Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:15, реферат
завершая краткий обзор, можно отметить лишь сложность религиозной ситуации в Кыргызстане и большое разнообразие факторов, группируя их как исторические, геополитические, экономические, политические, социальные, культурные и т.д. Взвешенная стратегия в формировании религиозного плюрализма в Кыргызстане может оказаться решающей силой в продвижении к демократическим идеалам и создать прецедент в Центральной Азии.
ЗГЛЯД
НА РЕЛИГИОЗНУЮ СИТУАЦИЮ В КЫРГЫЗСТАНЕ
Долгое время Кыргызстан, как и вся Центральная
Азия, была расколота на православную
(затем коммунистическую) метрополию и
мусульманскую колонию, а христиане и
мусульмане были разделены по расовому,
культурному признаку. Несмотря
на гигантские усилия по созданию нового
советского человека, любое кладбище в
любом городе Центральной Азии было молчаливым
свидетельством стойкой сегрегации советского
общества на христиан-славян (европейцев)
и мусульман - местных жителей.
Начиная с 1991 г., суверенизация и ориентация
Кыргызстана на демократизацию и рыночную
экономику начали стремительно формировать
совершенно новую религиозную ситуацию.
Фактически до 1993 г. мусульмане Кыргызстана
не имели своего муфтиата и подчинялись
Духовному управлению Мавераннахра в
Ташкенте. Шаг за шагом была достигнута
независимость муфтиата республики, тогда
как Епархия в Кыргызстане - Русская православная
церковь подчинена центру в Москве (Патриарху
Московскому и Всея Руси).
Свыше 80 процентов населения Кыргызстана
составляют мусульманские народы - кыргызы,
узбеки, татары, таджики, казахи, уйгуры,
дунгане и т.д. В связи с выездом русских
и прибытием беженцев из Таджикистана,
высоким ростом рождаемости, наблюдаемым
у мусульманских народов, численность
последних будет постепенно возрастать.
Между тем, в конфессиональном плане Кыргызстан
может быть условно выделен на три зоны
с совершенно различными характеристиками
и траекториями развития. К первой группе
можно отнести Бишкек и прилегающую к
нему Чуйскую область. Так, в столице кыргызы,
по официальным источникам, составляют
меньшинство - 33 процента, тогда как русские
и украинцы(как правило, в большинстве
православные) - большинство - 54 процента.
Близкая картина наблюдается и в Чуйской
долине, где доля православных почти равна
числу мусульман (кыргызов, казахов, татар,
узбеков). Наиболее сильны здесь позиции
православной церкви и наблюдается наиболее
пестрая картина религиозного плюрализма.
Второй зоной можно назвать северные районы
республики с подавляющим большинством
представителей кыргызской национальности
- от 98% в Нарынской области, 87% в Таласской
области и до 77% - в Иссык-Кульской. В этой
зоне популярен, в основном, народный ислам
со значительными вкраплениями шаманизма
и локальных культов, именно здесь протестантские
миссии завоевывают новых прозелитов
из числа кыргызов, не встречая серьезного
сопротивления.
Третья, южная зона - Ошская и Джалал-Абадская
области, имеют не только самую минимальную
долю немусульманских народов (3-4%), но
и высокий процент наиболее религиозного
населения из числа узбеков и кыргызов.
Здесь сконцентрированы наиболее активные
мусульманские центры: исторически Ош,
Джалал-Абад, Узген, Сафид Булент, Иски-Наукат
и другие места известны как старинные
святые места для паломников Центральной
Азии. В настоящее время только в Оше -
46 мечетей, но и это далеко от дореволюционого
уровня, когда в городе насчитывалось
154 мечети и 7 медресе.
В целом, мусульманский "взрыв" в
Кыргызстане, как и во всей Центральной
Азии, характеризуется внешне быстрым
ростом числа мечетей и медресе, количеством
людей, свершивших Хадж в Мекку. Так, например,
если на юге в последние советские годы
было всего несколько мечетей, то сегодня
их насчитывается до двух тысяч, ежегодно
около трех тысяч человек совершает паломничество
из Кыргызстана в Саудовскую Аравию. Особенно
разительны перемены на селе, каждое поселение
вполне справедливо желает иметь собственную
мечеть, а прежний партактив уступил место
людям, продемонстрировавшим большую
религиозность и совершившим Хадж. Другой
парадокс связан с тем, что с искоренением
научного атеизма в университетах молодежь
оказывается все менее информированной
в отношении мировых религий, включая
и ислам.
Наиболее тревожная тенденция, имеющая
место среди некоторых мусульман - отрицание
разнообразия ислама признание верной
и абсолютной только какой-либо одной
версии - может усугубить этническую напряженность.
Противоречия между "хорошими" и
"не очень хорошими" мусульманами
обнажились во время Ошского конфликта
1990 года.
Религиозный разлом порой совпадает с
этническими группами, в силу исторической
логики, узбеки более мусульманизированы,
чем бывшие кочевники - кыргызы. В новых
процессах углубления мусульманизации
очень важную роль играет узбекское население
юга республики, представители которого
инициируют реисламизацию. К тому же, выявляется
тенденция и к этническим мечетям, специализирующимся
на незначительных культурных особенностях.
Так, можно говорить об узбекских или кыргызских
мечетях и медресе или об уйгурских или
дунганских мечетях. Наиболее активные
лидеры этих группировок предприняли
организацию "Комитета по защите прав
мусульман" с филиалами по стране в
1997 году. Так, филиал в Джалал-Абадской
области будет работать с 95 процентным
мусульманским населением, имеющим только
две основные мусульманские группы кыргызов
(67%) и узбеков (25%). Бурный рост мечети и
медресе, обособленных по этническому
признаку, особенно сильно контрастируют
с новыми протестанскими организациями,
объединившими представителей различных
этносов.
Некоторые называют новый религиозно-национальный
симбиоз "Ваххабизм", рост которого
был замечен в Центральной Азии и, в особенности,
в Таджикистане. Между тем, различные группировки
мусульманских лидеров в условиях рынка
и конкуренции зачастую используют новое
слово "ваххабисты" для заклеймения
соперников. Некоторые группы, наряду
с активным строительством мечетей и медресе,
призывают к упрощению и удешевлению обрядов.
Они обычно опускают бороду, выступают
против пышных свадеб, посещения кладбищ.
Все это вызывает непонимание и ответную
реакцию традиционных мусульман, поэтому
разногласия и противостояние между ними
и новыми мусульманами постепенно нарастают
и могут приобретать этнический характер.
Становится также очевидным, что миссионеры
с мусульманских стран вовсе не заинтересованы
в сохранении местной интерпретации ислама,
а проявляют активность и щедрость чаще
в распространении своей собственной
модели и понимании религии. Все эти процессы
импорта "чужого" ислама носят скрытый
характер и практически не изучены. Процесс
разрастания этого влияния можно увидеть
по все увеличивающемся числе культовых
сооружений, учащающихся спорах между
мусульманами, или в появлении молодых
женщин, полностью покрытых в темные одежды
и с закрытыми лицами.
Кыргызские протестанты или протестантские
кыргызы?
Известно, что семена западного протестантизма
распространились еще при царе. Баптизм
и евангелизм пришли в Центральную Азию
вместе с украинскими, русскими и немецкими
мигрантами. Если в советское время в Кыргызстане
баптистами были, в основном, немцы, русские,
украинцы, то с их отъездом и получением
щедрой помощи из-за границы, протестанты,
свидетели Иеговы стали обращать, и очень
успешно, в новую веру коренных жителей.
Кыргызы - протестанты стали приметой
нового времени. Так, в Бишкеке уже насчитывается
немало смешанных общин протестантов,
и три церкви с богослужением на кыргызском
языке. Протестанские миссии проникают
и в отдаленные горные районы Кыргызстана,
за исключением южных, где опасаются серьезного
сопротивления и конфликтов.
Наиболее активные миссии прибывают из
США и Южной Кореи. Они основали десятки
церквей в Кыргызстане и соседних к нему
областях. Так, например, протестантские
церкви Эммануил и Саран содержат учебные
заведения, институт и колледж, где готовят
будущих протестантских проповедников
не только для Кыргызстана, но и для всей
Центральной Азии (Г.У. Курманова, Н.А. Багдасарова.
Цветение религии. Res Publica. 1996, 17 ноября).
Наблюдается большое разнообразие протестантских
церквей, имеющих различные центры и конкурирующих
между собой. Среди наиболее динамично
развивающихся - корейские, Адвентисты
Седьмого дня и многие другие. Среди новообращенных
очень много молодых кыргызов, значительное
число из них составляют женщины. Все это
может означать, что и их дети более органично
воспримут новую веру своих родителей.
Миссии протестантов и Свидетелей Иеговы
имеют успех не только у молодежи, но и
у пожилых кыргызов. Впервые появились
смешанные в расовом и культурном отношении
религиозные группы, за исключением пока
мусульман и православных (представителей
традиционных конфессий). Более того, долгое
время советская власть культивировала
нетерпимость к инакомыслию. И для многих
людей смешанные в расовом и культурном
отношении религиозные коммуны, новые
религии кажутся непривычными и "неправильными".
Им очень трудно принять свободу в выборе
вероисповедания. Поэтому кыргызы, перешедшие
в другую, не мусульманскую веру, испытывают
иногда не только пренебрежение и насмешки
со стороны родственников, знакомых или
прохожих, но даже подвергаются насилию.
Зафиксировано немало конфликтов на религиозной
основе, но самые большие из них -споры
связанные с практикой похорон.
Согласно традициям, кыргызы хоронят своих
умерших на родовом кладбище, но с обращением
в протестантизм, возникают значительные
проблемы у родственников с локальной
общиной или мусульманским духовенством.
Высказывают свое противодействие против
массовой протестантизации кыргызов некоторые
политики, которые опасаются раскола нации
на конфессиональной основе.
Поликонфессиональное общество
Вместе с реисламизацией мы наблюдаем
быстрый процесс протестантизации некоторых
казахов и кыргызов в Центральной Азии.
Кыргызстан в миниатюре сконцентрировал
тенденцию, характерную для всей Центральной
Азии, когда север становится все более
христианским, а юг - все более мусульманским
(порой исламским). Кыргызстан, благодаря
своей свободе слова и совести, становится
инкубатором для различных религиозных
групп: на севере - для протестантских
миссий, а на юге, в Ферганской долине -
для ближневосточных.
Сегодняшние мусульманские лидеры проявляют
неоперативность и ригидность по отношению
к русифицированным и городским казахам
и кыргызам, и, особенно, к женщинам. Более
того, в отличие от большинства рядовых
мусульман, они советских университетов
не кончали и практически не успели адаптироваться
к новой ситуации. В целом же, мусульманские
лидеры имеют удручающий разрыв между
духовным и светским образованием, поэтому
некоторые из них начали обучаться в университетах
республики. В этих целях, впервые в стране
начали действовать курсы переподготовки
служителей ислама при теологическом
факультете Ошского государственного
университета (с участием турецких специалистов)
по законодательству, ряду гуманитарных
наук, религии; предполагается привлечение
1400 имамов, поскольку на аттестации казиата
многие показали посредственные знания
(М. Хамидов. Знание - сила святая. Вечерний
Бишкек. 1997, 1 декабря, с.83; Шукурова Д. Старые
стереотипы и новые тенденции: к современному
положению женщин в Иссык-Кульском и Нарынском
регионах. Женщины Кыргызстана. Традиции
и новая реальность. Бишкек.1995, с.35). Большинство
новообращенных протестантов, бахаитов
и представители других импортированных
религий - женщины. Для них, прошедших школу
советского равенства полов, многие досоветские
нормы мусульманского поведения в быту
и семье кажутся устаревшими и малопривлекательными.
Скорее всего, постсоветские мусульманки
создадут новый тип мусульманок в ближайшем
будущем, весьма далеким от иранского,
арабского и турецкого понимания роли
женщин.
Однозначно, что постсоветские мусульмане
нуждаются в модернизации ислама. Предлагаемый
сегодня досоветский или советский уровень
ислама, даже в условиях всеобщей теологической
малограмотности, для многих кажется несоответствующим
изменившейся действительности. За 70 лет
советской власти непослушные и мыслящие
мусульманские лидеры искоренялись. Возможности
для развития прогрессивной мусульманской
мысли были сведены на нет, джадидиды (пытавшиеся
модернизировать ислам и приспособить
его к капиталистическим реалиям в конце
XIX-XX вв.) исчезли, и даже память о них была
вырвана с корнем.
Быстрое продвижение протестантизма в
Центральной Азии вызывает озабоченность
в главных мусульманских центрах -Ташкенте,
Намангане, Алматы, Оше и Бишкеке. Мусульманские
и православные лидеры давно сформировали
молчаливый альянс взаимной поддержки,
сначала против воинствующего атеизма,
а теперь - против богатых и могущественных
миссий из западных стран. По этой причине,
лидеры традиционных конфессий пытаются
повлиять на правительство, выдвигая лозунги
отказа от протестантизма и прося создания
режима благоприятствования традиционным
конфессиям. В Узбекистане в условиях
строгого контроля продвижение богатых
западных церквей крайне ограничено. В
то же время, Казахстан, и, в особенности,
Алматы - стал "колыбелью" западных
протестантских церквей. Протестанты
там пользуются большой популярностью
и, естественно, включают в свою орбиту
географических интересов и северный
Кыргызстан. Таким образом, расположенный
посреди разных полюсов Кыргызстан, окружен
четырьмя наиболее сильными религиозными
центрами: мусульманским официальным
центром в Ташкенте, неофициальным - в
Намангане (узбекской части Ферганской
долины) и Таджикистане, и, наконец, протестантским
в Алматы.
В настоящее время кроме традиционных
основных - мусульманской, православной
общин, также набирают силы различные
протестантские церкви, бахаиты, церковь
Объединения (Муна), Свидетели Иеговы,
общество Сознания Кришны и др. Все религиозные
организации, за исключением традиционного
местного ислама, имеют центры далеко
за пределами Кыргызстана и подпитываются
не только финансовыми вливаниями, но
и получают серьезную методологическую
помощь. Впервые за многие столетия Центральная
Азия превратилась в арену борьбы различных
конфессий. Если прежде люди знали в основном
только две конфессии (ислам и православие),
то теперь десятки новых хлынули в постсоветское
пространство. В условиях, когда в республике
функционируют тысячи религиозных организаций,
дают знать о себе отдельные инциденты
нетерпимости к новому. В 1996 г. была создана
Государственная комиссия по делам религий
при правительстве Кыргызской республики,
предусматривающая осуществление государственной
политики в этой области, способствующей
формированию религиозного плюрализма
и толерантности.
Почти неменяющийся мир традиций
Несмотря на высокий уровень грамотности
и образованности большое число мусульман
придерживается обрядовой формы и практически
малознакомо с основными положениями
ислама. Соблюдение мусульманских ритуалов
в целом в Кыргызстане, особенно на севере,
не такое строгое, как в соседних Узбекистане
и Таджикистане. Каждодневные пятикратные
молитвы, пост выполняются далеко не всеми.
Многие обычаи в результате воинствующего
атеизма "ушли" в сферу семьи.
Орозо (пост) наблюдается довольно широко
в сельской местности, впервые за последние
годы в исполнения этого обряда стали
вовлекаться также и дети. Значительно
возросло число мусульман, придерживающихся
поста в городах. Сложилась ситуация, когда
сельская местность оказывается более
религиозной, чем столица. Впрочем, и до
революции не наблюдалось повсеместного
строго соблюдения поста. Известен случай,
когда в ХIХ в. кыргызский родопредводитель
Ормон разрешил перенести тридцатидневный
пост (орозо) с летнего времени на зимнее.
Между тем, практически подавляющее большинство
кыргызов отмечает окончание поста "Орозо
айт". Празднование связывалось с поминанием
умерших родственников. Достаточно широко
отмечается, особенно в сельской местности,
курман айт - праздник жертвоприношения.
Обрезание, брак, похороны и диета (только
в отношении свинины, но часто не в отношении
алкоголя) широко практикуются многими
кыргызами, узбеками, уйгурами и татарами.
И эти обряды даже не скрывались в советское
время, потому что населением они рассматривались
как национальные обычаи. На селе и на
юге Кыргызстана многие пары используют
"никах" и официальную регистрацию
в загсе. Полигамия, конечно, официально
запрещена, но среди лиц старшего поколения
сохранились романтические представления
о ней как об обычае предков. Ныне некоторые
политики, и даже ученые, заявляют о необходимости
восстановления этого "доброго" старинного
обычая, дабы увеличить численность кыргызов.
Причем, введение полигамии пытаются объяснить
и необходимостью следования мусульманским
законам или же, оправдать "демократическими"
причинами, якобы, в интересах бездетных
женщин.
Джаназа - похороны по мусульманскому
обычаю, используется практически всеми
мусульманами и даже теми, кто не считал
себя в полной мере мусульманином. Обычно
у кыргызов на похороны приходит большое
количество людей, поскольку похороны
и поминки рассматриваются как важное
общественное событие. Принято забивать
много скота для этих целей. В целом, погребальный
обряд связан с большими расходами. По
мнению многих верующих, поминальная пища
священна. Возможно, отличительной чертой
кыргызов может служить невероятная щедрость
при праздновании тоев, ашей и других событий,
которые часто рассматриваются как богоугодное
следование мусульманским традициям,
как-то даже подсчитано что только в одном
1993 году на проведение тоев, похорон и
свадеб в Иссык-кульско-Нарынском регионе
было затрачено столько скота и алкогольных
напитков, что их общая стоимость превысила
сумму, необходимую для постройки первой
очереди железной дороги Север-Юг 3
Характерной особенностью мусульман Центральной
Азии и, особенно, бывших кочевников - кыргызов
и казахов, является широкораспространенная
и глубокая вера в могущество и силу духа
умерших, отсюда и особое почитание могил.
Согласно этим представлениям, дух предков
- арбак, покровительствует живым. Эта
глубокая вера доходила до того, что за
оскорбление могил в старину полагалась
смертная казнь. Кыргызы придают особое
значение намогильным памятникам, поэтому
воздвигали монументальные мавзолеи (гумбезы)
своим родным, близким или любимым героям.
Некоторые называют даже ислам в Центральной
Азии исламом гробницы. Насколько прочна
эта традиция, видно даже по изображениям
на национальных банкнотах Кыргызстана,
где, например, запечатлен Гумбез Манаса,
Узгенские мавзолеи - самые почитаемые
места.
Другой важной особенностью местного
ислама является культ святых мест - мазаров,
включающих в себя мавзолеи, кладбища,
объекты природы - источники и реки, рощи,
деревья, горы и камни, необычные постройки.
Как правило, кладбища выстраиваются рядом
со святым местом. Около мазаров, в случае
стихийных бедствий или во время мусульманских
праздников устраивают общественные моления
и жертвоприношения. Исторически они долгое
время заменяли мечети для номадов. Среди
кыргызов всегда большой популярностью
пользовались паломничества к мазарам,
особенно велика роль женщин в сохранении
этих традиций. Общее количество святых
мест в Кыргызстане, кажется, больше, чем
где-либо Центральной Азии. Существует
много малоизученных мазаров, некоторые
из них имеют тайные религиозные группы.
Ош - вторая Мекка?
Тысячелетиями Ош на стыке оседло-земледельческого
оазиса и кочевого мира был пунктом, запиравшим
высокогорные тропы среднеазиатского
региона. Легенды об Оше свидетельствуют
о его древнем происхождении и "святости".
Об основании города существует несколько
разноречивых преданий. По одному из них,
город основан Александром Македонским,
по другому, Сулейманом (Соломоном), а третья
легенда приписывает основание Оша даже
Адаму. Наиболее часто упоминаемая легенда
связана с библейским Соломоном: "Он
вел свое войско, а впереди гнал ару волов
с плугом. Когда волы дошли до знаменитой
горы, он сказал "Хош"("Довольно").
Так будто бы и произошло название древнего
города.
Мы знаем, что упомянутая гора в средние
века называлась Баро-Кух, то есть, "Прекрасная
Гора". С очередной волной мусульманизации
края, видимо, в XVI-XVII вв., у нее появилось
новое имя - Сулейман-тоо. По мусульманскому
преданию, Сулейман, пролетая мимо этих
мест, устал и прилег отдохнуть и будто
бы затем здесь молился и своими руками
построил мечеть, заводя глину на верблюжьем
молоке, поскольку воды здесь в те времена
не было.
Популярность горы была настолько велика,
что город Ош иногда называли Тахт-и Сулейман.
Согласно мусульманскому сказанию о городе
Оше "...в мечеть, находящийся на горе
Баро-Кух, ступали ноги 366 пророков и посланников
Божьих. В середине XIX в. Чокан Валиханов
упоминал: "Мы сами читали книгу о святых
местах в окрестностях Оша. Из нее видно,
что Магомет знал о существовании того
города и заповедовал всякому правоверному
хотя бы раз посетить ошские святилища...
Шейхи ошские также многочисленны. На
поклонение в эти места приезжают ежегодно
пилигримы с семействами из Коканда, Маргелана,
Андижана и других городов Ферганской
долины". Наибольшей популярностью
среди других мазаров и мечетей пользовался
Мазар Сулеймана. Среди некоторых мусульман
живы представления об Оше как о второй
"Мекке" в Центральной Азии.
В Оше как религиозном центре длительное
время складывался и кристаллизовывался
комплекс "восточной индустрии туризма",
получивший немалые прибыли от существования
здесь святого Сулейман-тоо. В советское
время местная администрация вынуждена
была бороться за ликвидацию религиозного
значения Оша. Волевыми методами и запретительством
поставленную задачу решить до конца не
удалось. Более полутора сотен мечетей
было уничтожено, но, все же, мазар Сулеймана
трогать боялись. Однако в 1953 г., чтобы
сохранить памятни, привлекший потоки
паломников как Мазар Сулеймана, было
решено переименовать его в Домик Бабура.
В документах местной власти заявлялось,
что Бабур не имел никакого отношения
к религии, поэтому памятник следует сохранить.
Таким образом, удалось спасти мазар от
разрушения, однако через десять лет, в
ходе хрущевской волны разрушения религиозных
сооружений, Мазар Сулеймана был ночью
взорван. С ослаблением атестического
пресса в конце 80-х гг. вновь расширились
потоки паломников к знаменитой горе.
Возникает Добровольное общество по восстановлению
Домика Бабура. В сжатые сроки в 1989 г. было
построено здание, реконструированное
по фотографии Мазара Сулеймана 20-х гг.,
но декорированное в современном стиле.
Пока неизвестно какой была Худжра Бабура,
поэтому называть новодел постройкой
Бабура, как это делают местные жители,
преждевременно.
В настоящее время Ош возрождается как
религиозный центр, паломничество к святой
горе расширяется. Между тем, впервые популярность
Оша как Второй Мекки стала вытесняться
его славой как крупного транзитного пункта
наркотиков из Афганистана через Таджикистан
и далее в Европу.
В заключении, завершая краткий обзор,
можно отметить лишь сложность религиозной
ситуации в Кыргызстане и большое разнообразие
факторов, группируя их как исторические,
геополитические, экономические, политические,
социальные, культурные и т.д. Взвешенная
стратегия в формировании религиозного
плюрализма в Кыргызстане может оказаться
решающей силой в продвижении к демократическим
идеалам и создать прецедент в Центральной
Азии.
Информация о работе Взгляд на религиозную ситуацию в Казахстане