Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:15, реферат
завершая краткий обзор, можно отметить лишь сложность религиозной ситуации в Кыргызстане и большое разнообразие факторов, группируя их как исторические, геополитические, экономические, политические, социальные, культурные и т.д. Взвешенная стратегия в формировании религиозного плюрализма в Кыргызстане может оказаться решающей силой в продвижении к демократическим идеалам и создать прецедент в Центральной Азии.
ЗГЛЯД 
НА РЕЛИГИОЗНУЮ СИТУАЦИЮ В КЫРГЫЗСТАНЕ 
 
Долгое время Кыргызстан, как и вся Центральная 
Азия, была расколота на православную 
(затем коммунистическую) метрополию и 
мусульманскую колонию, а христиане и 
мусульмане были разделены по расовому, 
культурному признаку. Несмотря 
на гигантские усилия по созданию нового 
советского человека, любое кладбище в 
любом городе Центральной Азии было молчаливым 
свидетельством стойкой сегрегации советского 
общества на христиан-славян (европейцев) 
и мусульман - местных жителей.  
Начиная с 1991 г., суверенизация и ориентация 
Кыргызстана на демократизацию и рыночную 
экономику начали стремительно формировать 
совершенно новую религиозную ситуацию. 
Фактически до 1993 г. мусульмане Кыргызстана 
не имели своего муфтиата и подчинялись 
Духовному управлению Мавераннахра в 
Ташкенте. Шаг за шагом была достигнута 
независимость муфтиата республики, тогда 
как Епархия в Кыргызстане - Русская православная 
церковь подчинена центру в Москве (Патриарху 
Московскому и Всея Руси).  
Свыше 80 процентов населения Кыргызстана 
составляют мусульманские народы - кыргызы, 
узбеки, татары, таджики, казахи, уйгуры, 
дунгане и т.д. В связи с выездом русских 
и прибытием беженцев из Таджикистана, 
высоким ростом рождаемости, наблюдаемым 
у мусульманских народов, численность 
последних будет постепенно возрастать. 
Между тем, в конфессиональном плане Кыргызстан 
может быть условно выделен на три зоны 
с совершенно различными характеристиками 
и траекториями развития. К первой группе 
можно отнести Бишкек и прилегающую к 
нему Чуйскую область. Так, в столице кыргызы, 
по официальным источникам, составляют 
меньшинство - 33 процента, тогда как русские 
и украинцы(как правило, в большинстве 
православные) - большинство - 54 процента. 
Близкая картина наблюдается и в Чуйской 
долине, где доля православных почти равна 
числу мусульман (кыргызов, казахов, татар, 
узбеков). Наиболее сильны здесь позиции 
православной церкви и наблюдается наиболее 
пестрая картина религиозного плюрализма.  
Второй зоной можно назвать северные районы 
республики с подавляющим большинством 
представителей кыргызской национальности 
- от 98% в Нарынской области, 87% в Таласской 
области и до 77% - в Иссык-Кульской. В этой 
зоне популярен, в основном, народный ислам 
со значительными вкраплениями шаманизма 
и локальных культов, именно здесь протестантские 
миссии завоевывают новых прозелитов 
из числа кыргызов, не встречая серьезного 
сопротивления.  
Третья, южная зона - Ошская и Джалал-Абадская 
области, имеют не только самую минимальную 
долю немусульманских народов (3-4%), но 
и высокий процент наиболее религиозного 
населения из числа узбеков и кыргызов. 
Здесь сконцентрированы наиболее активные 
мусульманские центры: исторически Ош, 
Джалал-Абад, Узген, Сафид Булент, Иски-Наукат 
и другие места известны как старинные 
святые места для паломников Центральной 
Азии. В настоящее время только в Оше - 
46 мечетей, но и это далеко от дореволюционого 
уровня, когда в городе насчитывалось 
154 мечети и 7 медресе.  
В целом, мусульманский "взрыв" в 
Кыргызстане, как и во всей Центральной 
Азии, характеризуется внешне быстрым 
ростом числа мечетей и медресе, количеством 
людей, свершивших Хадж в Мекку. Так, например, 
если на юге в последние советские годы 
было всего несколько мечетей, то сегодня 
их насчитывается до двух тысяч, ежегодно 
около трех тысяч человек совершает паломничество 
из Кыргызстана в Саудовскую Аравию. Особенно 
разительны перемены на селе, каждое поселение 
вполне справедливо желает иметь собственную 
мечеть, а прежний партактив уступил место 
людям, продемонстрировавшим большую 
религиозность и совершившим Хадж. Другой 
парадокс связан с тем, что с искоренением 
научного атеизма в университетах молодежь 
оказывается все менее информированной 
в отношении мировых религий, включая 
и ислам.  
Наиболее тревожная тенденция, имеющая 
место среди некоторых мусульман - отрицание 
разнообразия ислама признание верной 
и абсолютной только какой-либо одной 
версии - может усугубить этническую напряженность. 
Противоречия между "хорошими" и 
"не очень хорошими" мусульманами 
обнажились во время Ошского конфликта 
1990 года.  
Религиозный разлом порой совпадает с 
этническими группами, в силу исторической 
логики, узбеки более мусульманизированы, 
чем бывшие кочевники - кыргызы. В новых 
процессах углубления мусульманизации 
очень важную роль играет узбекское население 
юга республики, представители которого 
инициируют реисламизацию. К тому же, выявляется 
тенденция и к этническим мечетям, специализирующимся 
на незначительных культурных особенностях. 
Так, можно говорить об узбекских или кыргызских 
мечетях и медресе или об уйгурских или 
дунганских мечетях. Наиболее активные 
лидеры этих группировок предприняли 
организацию "Комитета по защите прав 
мусульман" с филиалами по стране в 
1997 году. Так, филиал в Джалал-Абадской 
области будет работать с 95 процентным 
мусульманским населением, имеющим только 
две основные мусульманские группы кыргызов 
(67%) и узбеков (25%). Бурный рост мечети и 
медресе, обособленных по этническому 
признаку, особенно сильно контрастируют 
с новыми протестанскими организациями, 
объединившими представителей различных 
этносов.  
Некоторые называют новый религиозно-национальный 
симбиоз "Ваххабизм", рост которого 
был замечен в Центральной Азии и, в особенности, 
в Таджикистане. Между тем, различные группировки 
мусульманских лидеров в условиях рынка 
и конкуренции зачастую используют новое 
слово "ваххабисты" для заклеймения 
соперников. Некоторые группы, наряду 
с активным строительством мечетей и медресе, 
призывают к упрощению и удешевлению обрядов. 
Они обычно опускают бороду, выступают 
против пышных свадеб, посещения кладбищ. 
Все это вызывает непонимание и ответную 
реакцию традиционных мусульман, поэтому 
разногласия и противостояние между ними 
и новыми мусульманами постепенно нарастают 
и могут приобретать этнический характер.  
Становится также очевидным, что миссионеры 
с мусульманских стран вовсе не заинтересованы 
в сохранении местной интерпретации ислама, 
а проявляют активность и щедрость чаще 
в распространении своей собственной 
модели и понимании религии. Все эти процессы 
импорта "чужого" ислама носят скрытый 
характер и практически не изучены. Процесс 
разрастания этого влияния можно увидеть 
по все увеличивающемся числе культовых 
сооружений, учащающихся спорах между 
мусульманами, или в появлении молодых 
женщин, полностью покрытых в темные одежды 
и с закрытыми лицами.  
Кыргызские протестанты или протестантские 
кыргызы? 
Известно, что семена западного протестантизма 
распространились еще при царе. Баптизм 
и евангелизм пришли в Центральную Азию 
вместе с украинскими, русскими и немецкими 
мигрантами. Если в советское время в Кыргызстане 
баптистами были, в основном, немцы, русские, 
украинцы, то с их отъездом и получением 
щедрой помощи из-за границы, протестанты, 
свидетели Иеговы стали обращать, и очень 
успешно, в новую веру коренных жителей.  
Кыргызы - протестанты стали приметой 
нового времени. Так, в Бишкеке уже насчитывается 
немало смешанных общин протестантов, 
и три церкви с богослужением на кыргызском 
языке. Протестанские миссии проникают 
и в отдаленные горные районы Кыргызстана, 
за исключением южных, где опасаются серьезного 
сопротивления и конфликтов.  
Наиболее активные миссии прибывают из 
США и Южной Кореи. Они основали десятки 
церквей в Кыргызстане и соседних к нему 
областях. Так, например, протестантские 
церкви Эммануил и Саран содержат учебные 
заведения, институт и колледж, где готовят 
будущих протестантских проповедников 
не только для Кыргызстана, но и для всей 
Центральной Азии (Г.У. Курманова, Н.А. Багдасарова. 
Цветение религии. Res Publica. 1996, 17 ноября). 
Наблюдается большое разнообразие протестантских 
церквей, имеющих различные центры и конкурирующих 
между собой. Среди наиболее динамично 
развивающихся - корейские, Адвентисты 
Седьмого дня и многие другие. Среди новообращенных 
очень много молодых кыргызов, значительное 
число из них составляют женщины. Все это 
может означать, что и их дети более органично 
воспримут новую веру своих родителей.  
Миссии протестантов и Свидетелей Иеговы 
имеют успех не только у молодежи, но и 
у пожилых кыргызов. Впервые появились 
смешанные в расовом и культурном отношении 
религиозные группы, за исключением пока 
мусульман и православных (представителей 
традиционных конфессий). Более того, долгое 
время советская власть культивировала 
нетерпимость к инакомыслию. И для многих 
людей смешанные в расовом и культурном 
отношении религиозные коммуны, новые 
религии кажутся непривычными и "неправильными". 
Им очень трудно принять свободу в выборе 
вероисповедания. Поэтому кыргызы, перешедшие 
в другую, не мусульманскую веру, испытывают 
иногда не только пренебрежение и насмешки 
со стороны родственников, знакомых или 
прохожих, но даже подвергаются насилию. 
Зафиксировано немало конфликтов на религиозной 
основе, но самые большие из них -споры 
связанные с практикой похорон.  
Согласно традициям, кыргызы хоронят своих 
умерших на родовом кладбище, но с обращением 
в протестантизм, возникают значительные 
проблемы у родственников с локальной 
общиной или мусульманским духовенством. 
Высказывают свое противодействие против 
массовой протестантизации кыргызов некоторые 
политики, которые опасаются раскола нации 
на конфессиональной основе.  
Поликонфессиональное общество 
Вместе с реисламизацией мы наблюдаем 
быстрый процесс протестантизации некоторых 
казахов и кыргызов в Центральной Азии. 
Кыргызстан в миниатюре сконцентрировал 
тенденцию, характерную для всей Центральной 
Азии, когда север становится все более 
христианским, а юг - все более мусульманским 
(порой исламским). Кыргызстан, благодаря 
своей свободе слова и совести, становится 
инкубатором для различных религиозных 
групп: на севере - для протестантских 
миссий, а на юге, в Ферганской долине - 
для ближневосточных.  
Сегодняшние мусульманские лидеры проявляют 
неоперативность и ригидность по отношению 
к русифицированным и городским казахам 
и кыргызам, и, особенно, к женщинам. Более 
того, в отличие от большинства рядовых 
мусульман, они советских университетов 
не кончали и практически не успели адаптироваться 
к новой ситуации. В целом же, мусульманские 
лидеры имеют удручающий разрыв между 
духовным и светским образованием, поэтому 
некоторые из них начали обучаться в университетах 
республики. В этих целях, впервые в стране 
начали действовать курсы переподготовки 
служителей ислама при теологическом 
факультете Ошского государственного 
университета (с участием турецких специалистов) 
по законодательству, ряду гуманитарных 
наук, религии; предполагается привлечение 
1400 имамов, поскольку на аттестации казиата 
многие показали посредственные знания 
(М. Хамидов. Знание - сила святая. Вечерний 
Бишкек. 1997, 1 декабря, с.83; Шукурова Д. Старые 
стереотипы и новые тенденции: к современному 
положению женщин в Иссык-Кульском и Нарынском 
регионах. Женщины Кыргызстана. Традиции 
и новая реальность. Бишкек.1995, с.35). Большинство 
новообращенных протестантов, бахаитов 
и представители других импортированных 
религий - женщины. Для них, прошедших школу 
советского равенства полов, многие досоветские 
нормы мусульманского поведения в быту 
и семье кажутся устаревшими и малопривлекательными. 
Скорее всего, постсоветские мусульманки 
создадут новый тип мусульманок в ближайшем 
будущем, весьма далеким от иранского, 
арабского и турецкого понимания роли 
женщин.  
Однозначно, что постсоветские мусульмане 
нуждаются в модернизации ислама. Предлагаемый 
сегодня досоветский или советский уровень 
ислама, даже в условиях всеобщей теологической 
малограмотности, для многих кажется несоответствующим 
изменившейся действительности. За 70 лет 
советской власти непослушные и мыслящие 
мусульманские лидеры искоренялись. Возможности 
для развития прогрессивной мусульманской 
мысли были сведены на нет, джадидиды (пытавшиеся 
модернизировать ислам и приспособить 
его к капиталистическим реалиям в конце 
XIX-XX вв.) исчезли, и даже память о них была 
вырвана с корнем.  
Быстрое продвижение протестантизма в 
Центральной Азии вызывает озабоченность 
в главных мусульманских центрах -Ташкенте, 
Намангане, Алматы, Оше и Бишкеке. Мусульманские 
и православные лидеры давно сформировали 
молчаливый альянс взаимной поддержки, 
сначала против воинствующего атеизма, 
а теперь - против богатых и могущественных 
миссий из западных стран. По этой причине, 
лидеры традиционных конфессий пытаются 
повлиять на правительство, выдвигая лозунги 
отказа от протестантизма и прося создания 
режима благоприятствования традиционным 
конфессиям. В Узбекистане в условиях 
строгого контроля продвижение богатых 
западных церквей крайне ограничено. В 
то же время, Казахстан, и, в особенности, 
Алматы - стал "колыбелью" западных 
протестантских церквей. Протестанты 
там пользуются большой популярностью 
и, естественно, включают в свою орбиту 
географических интересов и северный 
Кыргызстан. Таким образом, расположенный 
посреди разных полюсов Кыргызстан, окружен 
четырьмя наиболее сильными религиозными 
центрами: мусульманским официальным 
центром в Ташкенте, неофициальным - в 
Намангане (узбекской части Ферганской 
долины) и Таджикистане, и, наконец, протестантским 
в Алматы.  
В настоящее время кроме традиционных 
основных - мусульманской, православной 
общин, также набирают силы различные 
протестантские церкви, бахаиты, церковь 
Объединения (Муна), Свидетели Иеговы, 
общество Сознания Кришны и др. Все религиозные 
организации, за исключением традиционного 
местного ислама, имеют центры далеко 
за пределами Кыргызстана и подпитываются 
не только финансовыми вливаниями, но 
и получают серьезную методологическую 
помощь. Впервые за многие столетия Центральная 
Азия превратилась в арену борьбы различных 
конфессий. Если прежде люди знали в основном 
только две конфессии (ислам и православие), 
то теперь десятки новых хлынули в постсоветское 
пространство. В условиях, когда в республике 
функционируют тысячи религиозных организаций, 
дают знать о себе отдельные инциденты 
нетерпимости к новому. В 1996 г. была создана 
Государственная комиссия по делам религий 
при правительстве Кыргызской республики, 
предусматривающая осуществление государственной 
политики в этой области, способствующей 
формированию религиозного плюрализма 
и толерантности.  
Почти неменяющийся мир традиций 
Несмотря на высокий уровень грамотности 
и образованности большое число мусульман 
придерживается обрядовой формы и практически 
малознакомо с основными положениями 
ислама. Соблюдение мусульманских ритуалов 
в целом в Кыргызстане, особенно на севере, 
не такое строгое, как в соседних Узбекистане 
и Таджикистане. Каждодневные пятикратные 
молитвы, пост выполняются далеко не всеми. 
Многие обычаи в результате воинствующего 
атеизма "ушли" в сферу семьи.  
Орозо (пост) наблюдается довольно широко 
в сельской местности, впервые за последние 
годы в исполнения этого обряда стали 
вовлекаться также и дети. Значительно 
возросло число мусульман, придерживающихся 
поста в городах. Сложилась ситуация, когда 
сельская местность оказывается более 
религиозной, чем столица. Впрочем, и до 
революции не наблюдалось повсеместного 
строго соблюдения поста. Известен случай, 
когда в ХIХ в. кыргызский родопредводитель 
Ормон разрешил перенести тридцатидневный 
пост (орозо) с летнего времени на зимнее. 
Между тем, практически подавляющее большинство 
кыргызов отмечает окончание поста "Орозо 
айт". Празднование связывалось с поминанием 
умерших родственников. Достаточно широко 
отмечается, особенно в сельской местности, 
курман айт - праздник жертвоприношения.  
Обрезание, брак, похороны и диета (только 
в отношении свинины, но часто не в отношении 
алкоголя) широко практикуются многими 
кыргызами, узбеками, уйгурами и татарами. 
И эти обряды даже не скрывались в советское 
время, потому что населением они рассматривались 
как национальные обычаи. На селе и на 
юге Кыргызстана многие пары используют 
"никах" и официальную регистрацию 
в загсе. Полигамия, конечно, официально 
запрещена, но среди лиц старшего поколения 
сохранились романтические представления 
о ней как об обычае предков. Ныне некоторые 
политики, и даже ученые, заявляют о необходимости 
восстановления этого "доброго" старинного 
обычая, дабы увеличить численность кыргызов. 
Причем, введение полигамии пытаются объяснить 
и необходимостью следования мусульманским 
законам или же, оправдать "демократическими" 
причинами, якобы, в интересах бездетных 
женщин.  
Джаназа - похороны по мусульманскому 
обычаю, используется практически всеми 
мусульманами и даже теми, кто не считал 
себя в полной мере мусульманином. Обычно 
у кыргызов на похороны приходит большое 
количество людей, поскольку похороны 
и поминки рассматриваются как важное 
общественное событие. Принято забивать 
много скота для этих целей. В целом, погребальный 
обряд связан с большими расходами. По 
мнению многих верующих, поминальная пища 
священна. Возможно, отличительной чертой 
кыргызов может служить невероятная щедрость 
при праздновании тоев, ашей и других событий, 
которые часто рассматриваются как богоугодное 
следование мусульманским традициям, 
как-то даже подсчитано что только в одном 
1993 году на проведение тоев, похорон и 
свадеб в Иссык-кульско-Нарынском регионе 
было затрачено столько скота и алкогольных 
напитков, что их общая стоимость превысила 
сумму, необходимую для постройки первой 
очереди железной дороги Север-Юг 3  
Характерной особенностью мусульман Центральной 
Азии и, особенно, бывших кочевников - кыргызов 
и казахов, является широкораспространенная 
и глубокая вера в могущество и силу духа 
умерших, отсюда и особое почитание могил. 
Согласно этим представлениям, дух предков 
- арбак, покровительствует живым. Эта 
глубокая вера доходила до того, что за 
оскорбление могил в старину полагалась 
смертная казнь. Кыргызы придают особое 
значение намогильным памятникам, поэтому 
воздвигали монументальные мавзолеи (гумбезы) 
своим родным, близким или любимым героям. 
Некоторые называют даже ислам в Центральной 
Азии исламом гробницы. Насколько прочна 
эта традиция, видно даже по изображениям 
на национальных банкнотах Кыргызстана, 
где, например, запечатлен Гумбез Манаса, 
Узгенские мавзолеи - самые почитаемые 
места.  
Другой важной особенностью местного 
ислама является культ святых мест - мазаров, 
включающих в себя мавзолеи, кладбища, 
объекты природы - источники и реки, рощи, 
деревья, горы и камни, необычные постройки. 
Как правило, кладбища выстраиваются рядом 
со святым местом. Около мазаров, в случае 
стихийных бедствий или во время мусульманских 
праздников устраивают общественные моления 
и жертвоприношения. Исторически они долгое 
время заменяли мечети для номадов. Среди 
кыргызов всегда большой популярностью 
пользовались паломничества к мазарам, 
особенно велика роль женщин в сохранении 
этих традиций. Общее количество святых 
мест в Кыргызстане, кажется, больше, чем 
где-либо Центральной Азии. Существует 
много малоизученных мазаров, некоторые 
из них имеют тайные религиозные группы.  
Ош - вторая Мекка? 
Тысячелетиями Ош на стыке оседло-земледельческого 
оазиса и кочевого мира был пунктом, запиравшим 
высокогорные тропы среднеазиатского 
региона. Легенды об Оше свидетельствуют 
о его древнем происхождении и "святости". 
Об основании города существует несколько 
разноречивых преданий. По одному из них, 
город основан Александром Македонским, 
по другому, Сулейманом (Соломоном), а третья 
легенда приписывает основание Оша даже 
Адаму. Наиболее часто упоминаемая легенда 
связана с библейским Соломоном: "Он 
вел свое войско, а впереди гнал ару волов 
с плугом. Когда волы дошли до знаменитой 
горы, он сказал "Хош"("Довольно"). 
Так будто бы и произошло название древнего 
города.  
Мы знаем, что упомянутая гора в средние 
века называлась Баро-Кух, то есть, "Прекрасная 
Гора". С очередной волной мусульманизации 
края, видимо, в XVI-XVII вв., у нее появилось 
новое имя - Сулейман-тоо. По мусульманскому 
преданию, Сулейман, пролетая мимо этих 
мест, устал и прилег отдохнуть и будто 
бы затем здесь молился и своими руками 
построил мечеть, заводя глину на верблюжьем 
молоке, поскольку воды здесь в те времена 
не было.  
Популярность горы была настолько велика, 
что город Ош иногда называли Тахт-и Сулейман. 
Согласно мусульманскому сказанию о городе 
Оше "...в мечеть, находящийся на горе 
Баро-Кух, ступали ноги 366 пророков и посланников 
Божьих. В середине XIX в. Чокан Валиханов 
упоминал: "Мы сами читали книгу о святых 
местах в окрестностях Оша. Из нее видно, 
что Магомет знал о существовании того 
города и заповедовал всякому правоверному 
хотя бы раз посетить ошские святилища... 
Шейхи ошские также многочисленны. На 
поклонение в эти места приезжают ежегодно 
пилигримы с семействами из Коканда, Маргелана, 
Андижана и других городов Ферганской 
долины". Наибольшей популярностью 
среди других мазаров и мечетей пользовался 
Мазар Сулеймана. Среди некоторых мусульман 
живы представления об Оше как о второй 
"Мекке" в Центральной Азии.  
В Оше как религиозном центре длительное 
время складывался и кристаллизовывался 
комплекс "восточной индустрии туризма", 
получивший немалые прибыли от существования 
здесь святого Сулейман-тоо. В советское 
время местная администрация вынуждена 
была бороться за ликвидацию религиозного 
значения Оша. Волевыми методами и запретительством 
поставленную задачу решить до конца не 
удалось. Более полутора сотен мечетей 
было уничтожено, но, все же, мазар Сулеймана 
трогать боялись. Однако в 1953 г., чтобы 
сохранить памятни, привлекший потоки 
паломников как Мазар Сулеймана, было 
решено переименовать его в Домик Бабура. 
В документах местной власти заявлялось, 
что Бабур не имел никакого отношения 
к религии, поэтому памятник следует сохранить. 
Таким образом, удалось спасти мазар от 
разрушения, однако через десять лет, в 
ходе хрущевской волны разрушения религиозных 
сооружений, Мазар Сулеймана был ночью 
взорван. С ослаблением атестического 
пресса в конце 80-х гг. вновь расширились 
потоки паломников к знаменитой горе. 
Возникает Добровольное общество по восстановлению 
Домика Бабура. В сжатые сроки в 1989 г. было 
построено здание, реконструированное 
по фотографии Мазара Сулеймана 20-х гг., 
но декорированное в современном стиле. 
Пока неизвестно какой была Худжра Бабура, 
поэтому называть новодел постройкой 
Бабура, как это делают местные жители, 
преждевременно.  
В настоящее время Ош возрождается как 
религиозный центр, паломничество к святой 
горе расширяется. Между тем, впервые популярность 
Оша как Второй Мекки стала вытесняться 
его славой как крупного транзитного пункта 
наркотиков из Афганистана через Таджикистан 
и далее в Европу.  
В заключении, завершая краткий обзор, 
можно отметить лишь сложность религиозной 
ситуации в Кыргызстане и большое разнообразие 
факторов, группируя их как исторические, 
геополитические, экономические, политические, 
социальные, культурные и т.д. Взвешенная 
стратегия в формировании религиозного 
плюрализма в Кыргызстане может оказаться 
решающей силой в продвижении к демократическим 
идеалам и создать прецедент в Центральной 
Азии.
Информация о работе Взгляд на религиозную ситуацию в Казахстане