Информационная (информирующая) речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:01, доклад

Краткое описание

Цель информационной речи -помочь познать и усвоить, а это достижимо лишь при условии, если речь интересна и ясна. Интерес, который должна пробудить информационная речь, вытекает из желания познать. Ясность речи способствует удовлетворению этого желания. Интерес, вызываемый речью, и ясность ее — две стороны одной и той же монеты. В подобном соотношении они и будут обсуждаться в дальнейшем.

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_2.docx

— 24.54 Кб (Скачать)

 

Информационная (информирующая) речь.

 
Цель информационной речи -помочь познать и усвоить, а это достижимо лишь при условии, если речь интересна и ясна. Интерес, который должна пробудить информационная речь, вытекает из желания познать. Ясность речи способствует удовлетворению этого желания. Интерес, вызываемый речью, и ясность ее — две стороны одной и той же монеты. В подобном соотношении они и будут обсуждаться в дальнейшем. 
 
Разновидности информационной речи:

– доклад (научный, деловой);

– монолог учителя;

– лекция;

– отчет;

– сообщение инструкции;

– объявление о предстоящем  событии.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– нужно показать нерешенные вопросы;

– не должно быть ничего спорного, неразрешимого;

– речь должна пробудить  любознательность;

– дать исчерпывающую информацию;

– должна быть актуальной и  интересной для данной аудитории;

– должна содержать много  конкретных фактов;

– должна содержать сопоставление  старого и нового, нужно вести  слушателей к новому, отталкиваясь от старого;

– должна содержать элементы драматизма;

– включать не больше 2–3 разделов, пунктов плана;

– требует рационального  изложения материала;

– требует логически безупречной  аргументации;

– нужно подробно раскрыть причинно-следственные и условно-следственные связи.

Аргументирующая речь.

Это выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку общественных движений, компаний. Обычно не планируются  заранее, до их произнесения.

Убеждать можно в правоте  своего мнения, в необходимости их совершения, или продолжения, или  прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая  цель – убедить аудиторию в  спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.

Убеждающая  речь.

Убеждает в правоте  какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса.

Разновидности убеждающей речи:

– выступление в научной  и политической дискуссиях;

– выступление за круглым  столом.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;

– необходимо избегать эмоциональной  перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);

– речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;

– необходимо использовать короткие фразы;

– эффективно индуктивное  построение речи;

– психологические доводы эффективнее логических.

Побуждающая речь.

Убеждает в необходимости  какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!

Разновидности убеждающей речи:

– речь на митинге;

– речь на предвыборном собрании;

– прямой призыв к действию;

– речь-протест.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или  недоговоренностей;

– речь должна приводить  аудиторию к согласию;

– должна вызывать интерес;

– должна учитывать, может  ли аудитория совершить действие;

– должна завершаться прямым призывом к действию.

Особое место среди  агитационных выступлений занимают Митинговые выступления.

Цель – эмоционально доказать один тезис и побудить аудиторию  к действию.

Разновидности митинговых выступлений:

– выступление с политическим призывом;

– выступление с протестом;

– предвыборные выступления;

– призыв к действию.

Особенности митинговой аудитории.

– многочисленность, следовательно, понижение интеллектуального уровня слушателей (эффект толпы);

– разнородность, поэтому  нужно ориентироваться на более  низкий уровень;

– неподготовленность, поэтому  эффективна индуктивная подача материала;

– сильный механизм заражения: эмоция усиливается в 4 раза;

– сильная восприимчивость  к эмоциональным призывам: аудитория  быстро реагирует на простые, легко  выполнимые, эмоциональные призывы (Долой! Громи! Вперед! Не пропускай!);

– затрудненная реакция на конструктивные предложения, поэтому  такая аудитория не думает, не хочет  напрягаться, логически рассуждать;

– высокий уровень внушаемости: аудитория очень легко верит  односторонней, непроверенной, эмоциональной  информации.

Эти особенности предъявляют  высокие требования к оратору  и выступлению.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– решительность изложения;

– повышенная громкость;

– заметная эмоциональность  оратора;

– краткость (2–3 мин);

– использование коротких фраз;

– афористичность;

– отстаивание одного тезиса, обсуждение одной проблемы;

– критика иной точки зрения;

– оценочность, наличие ясной  позиции (я поддерживаю…, я против…);

– практическая направленность, конкретный призыв к действию в простой, ясной для восприятия форме (я  призываю вас к...);

– выражение общих интересов: использование позиции «мы» (я  выступаю от...; я представляю здесь  интересы тех, кто...; нам всем нужно...);

– нельзя повторяться, нужно  развивать или опровергать мысль  того, кто выступал до Вас, ссылаться  на предыдущего;

– необходимо говорить о  сегодняшнем дне, а не о прошлом;

– конкретно называть недостатки и виновных;

– выявлять причины неблагополучия;

– позитивная конечная ориентированность: должен быть ответ на вопрос: «Что делать?».

Эпидейктическая (торжественная) речь.

Аристотель называл ее речью на случай. Произносится в  ситуациях особого рода – на юбилеях, съездах, различных общественных актах. С нее нужно учиться говорить, но это не самая легкая речь для  начинающих, вспомните речь на дне  рождения.

Цель — воодушевление  и сплочение коллектива.

Задача, по Аристотелю, хвала  всему, что делает данную общность коллективом. Объект речи, по Аристотелю, добродетель  и порок, прекрасное и безобразное. Предмет речи может быть любой.

Разновидности эпидейктической речи:

– похвала лицу по особому  поводу (тосты, юбилеи, эпитафия – надгробная речь, эпиталамия – хваленая речь на свадьбе);

– похвала деятельности всего  коллектива;

– похвала явлению;

– осуждение, порицание. Например, идеологическая речь: социалистического  государство – это хорошо, капиталистическое  – плохо.

Виды эпидейктической  речи: протокольно-этикетные и развлекательные  выступления.

Протокольно-этикетные  выступления.

Цель – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить  предписания этикета или ритуала.

Разновидности протокольно-этикетных выступлений.

– приветствие официальной  делегации;

– официальное поздравление юбиляра;

– речь при официальной  встрече гостей;

– траурная речь;

– речь на открытии чего-либо;

– вступительное слово  перед официальным мероприятиям;

– выступление с оценкой  заслуг человека или организации;

– моральная проповедь.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– должна быть краткой (не более 3 мин.);

– в меру эмоциональной;

– произноситься энергично;

– не должна содержать ничего спорного, способного возбудить несогласие, только однозначные утверждения;

– не должно быть информации, которая вызовет другую реакцию, кроме одобрения;

– должна вносить ясность  в проблему;

– должна подчеркнуть значение чего-либо в общественной жизни;

– должна произноситься без  бумажки;

– должна создавать впечатление  понятности ситуации и решаемости затрагиваемых  проблем;

– должна пробуждать чувства  восторга, благодарности, преданности.

Развлекательные выступления.

Цель – развлечь слушателей, дать возможность приятно провести время.

Разновидности развлекательных выступлений:

– тосты;

– речи на банкете;

– рассказ в компании о  забавном случае.

Развлекательная речь должна поддерживать внимание и интерес  слушателей, быть занимательной от начала и до конца. Предназначена  для приятного общения на досуге.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– основное требование –  бесконфликность;

– не нуждается в единстве развития;

– может сочетать серьезное  и шутку, правду и вымысел, содержать  преувеличение и много личного;

– может содержать самоиронию;

– может содержать шутливые выпады против какой-либо группы (женщины, жители столицы или провинциалы, представители тех или иных профессий).

Различные виды речь тесно  переплетаются на практике, выступление  приобретает комплексный характер (информационно-этикетные, информационно-развлекательные, информационно-убеждающие), все эти  типы должны органично вплетаться в  текст выступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Информационная (информирующая) речь