Язычество в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:55, доклад

Краткое описание

Язычество (от слова «языки» — народы) — весьма неопределенный термин, который в свое время возник в церковной среде для обозначения всего нехристианского. В религиоведении под «язычеством» понимают разнообразные религиозно-мифологические представления, обряды и культы, которые существовали у различных народов планеты до обращения их в мировые религии.

Файлы: 1 файл

Язычество (доклад).doc

— 45.50 Кб (Скачать)

      Язычество (от слова «языки» — народы) —  весьма неопределенный термин, который  в свое время возник в церковной  среде для обозначения всего  нехристианского. В религиоведении под «язычеством» понимают разнообразные  религиозно-мифологические представления, обряды и культы, которые существовали у различных народов планеты до обращения их в мировые религии.

      Таким образом, язычество представляет собой  естественное явление, необходимый  этап эволюции религии. В этом процессе язычество в принципе отвечает этапам первобытных и национально-государственных религий. Но чаще всего им обозначают верования тех народов, которые не имели собственных государств, а, создав их, сразу приняли одну из мировых религий, обходя стадию длительного развития собственной национально-государственной религии. В этих случаях язычество представляет собой целостную пеструю смесь первобытных и национально-государственных религиозных форм. Поэтому хронологические рамки язычества чрезвычайно широки — своими корнями оно уходит в каменный век, а его пережитки могут сохраняться до XIX—начала XX в.

      Вопрос  о том, какие из известных верований, обрядов и культов, зародившихся за несколько десятков тысяч лет  до н. э., следует считать отдельными, самостоятельными первобытными формами  религии, пока не нашел общепринятого решения в религиоведческой литературе. Безусловной формой примитивных религий признается только тотемизм. Проблема заключается в том, что в реальных первобытных верованиях разнородные представления и культы сосуществовали и переплетались в самых причудливых комбинациях. В то же время они были настолько распространенными и универсальными, что встречались практически во всех конкретных религиозных проявлениях древнего общества.

      Многие  исследователи соглашаются с  тем, что подавляющему большинству первобытных проявлений религии были присущи следующие особенности.

      1. Отсутствие абстрактных представлений  о Боге как безликой, управляющей  природой и людьми силе, находящейся  над миром. Вместо этого древние  люди поклонялись непосредственно  материальным предметам, природным явлениям, животным и растениям, которые наделялись сверхъестественными свойствами и качествами. Чаще всего сверхъестественность первобытных объектов религиозного почитания сводилась к их невидимости, неосязаемости или неуязвимости для обычных людей в обычной обстановке.

      2. Смешение жизни и культа: в  этой связи принято даже говорить, что жизнь первобытного человека  была его богослужением. Каждое  его действие осуществлялось  в соответствии с освященными  тысячелетней традицией обрядами  и правилами, что было важно для накопления, сбережения и передачи от одного поколения к другому моральных предписаний, правил поведения, элементарных знаний и навыков, необходимых для выживания в окружающем мире.

      3. Родоплеменной, а не мировой  характер религиозных культов, когда каждое первобытное племя имело свои собственные религиозные культы: одни поклонялись медведю, другие верили в чудодейственную силу умерших предков.

      Как видим, древнейшие формы религии  заметно отличались от современных  нам религиозных проявлений (в первую очередь мировых религий) по характеру вероучения, культа и организации. Единственное, что объединяет их, — это наличие веры.

      Появление первобытных верований и культов  ученые объясняют особенностями  мышления первых людей, которые переживали окружающий мир как живое и одушевленное существо с собственными чувствами, эмоциями и волей. В этой связи даже возникла достаточно грубая аналогия: древний человек мыслил так, как современный переваривает еду, т. е. не отдавая себе ясного отчета в протекании самого процесса. Первобытное мировосприятие может показаться нам странным и непривычным, но в нем нет ничего удивительного: для объяснения окружающего мира человек применял единственно доступный его пониманию, хотя, быть может, несколько нескромный, критерий — самого себя.

      Фетишизм (португ. feitico — вещь для колдовства; иногда этимология этого слова возводится к латин. fatum — судьба) — поклонение предметам ближайшего окружения  человека (как правило, неживым). Впервые  проявления фетишизма были описаны у племен Западной Африки. Сам термин был введен в научный оборот в конце XVIII в. французским колониальным чиновником Шарлем де Броссом и получил распространение благодаря известному французскому философу-позитивисту начала XIX в. Огюсту Конту.

      Предположение о том, что фетишизм — это исторически первая форма религии, является скорее теоретическим и умозрительным, нежели имеющим под собой реальную фактическую основу. Все дело в простоте собственно фетишистских верований, элементарности сопровождающих их обрядов и преимущественно индивидуальном характере фетишизма.

      В основе веры в фетиш лежало представление  о предмете как о двойнике человека, самостоятельном существе, наделенном чисто человеческими чувствами  и побуждениями. Фетиш осуществляет благоприятное или неблагоприятное влияние на человека потому, что именно он, фетиш, этого хочет, потому что рассердился за что-то на человека или, наоборот, проникся к нему благодарностью за хороший уход.

      Тотемизм (на языке индейцев североамериканского  племени оджибве — «его род») — вера в сверхъестественную связь человека и отдельных социальных коллективов с животными и растениями. Термин тотемизм появляется в научном языке в начале XVIII в. и закрепляется в научном обращении на рубеже XIX—XX вв. в работах выдающегося английского этнографа Джеймса Фрейзера (Фрэзера) (1854—1941).

      Примечательно, что, в отличие от фетишизма, следы  тотемных культов зафиксированы  не только этнографически, но и археологически. В первую очередь речь идет об отдельных  черепах пещерных медведей или целых их скоплениях, обложенных по кругу камнями или собранных в большие каменные ящики. Можно вспомнить и о наскальных рисунках с изображением полулюдей-полуживотных. Расположены они не там, где могли бы предстать перед взором восторженного зрителя, но в темных и уютных закоулках пещер или в подземных галереях, труднодоступных даже для нынешних археологов. Встречаются также стилизованные скульптуры зверей (бизонов или медведей), вокруг которых сохранились многочисленные круговые следы с характерным для ритмичных танцевальных движений переносом центра тяжести на пятку.

      Анимизмом (латин. anima — душа) называется вера в самостоятельную силу, способную  существовать отдельно от человека, животных или растений. Автором этого термина  был один из наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Эдуард Тайлор (1832—1917), который посвятил анимизму большую часть своей книги «Первобытная культура» (1871). Вскоре термин «анимизм» получил такое широкое распространение, что в религиозной статистике многих стран появилась графа «анимистические религии» или «анимисты». Анимистами называли последователей наиболее древних религиозных верований и культов, которые так и не приняли ни одну из мировых религий.

      Шаманизм (на языке сибирских народов «саман»  — буйный) — особый комплекс обрядов  и ритуалов, связанный с верованиями  в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культов — шаманов.

      Шаманизм  хорошо описан на материале охотничьих и рыболовных народов Северной Америки, Сибири и Дальнего Востока. Известны и наскальные изображения, обычно соотносимые  с шаманизмом (изображение в пещере «Трех братьев» во Франции танцующего человека с рогами оленя, хвостом, длинной, вероятно, искусственной бородой).

      В наши дни шаманизм, похоже, переживает второе рождение, становится популярным и модным явлением западной культуры. Им увлекаются тысячи людей, многочисленные статьи и семинары предлагают всем желающим (от психологов и бизнесменов до домохозяек) «архаические техники экстаза», действительно оказывающиеся доступными подавляющему большинству тех, кто их практикует. Современная религиозная статистика также содержит графу «шаманизм», в которой указывается цифра 10—12 млн человек. Попробуем выяснить, что на самом деле представляет собой этот чрезвычайно интересный религиозный феномен.

      Шаманизм  был основан на представлениях древних людей о существовании тесной связи между шаманом и духами, которая помогает бороться с другими, враждебными человеку силами. Судя по всему, первым духом-покровителем шамана был его родовой или семейный тотем. Недаром у многих народов душу шамана олицетворяло животное, с которым она была слита в единое целое. В дальнейшем образ «матери-зверя» приобрел вид духа-предка самого шамана. В конечном итоге он превратился в духа-помощника шамана, очень часто человекоподобного.

      Язычество древних славян само по себе не является уникальным явлением в мировой истории религий, это — славянский вариант общечеловеческого языческого массива, однако вариант неповторимый. Эту неповторимость язычеству древних славян придает пересечение в нем нескольких относительно самостоятельных религиозных пластов, на основании которых оно, собственно говоря, и сформировалось.

      Первое  религиозное наслоение в древнеславянском язычестве составляют обряды и верования  местного населения лесостепной  полосы Украины (среднее течение  Днепра — Десна), которое заселяло эту территорию еще с каменного века (VI—IV тысячелетия до н. э.). Этот слой отвечал развитому анимизму и складывался по большей части из духов окружающей природы (домовые, русалки, берегини и тому подобное). Культ этих созданий, как и культ самой природы (культ воды, культ лесов и отдельных пород деревьев), крепко удерживался в народном сознании и функционировал достаточно автономно относительно культов позднейших языческих богов.

      Второй  пласт в язычестве древних  славян связывают с влиянием трипольской культуры конца IV—III тысячелетий до н. э. в междуречье Днепра — Днестра, которую некоторые исследователи считают одной из наиболее высокоразвитых для своего времени. Этот пласт отражал религиозные верования и культы, связанные с ранним хлебопашеским хозяйством. Состоял он из почитания женского божества плодородия и урожая, богини Матери-Земли (позднейшее имя — Макошь-Мокошь), гипотетически мужского божества-творца и повелителя Вселенной, обрядов и ритуалов сезонного хозяйственного цикла (праздник наступления весны как начала нового года, праздник созревания и сбора урожая и др.).

      Наконец, центральным пластом язычества  является круг религиозных представлений  и практик индоевропейского сообщества III— II тысячелетий до н. э.,'прародиной которого были, напомним, южные степные регионы России, Молдовы, Украины. У индоевропейских народов сложились общие взгляды на мир, его природу, трехчастную структуру, вера в богов-творцов неба, земли, людей, практика их чествования кровавыми жертвоприношениями, чрезвычайно развитый культ предков и похоронная обрядность.

      Таким образом, язычество древних славян имеет тысячелетнюю историю, в течение  которой оно находилось в процессе постоянных видоизменений. Эволюция славянского  язычества была закономерным феноменом, вызванным действием объективных факторов:

      • внутренними преобразованиями в  общественно-политическом укладе славянского  общества, его переходом от первобытных  форм общественной организации к  раннеклассовым и догосударственным;

      • постоянным изменением внешнего политического окружения древних славян и сложными этническими процессами формирования древнеславянского единства в постоянном смешивании с соседними народами — тюркоязычными (гуннами, готами, аварами, хазарами, печенегами, половцами), балтскими и финно-угорскими;

      • влиянием более развитых цивилизаций, в частности античной и византийской.

      Однако  — и в этом состоит главная  особенность эволюции славянского  язычества — на протяжении всего  периода существования язычества  разнокачественные религиозные  слои в нем не ассимилировали, не заменяли друг друга, а сосуществовали, дополняя друг друга, смешиваясь друг с другом. Вот почему в славянском язычестве накануне крещения Руси в одно и то же время существовал пантеон богов на уровне развитого политеизма при отсутствии установившегося культа почитания главных божеств и отдельного жреческого слоя, а рядом с этим пантеоном — не менее популярный и почитаемый пантеон низших духов на уровне первобытного полидемонизма.

      Уверенно можно рассматривать язычество только в том виде, в котором оно существовало у восточнославянских племен 2-й половины I тысячелетия н. э. во время возникновения у них собственной государственности. Для этого есть несколько разнообразных источников:

      • письменные памятники (сообщения летописей, древних авторов, церковные проповеди, направленные против «поганства»);

      • материальные источники — предметы декоративно-прикладного искусства, «вышиванки» и резьба по дереву, преисполненные языческих мотивов, изображений и символов;

      • этнографические сведения — обряды, детские игры, хороводы, сказки и т. п.

Информация о работе Язычество в России