Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:14, сочинение
«Религия — это место, на котором стоят, с которого смотрят и действуют, возвышенность, дающая точку зрения на мир», эта фраза из романа Нила Геймана, на мой взгляд, наиболее хорошо подойдет эпиграфом к тому, о чем я собираюсь рассуждать. Ведь это правда, вера в определенного бога, как формула, определяющая взгляд человека на окружающий его мир и задающая направление его поступкам.
Сочинение по фильму Ингмара Бергмана «Девичий источник»
Тема: «Язычество и христианство в Средневековье»
Выполнила Абдуллина Риналия
22группа
«Религия — это место, на котором стоят, с которого смотрят и действуют, возвышенность, дающая точку зрения на мир», эта фраза из романа Нила Геймана, на мой взгляд, наиболее хорошо подойдет эпиграфом к тому, о чем я собираюсь рассуждать. Ведь это правда, вера в определенного бога, как формула, определяющая взгляд человека на окружающий его мир и задающая направление его поступкам. И неважно, почему человеку следует соблюдать то, что чему учит его религия, из-за веры в праведность или из-за боязни наказания, неважно и то, почему вообще предписано поступать так, а не иначе, как известно, религия не задает вопросов, а только дает на них ответы. Главным в моем сочинении будет само видение мира глазами верующего, а также противоречивость теории веры в ее практике. Ярким примером такой противоречивости может послужить изменение мифологического сознания людей, сложившееся в эпоху Средневековья, которое было вызвано напластованием новой религии, религии Откровения, на старые языческие верования, обряды. И хорошим наглядным источником этому может послужить фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана «Девичий источник».
Считается, что христианизация практически всей Европы фактически закончилась еще в X веке, но, что примечательно, скандинавская легенда, которая легла в основу сюжета фильма, была написана в XIV веке. Значит, что еще долго после того, что мы называем христианизацией, в сознаниях людей сохранялись корни их языческого мировоззрения, которые противоречили христианским предписаниям и определяли их поступки. Герои фильма, а именно глава крестьянской семьи, его жена и дочь, а также несколько их слуг, живущие на опушке леса – праведные христиане, молящиеся, говорящие о Боге и его заповедях. Но это лишь на первый взгляд, ведь в дальнейшем, попав в тяжелую ситуацию, они будут поступать так, как диктуют им их языческие представления.
Я не буду писать о героях фильма, которые изначально не претендуют на истинных христиан, а именно преступниках, совершивших насилие и убийство невинной девушки. Из них стоит отметить только ее сводную сестру – девушку, которая и обратилась за помощью к языческому богу Одину, одержимая ненавистью к избалованной и всеми любимой сестре. Но позже, покаявшись в собственном преступлении, она словно получает прощение от Бога, явно не Одина, умывшись водой из источника, забившего из земли, на которой лежало тело ее сестры.
Большего интереса представляет образ главы семьи – крепкий средних лет крестьянин, который со своей женой и отправляет любимую дочь в церковь. Он выражает свое недовольство по поводу того, что его дочь проспала утреннюю мессу, причитает по этому поводу. Но, в то же время, охваченный горем и жаждой мести, он совершает убийство преступников полностью по языческому обряду. Узнав о смерти дочери, он приказал своей второй дочери растопить баню, а сам отправился рубить березу, чтобы сделать свежий веник. Проделав обряд очищения, герой отправляется совершать месть, но он не убивает преступников во сне, а хладнокровно дожидается рассвета. Вступив с каждым в схватку, он одолевает двоих ножом для забоя скота, и несмотря на мольбы жены убивает и мальчика, их брата. Убийцы – родственники друг другу, а значит, месть должна пасть на всех троих. Вообще же вся сцена отмщения пронизана языческими мерками.
Сама жена крестьянина предстает в разном свете в начале и конце сюжета. Набожная, послушная, в полностью закрытой одежде она сосредоточенно молится в первой картине. Но в конце, совсем не задумываясь о праведности своего поступка, она как должное принимает самосуд – убийство, совершенное своим мужем. Она не говорит о смиренности и о Божьем суде, и даже ее попытка сохранить жизнь мальчику, скорее всего, является простым женским сочувствием.
Кстати, раз я затронула сюжет молитвы в самом начале фильме, то хотелось отметить бы, что сам он уже представлен довольно противоречиво. В одном и том же доме в одно и то же утро, мать с отцом просят о спасении у распятия Христа, а их дочь возле котла возносит свои молитвы языческому богу Одину.
В конце фильма, глава семьи, обнаружив тело своей невинной дочери, поняв весь ужас преступления пастухов, а также своего преступления, он начинает сомневаться и в самой своей вере. «Боже, ты видел это, смерть невинного ребенка и мою месть. Ты позволил этому свершиться. Я не понимаю тебя», - говорит он. Мужчина не может осознать, почему Бог, которому он молится, и которого он считает справедливым, не оберег его и его семью от злодеяния. Но тут же сам дает ответ своим противоречиям: «И все же теперь я прошу твоего прощения. Я не знаю иного пути для моей жизни. В наказании за мой грех я построю здесь церковь». Он не знает другого выхода, потому что всю жизнь его учили, что Бог справедлив, что истина в деяниях по его заповедям, герой не смеет осуждать и анализировать, ему остается лишь быть смиренным и добиваться прощения у Господа. А языческим отголоскам он не придает особого значения, ведь они не обоснованы определенным учением, они являются лишь привычкой, следствием воспоминаний из поступков своих предков.
Источник, который прорвался из-под земли под телом невинной девушки, представлен как символ очищения и перерождения жизни, воплощение в образе чистоты и вечной жизни. Мы можем расценивать его как угодно – как Божью милость и прощение или как случайное событие, но однозначно, что для человека того времени он был бы знаком Божьего проявления, истинности веры и надежды в светлое будущее.
Информация о работе Язычество и христианство в Средневековье