Демосфен - оратор древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:32, реферат

Краткое описание

Родина красноречия - Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в Античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

Файлы: 1 файл

Демосфен.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Риторика»:

«Демосфен - оратор древней Греции» 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Южно-Сахалинск

2011

     Введение 

     Родина  красноречия - Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в Античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

     В V веке до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась  рабовладельческая демократия. В  них создавалась особая атмосфера  для расцвета красноречия. Верховным  органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом. Цицерон говорил, что есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство хорошего полководца, другое - искусство хорошего оратора.

     На  развитие ораторского искусства  в Греции большое влияние оказывала  также торговля. Греция была торговой страной, торговые операции требовали участия юристов, обсуждения и заключения торговых сделок.

     Публично  решались не только политические вопросы, но и совершался суд. По законам афинского  архонта Солона, изданным в 594 году до н.э., граждане Афин должны были сами защищать себя на суде. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступать любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей в Афинах - 500, а всего в решении судьбы обвиняемого принимали участие до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.

     Так как далеко не все граждане умели  хорошо выступать на суде, то в Греции появились логографы (писатели слов) - искусные ораторы, юристы, которые за плату писали подсудимому речь. Подсудимый выучивал ее и выступал на суде. Человек, совершенно не способный говорить, мог с согласия судей выдвинуть вместо себя другого.

     Помимо  указанных видов красноречия, в  Древней Греции развивалось социально-бытовое красноречие - хвалебные и поминальные речи (панегирик).

     Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось  выступать в собрании совета и  на народных собраниях, полководцу - перед войском, частному лицу - перед судом, на празднествах, дружеских встречах, поминках. 

 

Демосфен (около 384 - 322 гг., до н.э.) 

     Афинский  государственный деятель и великий  оратор древности Демосфен всю свою жизнь посвятил родине и умер в  борьбе за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э. отец его (которого звали также Демосфеном) был состоятельным человеком, имел оружейную мастерскую.

     Когда мальчику было семь лет, умер отец, оставив  в наследство будущему оратору и  его пятилетней сестре крупное состояние.

     Воспитание  ребенка было поручено матери и опекунам; опекуны (его дяди по матери), однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили жалованья учителям, не заботились об образовании детей и воспитании. Мальчик рос слабым, физически недоразвитым.

     Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался сначала уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было основательное знакомство с афинскими законами, а самое главное - умение хорошо и убедительно говорить.

     В то время при демократическом  строе в Афинах почти каждому  гражданину приходилось выступать  в суде и в народном собрании. Выдающиеся ораторы пользовались всеобщим уважением: их выбирали на почетные должности в государстве и отправляли послами в чужие страны. В Афинах появилось много людей, которые учили красноречию: как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.

     Самыми  выдающимися учителями красноречия  тогда были Исократ и Исей. Исократ  содержал на дому школу красноречия, но Демосфен не мог посещать занятий, так как плата за обучение была слишком высокой. Тогда он обратился  к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах.

     Четыре  года молодой человек прилежно учился у Исея и заплатил ему за обучение большую сумму денег. За это время  он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей; особенно внимательно  изучал он сочинения знаменитого историка Фукидида и философа Платона. "Историю" Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно восемь раз.

     Окончив учение, Демосфен начал судиться с  опекунами. Суд тянулся целых  пять лет. Опекуны всячески старались  избежать ответственности; так, они уничтожили даже самое завещание отца Демосфена и другие важные документы. В конце концов, опекуны были осуждены, однако молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства.

     Тяжелая многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость.

     Выступать перед народом Демосфен мечтал еще  мальчиком. Как-то раз еще в ранней юности Демосфен упросил своего воспитателя  взять его на заседание суда послушать  речь знаменитого оратора. Мальчик видел, как толпа народа провожала рукоплесканиями оратора, и удивлялся силе красноречия, которая покорила всех. С тех пор он бросил все другие занятия и игры со своими сверстниками и стал усиленно упражняться в красноречии. Он твердо решил сделаться оратором.

     Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя, писать судебные речи для других. Такое занятие оплачивалось в  Афинах довольно хорошо, и молодому человеку удалось не только прокормить свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения.

     Однако  составление речей не могло удовлетворить  Демосфена: он был пламенным патриотом  и мечтал посвятить свои силы общественной деятельности.

     Первое  выступление молодого оратора перед  народом кончилось печально: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речи. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил звука "р"), у него была дурная привычка подергивать плечом, и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой.

     Вторая  его попытка выступить с речью  перед народным собранием также  оказалась неудачной. Упав духом, закрыв лицо, спешил он домой и сначала  даже не заметил, что следом за ним  шел один из друзей, известный афинский актер. Они пошли вместе. Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. "Все это так, - отвечал актер, - но я попробую помочь твоему горю. Прочти мне какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида". Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Он понял теперь, как много красоты придает речи выразительность, которой ему не хватало, и с удвоенным усердием принялся за работу.

     Итак, Демосфен решил во что бы то ни стало  исправить все недостатки своей  речи. Чтобы никто ему не мешал, он уединился; обрил затем себе полголовы, чтобы не выходить из дома, пока волосы не отрастут. В день по нескольку часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он набирал в рот камешки и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук "р", он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался на гору или гулял по берегу моря, причем старался заглушить своим голосом шум волн. Иногда молодой человек не выходил по два, по три месяца, пока, наконец, совершенно не овладел голосом и жестами.

     После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал выдающимся оратором. Однако он никогда не говорил  без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам при свете лампы он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово. Все это дало впоследствии повод противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения и природных способностей. Как-то раз один из недругов даже бросил ему упрек: "Твои речи пахнут маслом", то есть "Ты сидишь над ними целыми ночами при свете масляного светильника".

     Но  даже враги, наконец, вынуждены были признать силу и мастерство его красноречия. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни; он то говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувства, передавая им свою горячую веру в правоту защищаемого дела.

     Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он начал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага всех греков - македонского царя Филиппа. Беззаветная любовь к родине вдохновляла великого оратора на борьбу против македонян и их пособников в Афинах и во всей Греции.

     Еще недавно Македония была слабым и  отсталым государством, с которым  греки мало считались. Царь Филипп (359-336 гг. до н.э.) объединил страну и организовал  большую прекрасно вооруженную  армию. В руках такого даровитого полководца, как Филипп, она стала грозной силой.

     Международное положение Греции в это время  было весьма благоприятным для выступления  Македонии: греки вели между собой  постоянные войны, афиняне воевали  с союзниками, фиванцы - с фокейцами, а спартанцы - с государствами Пелопоннеса.

     Царь  Филипп ловко пользовался внутренними  раздорами среди греков: он всюду  имел своих сторонников и агентов  в рядах противников. В случае необходимости царь не брезговал  и подкупом. "Осел, нагруженный  золотом, возьмет любую крепость", - говорил Филипп, неуклонно стремясь к своей цели - завоевать всю Грецию.

     Сначала Филипп подчинил Фессалию и укрепился в Северной Греции. Но это было только начало. Через  некоторое время македонянам  удалось захватить все афинские владения во Фракии, и они готовились к вторжению в Среднюю Грецию.

     Такие быстрые успехи Филиппа облегчались  еще и тем, что вся Греция была разделена на два лагеря ожесточенной борьбой между богатыми и бедными. Бедняки всюду открыто требовали  раздела земли и имущества богачей. Богатые рабовладельцы смотрели на Филиппа и македонян как на своих спасителей от выступлений бедноты. Они предпочитали лучше подчиниться Македонии, чем отдать свои богатства народу. При македонском владычестве можно будет, думали они, спокойно владеть своим имуществом и рабами и не опасаться народных восстаний. Только простой народ и бедняки готовы были защищать родину и свободу от македонских захватчиков.

     Демосфен  сразу же понял, какую опасность  для Афин и Греции представляют Македония  и ее царь, и возглавил партию патриотов, противников Филиппа.

     В Афинах в это время власть была в руках сторонников Македонии. Во главе македонской партии стояли Евбул и известный оратор Эсхин.

     Евбул был за мир "во что бы то ни стало, любой ценой" и нарочно закрывал глаза на опасность, грозившую со стороны македонского царя. Он желал успокоить народные массы путем раздачи народу доходов государственной казны (так называемые "зрелищные деньги").

     Демосфен  стал бороться против такого порядка  и призывал народ поступиться личными выгодами сегодняшнего дня для счастья и спасения родины. "Богатые, - говорил он, - бросают народу подачки за счет государства, а сами уклоняются от государственных повинностей. Оратору удалось убедить народ обратить "зрелищные деньги" на борьбу с Македонией. Это был значительный успех Демосфена и его сторонников-патриотов.

     Демосфен  постоянно выступал теперь в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались "Филиппинами" (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь "филиппикой").

Информация о работе Демосфен - оратор древней Греции