Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 18:46, реферат
Публичная речь — это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.
С помощью публичной речи человек должен достичь определенной деловой цели, но ни в коем случае не самоцель. И эта речь должна быть интересной, убедительной и логичной по отношению к слушателям. Существуют требования для публичной речи: грамотность, логичность, эмоциональная окраска, убедительность – которые являются определяющими в публичной речи.
Третий вид вытекает из последствия второго вида внимания. Оно возникает, как и второй вид, но затем поддерживается не принужденно и без всякой поддержки со стороны зрителей, так как они захвачены происходящим на сцене. Этот вид называется послепроизвольным и не утомляет в течение долгого времени.
Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.
Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.
Обращение можно использовать в любой части своего выступления, но для более сильного воздействия на зрителей надо ее использовать во время и с умом.
Выступать перед однородной аудиторией всегда проще и удобно, чем перед людьми разных специальностей. На однородную аудиторию настроится очень удобно. Огромную роль играет и оценка слушателей, не надо их недооценивать или переоценивать.
Не многие могут одинаково хорошо выступать перед разными аудиториями. Им трудно себя настраивать на разные составы. Например, овладев академической речью, не владеют популярным языком. Это мешает им настраиваться и выступать перед аудиториями, имеющие разные составы.
Гамильтон говорил: "Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают "[5, c.248]
В стадии подготовки к выступлению необходимо ставить себя на место зрителя. Подумать о том, является ли ваша речь достаточно яркой, интересной и захватывающей для них. Вам необходимо не только представить это, но и почувствовать. Речь выступающего должна быть интересна не ему самому, а именно слушателям. А слушателям всегда интересны факты, неизвестные данные или же все интересные мысли.
Допустим, нам удалось вступлением привлечь внимание зрителей. А как быть дальше?
Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т.е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Ваша речь должна быть понятна всем присутствующим, не надо говорить заумными словами.
Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.
Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей.
По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться.
Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.
При этом необходимо считаться со следующими правилами [3,c.169]
1. Около
90% жестов необходимо делать выше
пояса. Жестикуляция ниже пояса
часто имеет значение
2. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
3. Жестикулируйте
обеими руками. Самое трудное
— начать пользоваться жестами,
которые вы считаете
Не надо бояться пользоваться жестами, так как они являются основой любого языка.
Вам нужно быть искренним, убежденным и эмоциональным при выступлении, это помогают удерживать внимание собравшихся и даже более заинтриговать их. Они будут ожидать еще большего от вас.
Выступающему нужно не тараторить свою речь, как пулемет, а необходимо умерено рассказывать, иногда, делая паузы. Это все необходимо для того, чтобы присутствующие успела уяснить ваши слова и даже записать их по необходимости. Так же слушатели смогут задать вам вопрос, которые смогут вам серьёзно помочь в удержании интереса и внимания в их лицах. Человек способен активно слушать в течение 15-20 минут, затем надо сделать паузу по длиннее или отступление от вашей речи, либо привести какой-нибудь любопытный факт.
Чем серьезней ваш материал, тем больше концентрации и усилия требуется для ее усвоения слушателям. Самым хорошим способом для снятия напряженности является юмор.Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.Однако, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время Д.И. Писарев сказал: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью — тогда начинается умственное распутство". [1,c.120]
Когда вы чувствуете, что время вашего выступления подходит к концу, то следует долго не растягивать с завершением. Лучше завершить ее раньше и с не договоренной речью, чем позже, но все рассказав. Бывает так, что выступающих, слишком увлекшись речью, забывает про время, отведенное для него. В данном случае на лицах зрителей вы должны заметить признаки утомления. Они смогут даже запротестовать против того, что вы их задерживаете.
Завершение доклада не должно быть банальным. Не опытные ораторы в конце выговаривают фразу: “У меня всё. Всем спасибо за внимание”. Но это все очень банально и одноразово.
Завершение выступления тоже необходимо продумать заранее. Но должно быть несколько вариантов, так как один подготовленный вариант может не подойти в данной ситуации. Если же все ваши придуманные варианты не подходят для завершения, то следует по реакции публики придумать как можно лучшее заключение доклада. Ваше заключение должно быть не просто так сказано, а должны связать её с основным тестом и началом выступления. Это поможет вам оставить хорошее впечатление о себе зрителям.
Очень часто зрители в конце выступления могут задать вопрос по вашему выступлению, которые могут испортить или улучшить их мнение об ораторе, то есть о вас.
Вам не надо стараться увильнуть от ответа на вопрос, а нужно логично, кратко и точно ответить на заданный вам вопрос. А чтобы так отвечать надо четко и ясно понять смысл вопроса. Если его сформулировали неясно и многословно, то стоит переформулировать вам и повторить его вслух перед аудиторией, чтобы все услышали. Если со стороны задающего никаких замечаний нет, то можете начинать отвечать на данный вопрос. На вопросы отвечать обязательно, а не выговаривать реплики: “Я вам это говорил!” или ”Как вы не смогли это понять!”
Если у слушателей возникли вопросы, на которые вы не можете ответить или частично знаете ответ, то можно подсказать источник, где можно найти ответ на тот или иной вопрос. Но ни в коем случае нельзя уходить от ответов напрямую, нужно иметь терпение и чувство юмора. С помощью юмора можно в шутливой форме увильнуть от ответа. Все это вам поможет оставить хорошее впечатление о вас слушателям.
В заключении хочется отметить, что выступать перед публикой не такое уж и простое занятие, каким может показаться на первый взгляд. Выйдешь подготовленным на сцену, ожидая одну реакцию от слушателей, а они могут вести себя очень разными способами. Так что нельзя учесть все факторы и быть готовым ко всему. Нет строго предписанных советов для подготовки, так как каждая аудитория ведет себя по-разному.
Так же важную роль играет то, как человек готовиться к выступлению. Если отнестись к подготовке так и сяк, то ничего получиться. Если конечно нет ораторского дара. Ко всему надо отнестись серьезно и творчески, использовать все свои знания и потенциал, который у вас имеется. Если докладчик уверен в себе и увлечен своим предметом доклада, то будет рассказывать искренне и правдиво.
Многим не удается избавиться от чувства тревоги во время выступления и из-за этого начинают волноваться и нервничать. Это является нормой, зритель тоже почувствует ваше волнение. Ведь все это скажется на вашем говоре, интонации и поведении. Но лишние движения делать не надо. Вам нужно стараться поддавить в себе чувство волнения и страха сказать что-то не так.
Выступающему рекомендуется не полностью раскрывать свою тему, а частично что-то специально скрыть. Это требуется для привлечения внимания слушателей. Они должны убедиться, что вы еще не раз сможете на эту тему выступить и рассказать для них что-нибудь новое. Все это помогает слушателям лучше понять тему и, если вы их заинтересовали, то они будут искать информацию уже для себя.
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. / Г.В. Бороздина – М.: ИНФРА-М, 2003. - 295с.
2. Введенская А.АКультура и искусство речи [текст]/ А.А. Введенская, Г.Л. Павлова – Ростов н/Д., 1995.
3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично[текст]/Д. Карнеги. – М.: «Проспект», 1989. – 419с.
4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.[текст]/ Л.Г. Павлова – М., 1991. – 127с.
5. Шейнов В.П. Риторика[текст]/В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 592с.