Аристотель. О стиле ораторской речи/ Что такое стиль? Речь и стиль (5 условий). Стилистические приемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Речь как средство общения играет важнейшую роль в жизни человека. Силу слова люди осознали еще в древности. С появлением же элементов духовной культуры и демократии в античном мире возникла потребность выступать публично и учиться умению говорить убедительно. Так в Древней Греции возникла соответствующая наука - риторика. Уже в IV веке до н.э. риторика достигла значительной степени развития. Величайшие умы античности и прекрасные ораторы - Сократ, Платон, Демосфен, Аристотель - внесли неоценимый вклад в становление и развитие этой науки. Аристотель, а позднее Цицерон, знаменитый римский оратор, сформулировали высокие этические требования к оратору и произносимой им речи. Залогом успеха оратора является систематическое пополнение им своих знаний и неустанная работа над собой.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Краткая биография Аристотеля 4
Глава II. Речь и стиль по Аристотелю 6
Глава III. Стилистические приемы Аристотеля 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Аристотель - Риторика.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

 

Кафедра социальной работы и психологии

 

 

Реферат по дисциплине «Риторика»

на тему: «Аристотель. О стиле ораторской речи/ Что такое стиль? Речь и стиль (5 условий).Стилистические приемы»

 

 

Выполнила студентка

Факультета второго  высшего

профессионального образования

группы ЮРвво-12

Старовойтова О. М.

 

 

Проверила

К.ф.н., старший преподаватель

Головко Ж.С.

 

 

 

Белгород -2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение          3

Глава I. Краткая биография Аристотеля     4

Глава II. Речь и стиль по Аристотелю     6

Глава III. Стилистические приемы Аристотеля    10

Заключение          12

Список использованной литературы     13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь как средство общения играет важнейшую роль в жизни человека. Силу слова люди осознали еще в древности. С появлением же элементов духовной культуры и демократии в античном мире возникла потребность выступать публично и учиться умению говорить убедительно. Так в Древней Греции возникла соответствующая наука - риторика. Уже в IV веке до н.э. риторика достигла значительной степени развития. Величайшие умы античности и прекрасные ораторы - Сократ, Платон, Демосфен, Аристотель - внесли неоценимый вклад в становление и развитие этой науки. Аристотель, а позднее Цицерон, знаменитый римский оратор, сформулировали высокие этические требования к оратору и произносимой им речи. Залогом успеха оратора является систематическое пополнение им своих знаний и неустанная работа над собой.

В настоящее время  риторика необходима для всех людей, которым в силу их профессиональной принадлежности приходится говорить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Краткая биография Аристотеля

 

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и в то же время противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире.

Родители Аристотеля - отец Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в  Атарней, в Малой Азии, а затем, в семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в. Афины, где становится учеником Платона. В его Академии он пробыл до смерти учителя. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. Через некоторое время Аристотель возвращается в Афины и создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название "перипатетической", а принадлежащие к ней - "перипатетиков". Смерть Александра (323 г. до н. э.) вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в "безбожии", поскольку политических оснований ему не могли предъявить. Он вынужден покинуть Афины и летом 322 г. он умирает.

При жизни Аристотель не был любим. Наружность его не отличалась привлекательностью. Он был малого роста, сухощав, близорук и картав; на губах его играла язвительная улыбка; он был холоден и насмешлив. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной, подчас саркастической, что, конечно, доставило ему немало врагов. Нерасположение греков к Аристотелю преследовало его память и после его смерти, и его характер подвергся злостным нападкам и извращениям, главным поводом к которым послужили его отношения к Платону и его царственному питомцу, а также женитьба на племяннице Гермия. Но если от скудных и не всегда беспристрастных биографических сведений мы обратимся к сочинениям Аристотеля, то увидим человека с глубокой, искренней любовью к правде, ясным пониманием действительности со всеми её реальными отношениями, неутомимым рвением к собиранию фактических знаний и вместе с тем с изумительным даром систематизации и плодотворного распределения материала. По всему складу своего ума и способностей он является трезвым, спокойным мыслителем, чуждым фантастических увлечений Платона. В нём греческая философия совершила свой переход от идеальной восторженности юношеской эпохи к трезвой рассудительности зрелого возраста.

Аристотель создал большое  количество трудов в самых разных областях знаний. Тематически его труды можно разделить на:

1. Логические труды ("Органон"): "Категории", "Об истолковании", "Аналитики" первая и вторая, "Топика", "О софистических опровержениях".

2. Философия природы: "Физика", или "Лекции по физике", в 8-ми кн.,

3. Психология.

4. Биологические труды. 

5. Первая философия: сочинение  в 14-ти книгах, получившее название "Метафизика".

6. Этика. 

7. Политика и экономика: "Политика" в 8-ми кн., "Экономика" в  З-х кн.

8. Риторика и поэтика: "Искусство риторики" в З-х кн., трактат "О поэзии".

 

 

 

 

Глава II. Речь и стиль по Аристотелю

 

Работы Аристотеля "Риторика" и "О поэтике" посвящены трактовки слова и речи.

"Риторика" Аристотеля - первая систематическая монография, описывающая "способность находить  возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета".

В теории Аристотеля мышление неразрывно связано со словом - речь, высказывание (логос) содержит утверждение  чего-то о чем-либо. Высказывание может  быть простым и составным: "Высказывание едино, но в двух различных смыслах: или как обозначение чего-то одного, или как соединение многого - так, "Илиада" едина как соединение, а определение человека - как обозначение одного" (1).

"Риторика" Аристотеля состоит  из трех частей (книг). В первой  книге дается определение риторики, рассматривается ее отношение к диалектике и другим наукам.

"Речь слагается  из трех элементов: из самого  оратора, из предмета, о котором  он говорит, и из лица, к которому  он обращается"; (2) аудитория и есть конечная цель речи.

Речи (риторические высказывания) разделяются на три вида - совещательные, показательные (эпидейктические) и  судебные. Аргументация в каждом из этих видов речей может быть положительной  и отрицательной. Содержание совещательных  речей - будущее, задача - склонять к решению или отклонять от решения, а цель - польза или вред. Содержание судебных (судительных) речей - прошлое, задача обвинять или оправдывать, а цель - справедливое и несправедливое. Содержание показательных речей - настоящее, задача - похвала или порицание, цель - прекрасное или постыдное.

Во второй книге "Риторики" рассматриваются условия убедительности речи: (1) страсти (пафос) и нравы аудитории (этос); (2) приемы доказательства положений (логос).

В третьей книге "Риторики" рассматриваются  вопросы стиля и композиции речи. Аристотель называет достоинства стиля: ясность, правильность, краткость, выразительность, этичность, уместность, благозвучие.  С точки зрения характера связи между предложениями речь может быть беспрерывной и периодической. Завершенность беспрерывной речи определяется ее содержанием. Периодическая речь состоит из логически и ритмически организованных фраз (периодов), строение которых обозримо и отражает структуру отдельной мысли. В композиционном отношении речь состоит из четырех основных частей: вступления, изложения, доказательства и заключения.

Говоря об отношении отдельной  мысли к ее словесной форме, Аристотель использует понятие выражения; к  выражениям относятся метафоры (слова  в переносном значении) и обороты  речи.

"Риторика" Аристотеля не первое руководство по ораторскому искусству, но первый дошедший до нас научный трактат, в котором систематически изложена теория публичной аргументации.

По Аристотелю термин "стиль" (lexis) буквально значит "говорение", "строй речи". Аристотель предлагает следующую доктрину о стиле:

  1. Связь с предыдущим. Три качества, обусловливающие достоинство стиля (декламации): сила, гармония и ритм. Важное значение стиля (люди не только есть голый рассудок, но и живут внешним). Различие между поэтическим и риторическим стилем (последний гораздо ближе к разговорному языку).
  2. Достоинство стиля – ясность. Выражения, способствующие ясности стиля. Что годится для речи стихотворной и что для прозаической? Употребление синонимов и омонимов. Употребление эпитетов и метафор. Метафоры нужно выбирать в соответствии с тем, высокий или низкий предмет имеется в виду, и – пользуясь более красивыми словами ("розоперстая" заря лучше, чем "пурпуроперстая", и это лучше, чем "красноперстая"). Эпитеты – на основании дурного ("матереубийца") и хорошего ("каратель за отца").
  3. Четыре причины, способствующие негодности стиля: 1) употребление сложных слов, 2) необычных выражений, 3) ненадлежащее пользование эпитетами, 4) употребление неподходящих метафор.
  4. Сравнение, его отношение к метафоре. Употребление сравнения (тут у Аристотеля приведено много интересных примеров).
  5. Пять условий, от которых зависит правильность языка: 1) правильное употребление союзов, 2) собственных слов, а не описательных выражений, 3) отсутствие двусмысленных выражений (кроме намеренных), 4) правильное употребление родов имен, 5) соблюдение последовательности в числе, идет ли речь о многих, или о немногих, или об одном. Удобочитаемость и удобопонимаемость письменной речи. Причина неясности речи .
  6. Что способствует пространности и сжатости стиля? Взаимная замена имени и его определения, употребление метафор, эпитетов и пр.
  7. Надлежащие качества стиля. Они достигаются тогда, когда стиль "полон чувства, если он отражает характер и соответствует истинному положению вещей". Употребление этих приемов кстати и некстати.
  8. Стиль не должен быть ни метрическим, ни лишенным ритма. Аристотель требует для прозы ритмичность, не доходящую, однако, до метра.
  9. Стиль связный и стиль периодический. Период простой и период сложный. Два вида сложного периода (разделительный и противоположительный). Противоположение, противоречие, уподобление .
  10. Приятные и удачные сравнения – ясные и сообщают знание; они основаны на 1) метафоре, 2) противоположении и 3) наглядности. Из четырех родов метафор наиболее заслуживают внимания метафоры, основанные на аналогии (масса примеров).
  11. Наглядность есть изображение вещи в ее действии. Аналогизируемые вещи не должны быть абсолютно сродны (иначе пропадет самая меткость метафоры). Откуда следует заимствовать метафоры? "Обманывание" слушателя: апофтегмы, загадки, пародии, шутки, основанные на перестановке букв и на созвучии, омонимы. Сравнение, отношение его к метафоре. Пословицы и параболы и их отношение к метафоре.
  12. Каждому роду речи соответствует особый стиль. Стиль речи письменной и устной. Разница между тем и другим. Речь и сценические приемы. Заключение о стиле.

Аристотель обращает внимание на правильность построения речи и предлагает две концепции.

Первая концепция Аристотеля по построению речи – это выделение две части речи: нужно назвать предмет (изложение) и нужно доказать его (убеждение, доказательство), вторая же концепция заключается в более подробном делении: предисловие, рассказ, доказательство, заключение.

А. Предисловие сравнивается с мелодией к речам эпидиктическим и судебным, к произведениям дифирамбическим, эпическим, трагическим и комическим. Другие виды предисловия, общие для всех родов произведений и характер их содержания или предисловие содержит обвинение и различные способы его опровержения.

Б. Рассказ 

Построение и свойства рассказа в речах эпидиктических, судебных, и перед Народным собранием (16, 1416 b 16 – 1417 b 20).

В. Доказательство

  1. Источники и способы доказательства в трех указанных родах речей .
  2. Три случая, когда в речи уместно прибегать к вопросу. Двусмысленные вопросы. Шутки.

Г. Заключение

Четыре части заключения, состоящие 1) из старания оратора хорошо расположить слушателей к себе и  дурно – к противнику, 2) из преувеличения  и умаления, 3) из стремления разжечь страсти слушателей, 4) из напоминания.

 

 

 

Глава III. Стилистические приемы Аристотеля

 

Аристотель для ораторов рекомендует учитывать настроение, социальное положение слушающих людей и дает следующую градацию:

 

I. Страсти

  1. Определение гнева. Определение пренебрежения; три вида его (презрение, самодурство и оскорбление). Состояние гнева. Предмет и причина гнева. Как должен пользоваться оратор этой страстью для своей цели?
  2. Определение понятия "быть милостивым". Предмет и причина милости. Настроение людей милостивых. Использование оратором этой страсти
  3. Определение понятия "любить" и "друг". Предмет и причина любви. Виды дружбы и отношение дружбы к услуге. Вражда и ненависть. Отношение их к гневу. Использование у оратора.
  4. Определение страха. Предмет страха. Что такое страшное? Состояние страха. Смелость. Ее проявления.
  5. Стыд и стыдное. Кого люди стыдятся и почему? Состояние стыда.
  6. Благодеяние (услуга). Кому и когда следует оказывать ее? Использование у оратора.
  7. Сострадание. Кто доступен и недоступен этому чувству? Предмет сострадания.
  8. Негодование. Его отношение к зависти. Предмет и причины негодования. Настроение людей, ведущее к негодованию. Использование у оратора.
  9. Зависть. Кто завистлив? Предмет зависти. Как может влиять зависть на решение судей?.

Информация о работе Аристотель. О стиле ораторской речи/ Что такое стиль? Речь и стиль (5 условий). Стилистические приемы