии, уже в 20 в., границы его распространения существенно сократились.

Одну из первых попыток составить арабскую грамматику, по преданиям, предпринял Абу л-Асуад ад-Ду’али. Он выделил имя, глагол и частицы, ввёл знаки для кратких гласных, затрагивал вопросы словоизменения и пр.  
Всё самое лучшее и оригинальное создаётся в средневековом арабском языкознании в 8—13 вв. Совершенство и чёткая методологическая направленность созданной арабами за короткое время системы языковедческих знаний объясняются и тем, что арабы сумели творчески освоить всё накопленное в течение предыдущих веков как в эллинистической науке, так и в индийской науке, и тем, что они смогли глубоко проникнуть в структуру своего языка. 
Арабское языкознание выступило посредником между античной наукой, достижения которой оставались неизвестными в средневековой Европе до 11—12 вв.

Главнейшими из языковедческих школ, возникших на территории нынешнего Ирака после её завоевания арабами, были Басрийская, Куфийская и Багдадская. Между школами Басры и Куфы постоянно велась острая полемика по вопросам грамматики арабского языка. Басрийцы выступали как аналогисты, носители пуристских тенденций, строгие ревнители классических норм. Куфийцы же были аналитиками, допускавшими возможность отклонений, особенно в области синтаксиса, ориентировавшимися на разговорную речь.

В 762 г. центр  административной, политической, культурной жизни переместился в новую Багдад. На первом этапе деятельности багдадских грамматиков господствовали куфийские  принципы, затем утвердилась басрийская концепции; в итоге сложилось  эклектичное направление.  
Первой дошедшей до нас арабской грамматикой является “Al-Kitab” басрийца Сибаваихи. Он подверг детальному научно-теоретическому описанию многие явления синтаксиса, морфологии, словообразования и фонетики, используя достижения предшественников и современников.  
Арабские учёные обычно делили грамматику на синтаксис, морфологию и фонетику и уделяли значительное внимание вопросам словообразования, а в связи с ним этимологии, благодаря которой в 11 в. высокого уровня достигла теория корня. Синтаксис и морфология представляют собой наиболее оригинальные части арабской грамматики, не имеющие источников ни в греческих, ни в индийских трудах и ориентированные на специфику именно арабского языка.  
Особенно большие успехи были достигнуты в фонетике. В фонетических разделах грамматических трудов описывались либо только артикуляции арабских звуков, либо также их комбинаторных изменение. Существенное влияние на арабов оказала индийская система классификации звуков, основанная на учёте места артикуляции и других артикуляторных признаков. Использовался приём сравнения звуков в артикуляторном и функциональном отношениях. Авиценна ввёл понятие корреляции для установления отношений между звуками. Случаи геминации квалифицировались как результат полной прогрессивной или регрессивной контактной ассимиляции. Описывалась ассимиляция частичная и дистантная. Исследовались вопросы о взаимодействии согласных и гласных, о замене согласных, о метатезе, об утрате хамзы, об элизии, о возникновении связывающего гласного, о палатализации, веляризации, о звуковом символизме. 
Арабские языковеды активно исследовали лексику как литературного языка, так и диалектов. Им принадлежат многообразные классификации слов (по структуре, семантике, происхождению, частотности), подсчёт возможного количества корней в арабском языке, разработка правил совместимости определённых согласных в корне. Изучению подвергаются слова устаревшие, редкие, заимствованные. Различаются слова однозначные и многозначные, значения прямые и переносные. Большое внимание уделяется синонимам и омонимам. 
Существенные успехи были достигнуты в лексикографии. Составляются словари толковые, предметные, синонимов, редких слов, заимствований, переводные, рифм. Слова в словарях располагаются как по месту образования согласных, так и по алфавиту с учётом последнего корневого согласного либо первого корневого согласного. Первым из них был арабский словарь Халиля ибн Ахмада “Kitab al-‘ajn” (расположение слов по фонетическому принципу — от фарингальных к лабиальным; сперва корни двухсогласные, затем трёхсогласные, далее многосогласные; указание на все возможные модификации корня; ис-пользование метода анаграмм). Метод, который был использован в составлении этого словаря, использовался на протяжении трёх веков. 
К усовершенствованию словарей в дальнейшем привели новые достижения фонетики. Они отразились в словаре ибн Манзура (умер в 1311) “Lisan al-‘arab”, который явился вершиной арабской средневековой лексикографии.  
Как и у древних греков, велись споры между сторонниками естественной связи между звуковой оболочкой слова и предметом и сторонниками установления связи обозначающего и обозначаемого по соглашению. Важным достижением арабской лингвистической мысли было признание того, что количество слов ограничено, а количество значений бесконечно.

Информация о работе История арабского языка