Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:01, доклад
Цель информационной речи -помочь познать и усвоить, а это достижимо лишь при условии, если речь интересна и ясна. Интерес, который должна пробудить информационная речь, вытекает из желания познать. Ясность речи способствует удовлетворению этого желания. Интерес, вызываемый речью, и ясность ее — две стороны одной и той же монеты. В подобном соотношении они и будут обсуждаться в дальнейшем.
Информационная (информирующая) речь.
Цель информационной
речи -помочь познать и усвоить,
а это достижимо лишь при условии, если
речь интересна и ясна. Интерес, который
должна пробудить информационная речь,
вытекает из желания познать. Ясность
речи способствует удовлетворению этого
желания. Интерес, вызываемый речью, и
ясность ее — две стороны одной и той же
монеты. В подобном соотношении они и будут
обсуждаться в дальнейшем.
Разновидности информационной речи:
– доклад (научный, деловой);
– монолог учителя;
– лекция;
– отчет;
– сообщение инструкции;
– объявление о предстоящем событии.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– нужно показать нерешенные вопросы;
– не должно быть ничего спорного, неразрешимого;
– речь должна пробудить любознательность;
– дать исчерпывающую информацию;
– должна быть актуальной и интересной для данной аудитории;
– должна содержать много конкретных фактов;
– должна содержать сопоставление старого и нового, нужно вести слушателей к новому, отталкиваясь от старого;
– должна содержать элементы драматизма;
– включать не больше 2–3 разделов, пунктов плана;
– требует рационального изложения материала;
– требует логически безупречной аргументации;
– нужно подробно раскрыть причинно-следственные и условно-следственные связи.
Аргументирующая речь.
Это выступления на предвыборных
собраниях, рекламные выступления,
выступления в поддержку
Убеждать можно в правоте своего мнения, в необходимости их совершения, или продолжения, или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.
Убеждающая речь.
Убеждает в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса.
Разновидности убеждающей речи:
– выступление в научной и политической дискуссиях;
– выступление за круглым столом.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;
– необходимо избегать эмоциональной перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);
– речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;
– необходимо использовать короткие фразы;
– эффективно индуктивное построение речи;
– психологические доводы эффективнее логических.
Побуждающая речь.
Убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!
Разновидности убеждающей речи:
– речь на митинге;
– речь на предвыборном собрании;
– прямой призыв к действию;
– речь-протест.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей;
– речь должна приводить аудиторию к согласию;
– должна вызывать интерес;
– должна учитывать, может ли аудитория совершить действие;
– должна завершаться прямым призывом к действию.
Особое место среди
агитационных выступлений занимают Митинговы
Цель – эмоционально доказать один тезис и побудить аудиторию к действию.
Разновидности митинговых выступлений:
– выступление с политическим призывом;
– выступление с протестом;
– предвыборные выступления;
– призыв к действию.
Особенности митинговой аудитории.
– многочисленность, следовательно,
понижение интеллектуального
– разнородность, поэтому нужно ориентироваться на более низкий уровень;
– неподготовленность, поэтому эффективна индуктивная подача материала;
– сильный механизм заражения: эмоция усиливается в 4 раза;
– сильная восприимчивость к эмоциональным призывам: аудитория быстро реагирует на простые, легко выполнимые, эмоциональные призывы (Долой! Громи! Вперед! Не пропускай!);
– затрудненная реакция на конструктивные предложения, поэтому такая аудитория не думает, не хочет напрягаться, логически рассуждать;
– высокий уровень внушаемости: аудитория очень легко верит односторонней, непроверенной, эмоциональной информации.
Эти особенности предъявляют высокие требования к оратору и выступлению.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– решительность изложения;
– повышенная громкость;
– заметная эмоциональность оратора;
– краткость (2–3 мин);
– использование коротких фраз;
– афористичность;
– отстаивание одного тезиса, обсуждение одной проблемы;
– критика иной точки зрения;
– оценочность, наличие ясной позиции (я поддерживаю…, я против…);
– практическая направленность, конкретный призыв к действию в простой, ясной для восприятия форме (я призываю вас к...);
– выражение общих интересов: использование позиции «мы» (я выступаю от...; я представляю здесь интересы тех, кто...; нам всем нужно...);
– нельзя повторяться, нужно
развивать или опровергать
– необходимо говорить о сегодняшнем дне, а не о прошлом;
– конкретно называть недостатки и виновных;
– выявлять причины неблагополучия;
– позитивная конечная ориентированность: должен быть ответ на вопрос: «Что делать?».
Эпидейктическая (торжественная) речь.
Аристотель называл ее речью на случай. Произносится в ситуациях особого рода – на юбилеях, съездах, различных общественных актах. С нее нужно учиться говорить, но это не самая легкая речь для начинающих, вспомните речь на дне рождения.
Цель — воодушевление и сплочение коллектива.
Задача, по Аристотелю, хвала всему, что делает данную общность коллективом. Объект речи, по Аристотелю, добродетель и порок, прекрасное и безобразное. Предмет речи может быть любой.
Разновидности эпидейктической речи:
– похвала лицу по особому поводу (тосты, юбилеи, эпитафия – надгробная речь, эпиталамия – хваленая речь на свадьбе);
– похвала деятельности всего коллектива;
– похвала явлению;
– осуждение, порицание. Например, идеологическая речь: социалистического государство – это хорошо, капиталистическое – плохо.
Виды эпидейктической
речи: протокольно-этикетные и
Протокольно-этикетные выступления.
Цель – соблюсти традиции
общения в данной ситуации, выполнить
предписания этикета или
Разновидности
протокольно-этикетных
– приветствие официальной делегации;
– официальное поздравление юбиляра;
– речь при официальной встрече гостей;
– траурная речь;
– речь на открытии чего-либо;
– вступительное слово
перед официальным
– выступление с оценкой заслуг человека или организации;
– моральная проповедь.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– должна быть краткой (не более 3 мин.);
– в меру эмоциональной;
– произноситься энергично;
– не должна содержать ничего спорного, способного возбудить несогласие, только однозначные утверждения;
– не должно быть информации, которая вызовет другую реакцию, кроме одобрения;
– должна вносить ясность в проблему;
– должна подчеркнуть значение чего-либо в общественной жизни;
– должна произноситься без бумажки;
– должна создавать впечатление понятности ситуации и решаемости затрагиваемых проблем;
– должна пробуждать чувства восторга, благодарности, преданности.
Развлекательные выступления.
Цель – развлечь слушателей, дать возможность приятно провести время.
Разновидности развлекательных выступлений:
– тосты;
– речи на банкете;
– рассказ в компании о забавном случае.
Развлекательная речь должна поддерживать внимание и интерес слушателей, быть занимательной от начала и до конца. Предназначена для приятного общения на досуге.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– основное требование – бесконфликность;
– не нуждается в единстве развития;
– может сочетать серьезное и шутку, правду и вымысел, содержать преувеличение и много личного;
– может содержать самоиронию;
– может содержать шутливые выпады против какой-либо группы (женщины, жители столицы или провинциалы, представители тех или иных профессий).
Различные виды речь тесно
переплетаются на практике, выступление
приобретает комплексный