Явленная икона и святой источник в селе Черемашка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:05, научная работа

Краткое описание

Чем известна Черемшанка? Село Черемшанка известно благодаря двум достопримечательностям: явленной иконе Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и колодцу, на месте которого, по преданию, и явился этот образ. Расследованию судьбы иконы посвящена статья Г.А. Крамора «Если заблудитесь – церковь ищите!..».

Оглавление

Глава 1. Что рассказали архивы
Глава 2. Судьба церкви после закрытия
Глава 3. Возраждение прихода
Глава 4. Загадочная икона
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Исследовательская работа Носковой Н.Д..docx

— 45.21 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

 

«ЯВЛЕННАЯ ИКОНА И СВЯТОЙ ИСТОЧНИК В

СЕЛЕ ЧЕРЕМШАНКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                          

Глава 1. Что рассказали архивы        

Глава 2. Судьба церкви после закрытия                                                                                    

Глава 3. Возраждение  прихода                                                                               

Глава 4. Загадочная икона                                                                                                 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЧТО РАССКАЗАЛИ АРХИВЫ

 

          Чем известна Черемшанка? Село Черемшанка известно благодаря двум достопримечательностям: явленной иконе Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и колодцу, на месте которого, по преданию, и явился этот образ. Расследованию судьбы иконы посвящена статья Г.А. Крамора «Если заблудитесь – церковь ищите!..». «…По преданию Черемшанских жителей, явилась икона при спуске с горы неподалеку от церкви к истоку при впадении в реку на пне, над которым в настоящее время колодец и над ним галерея, окружены приличной оградкой, а в ближайшее время эта икона перенесена в означенную церковь и помещается в правом клиросе; печатного описания об этой иконе нет. Празднование ея… 24 июня…». В «Справочной книге Тобольской епархии» сообщается, что «церковь в селе каменная, одноэтажная, построена на средства прихожан в 1852 г. В церкви один престол во имя св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В селе имеется часовня в честь чтимой прихожанами иконы Крестителя Иоанна, построенная над колодцем, где, по преданию, явилась сия икона».

        В настоящее время в храме с. Черемшанка находится икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя», расположенная справа от иконостаса. Именно эту икону местные жители считают чудотворной. По воспоминаниям старожил села, икона непостижимым образом возвращалась туда, откуда ее забрали: «Ее на кладбище отнесут в 12 часов ночи, утром придут – она опять на своем месте». Рассказывают, что долгое время икона хранилась у одной бабушки в подполье. Когда, после 1991 года, икону подняли, то она была настолько темной, что на ней ничего не было видно. Но после того, как жительница села передала икону в храм, ее обтерли, и образ стал проявляться. Считается, что икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя» помогает больным людям, обращает к вере заблудшие души.

     На престольный праздник села, отмечаемый 7 июля, – Иванов день, или Рождество Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня, «сходились люди отовсюду, ярмарки были, что даже из Тобольска, отовсюду люди пешком ходили». Старожилы села рассказывают, что паломники приходили, прежде всего, на святой колодец, который называли Ивановским.

      Колодец находится на берегу речки Мангут (притоке реки Черемшанка). Раньше, по словам старожилов, в реке «воды много было», «была хорошая речка». Сейчас же, в связи с общим понижением грунтовых вод, она обмелела: хотя в колодце воды много, она практически вровень со старым срубом. О времени появления колодца в Черемшанке говорят по-разному: будто бы он существует с 1800 г. Святой источник возник на месте явления чудотворной иконы. Исследователь Г. Крамор датирует появление источника XVIII веком, видимо, по датировке иконы Иоанна Предтечи, которая, по его предположению, написана также в XVIII в. Раньше рядом с колодцем (или над ним) стояла часовенка, однако она не сохранилась.

      До антицерковной кампании на колодец «ездили отовсюду, и пешком, и на лошадях». Народу было так много, что, по одной из версий, недалеко от церкви были постоялые дворы, где ночевали или жили паломники. Приезжали не только из близлежащих населенных пунктов, но и из других районов.

     На колодец ходили и ездили хромые, бездвижимые для совершения молитвы и исцеления от недугов. Старожилы рассказывают, что немощные привозили с собой ванны, наполняли их колодезной водой и лежали в них.

  «Отвыкание» от веры шло здесь не насильственно, а постепенно, под влиянием в первую очередь атеистической пропаганды. Показателем относительной мягкости местных властей является и то, что колодец не закопали, не была разрушена, как пелось в революционной песне, «до основания», каменная церковь. Со временем колодец забросили, и он заилился.

 

 

  1. СУДЬБА ЦЕРКВИ ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ

 

 
Колодец и навес над 
святым источником





         Почитание иконы продолжалось и в первые годы советской власт и. К концу 30-х государство изменило тактику борьбы с религией: похабная атеистическая пропаганда уступила место экономическому давлению (удушению приходов налогами) и активным репрессиям священников. Приход, оставшийся без пастыря, самораспадался, а церковное здание изымалось на государственные нужды как «пустующее».

     Так произошло и с храмом в Черемшанке.

      Уже осенью 1938 года его использовали как зерносклад. 21 ноября 1939 года президиум сельсовета решил: «церковь переоборудовать на клуб колхозной молодежи». Исполком Ишимского района удовлетворил ходатайство сельсовета почему-то лишь через год, 23 ноября 1940 года, а спустя еще неделю оно получило одобрение исполкома облсовета.

    Во время войны в церкви все также хранили колхозное зерно. После войны переоборудовали для занятий сельской школы. Храм тогда еще стоял в неизменном виде. «Церковь белая, красивая, издалека видная, – вспоминиет одна из жительниц. – Мама говорила, когда мы по ягоды или грибы уходили: «Если заблудитесь – церковь ищите!..».

       В 1952 году в ней устроили клуб с библиотекой. Заведующий клубом, переведенный из деревни Перво-Песьяной «избач» Старовойтов оказался хозяйственным мужиком. Лазил на крышу, сам купола снимал – их три было – а из железа буржуйки клепал. Из икон ладил бочки. Тогда же разломали колокольню.

     В начале 1970-х годов клуб переехал. Вместо него устроили магазин. В 1995 году Песьяновское правление потребкооперации продало здание церкви как обыкновенное строение частному лицу. А что же икона?

    Про икону Иоанна Крестителя никто из моих собеседников вспомнить не мог. Да, «самые старые бабушки» рассказывали: молились перед ней, цветы ставили, а что там было изображено – никто не знает… Все рассказы связаны только с колодцем. Ведь икона исчезла, храм закрыли, а он – остался. Его и в советские годы называли «Ивановский колодец». Оттуда брали воду всем селом. И память о чудотворениях жила.

  1. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРИХОДА

     К тому факту, что церковь превратилась в жилой дом, черемшанцы отнеслись негативно. Спустя десять с лишним лет взаимопонимание было найдено. Собственник церкви поступил благородно: так и не сумев обжить здание, подарил его в мае 2008 года православному приходу.

          В 2009 г. рядом с колодцем поставили сруб купели, подвели его под крышу. В Крещение в ней уже обливались (зимой в колодце продалбливают прорубь). В 2010 г. над колодцем сделали новый, крепкий сруб из бревен.

      Паломники массово приезжают в Черемшанку 7 июля, на день Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот день в Черемшанке начинается с утреннего молебна, затем верующие проходят Крестным ходом по селу. В настоящее время Крестный ход совершается и при засухе. Вечером проводится водосвятный молебен, затем, во время массового обливания, неподалеку от купели поется акафист Иоанну Крестителю. На водосвятный молебен и обливание из Ишима приезжают паломники – организованно и индивидуально. У колодца пьют воду, набирают ее с собой. Сейчас на Ивановский колодец ездят раз в месяц паломники из Тюмени (благодаря паломническому отделу Тобольско-Тюменской епархии «Сибирский паломник»).

     Русское село консервативно. Когда-то безбожникам потребовались десятилетия, чтобы искоренить религиозность в деревенском народе. Теперь нужны десятилетия, чтобы убедить селян в обратном. Обычно во вновь открытых храмах на службе увидишь не более десятка человек. В Черемшанке же сразу организовался активный приход.

 

  1. ЗАГАДОЧНАЯ ИКОНА

      В храме на центральном аналое лежит икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Ее принесла в храм жительница села. Образ хранился у ее свекрови, а той достался в наследство от матери.

      Эта икона сразу привлекает внимание своей древностью. Написанная масляными красками она в значительной степени потерта. Манера письма – «живоподобная». В центре композиции – воин-римлянин, занесший правую руку с мечом над стоящим на коленях Иоанном. У правого края вполоборота стоит другой воин. Позади него в арке дверного проема – юноша-слуга с блюдом. У левого края иконы видно изображение зарешеченного окна.

        Так писали в XVIII веке. И если эта икона – из черемшанского храма, то она явно старше его. Вспомним: в 1887 году возраст явленной иконы определяли – «около 150 лет». Значит, и она написана в XVIII веке. Возникает заманчивое предположение: а не та ли это икона, явленная? Увы, ни подтвердить, ни опровергнуть это предположение на документальной основе мы не можем. И нет в живых тех «самых старых бабушек», которые видели явленную икону. Неизвестны ее размеры. Есть только указание на сюжет. Храм построен и освящен в память Рождества Иоанна Крестителя. Такой же сюжет должен быть на явленной иконе. На вышеописанной же – сюжет казни пророка. Хотя и это обстоятельство не является решающим. Народное почитание именно «Иванова дня», в который освящают водные источники, могло нивелировать разницу между двумя праздниками, посвященными одному святому. Вспомним и о том, что целое столетие после обретения икона находилась в открытой часовне у источника, – это могло содействовать утрате красочного слоя.

      Не будем спешить с выводами. Ведь чудотворность – свойство не самой иконы как доски с изображением. Чудотворностью икону наделяет Господь по Своему непостижимому Промыслу и по вере тех, кто обращается к образу с молитвою. Первое же чудо – чудо совместной молитвы и церковного делания – в Черемшанке уже совершилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Краморг Г. «Если заблудитесь – церковь ищите!.. Явленная икона и святой источник в Черемшанке // Коркина слобода. 2008. Вып. 10;
  2. Сибирский паломник: рекламная листовка. Июль 2010 г.;
  3. Подкорытова А. Дорогой преобразований // Красная звезда. 1972.  №120.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Явленная икона и святой источник в селе Черемашка