МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Доклад
на
тему:
Харьков
2009
Чисто духовное явление — возникновение
новой мировой монотеистической религии
— сопровождалось неотделимыми от него
политическими последствиями эпохального
значения: арабской экспансией, приведшей
к образованию мощного теократического
государства — Халифата.
Религиозные представления древних
арабов можно определить как
патриархальный генотеизм, при
котором каждое племя верило
в своего особого бога-покровителя.
При этом идея племенного божества
не только не исключала, а,
напротив, подразумевала существование
иных богов — покровителей
других племен.
Ко времени возникновения ислама
первобытный натурализм языческих
культов и примитивно-чувственные
мифологические представления уже
утратили власть над сознание аравитян;
этому способствовали широкие связи аравитян
с соседними народами и знакомство с учением
иудеев и христиан.
Языческому культу многочисленных
племенных божеств ислам противопоставил
вероучение о едином, могущественном,
милосердном, всеведущем и вездесущем
верховном божестве-творце, правителе
и верховном судии мира. Языческие
верования, основанные на преклонении
человека перед грозными силами
природы, сменились религией, обращенной
к человеку, к его нравственным
потребностям, к его судьбе, земной
и посмертной.
Возникновение и распространение
новой религии в Аравии происходило
синхронно и во многом было соотнесено
с давно назревшим сдвигом социальным:
объединением аравийских племен и формированием
на полуострове государственности. В обстановке
кризиса родоплеменной структуры ислам
стимулировал и мотивировал начавшиеся
ранее процессы племенной интеграции
и создания новых имущественно-правовых
отношений, а эти процессы, в свою очередь,
способствовали распространению нового
вероучения.
Путем уговоров
и силой оружия аравийские племена
одно за другим обращались в ислам,
и к концу 630 г. большая часть
Аравии признала власть Мухаммеда.
Возникновение ислама сопровождалось
появлением священной книги —
Корана, который, согласно мусульманской
богословской традиции, был ниспослан
Аллахом через ангела Гавриила в форме
откровений пророку Мухаммеду, передавшему
эти божественные откровения в проповедях,
обращенных к соплеменникам.
Коран — это собрание проповедей
Мухаммеда, обращенных к еще
не признавшим новое учение
язычникам или неофитам, поучительных
рассказов, канонических предписаний,
молитв и т. д. Отдельные
дополнения и изменения, сделанные
в этих проповедях и предписаниях
при их позднейшей (после смерти
Мухаммеда) письменной фиксации,
коснулись, по-видимому, лишь частностей
и не затронули основного их
содержания. Словом «Коран» (ар. —
кур’ан) первоначально называлось как
выразительное чтение вслух наизусть
божественного откровения, так и вся совокупность
заключенных в Священной книге откровений.
Вместе с тем каждое отдельное откровение
уже Мухаммед называл сурой, а после его
смерти словом «сура» стали обозначать
отдельные главы отредактированной книги.
Коран в окончательном виде разделен на
114 глав (сур) уже после смерти Мухаммеда,
в середине VII в. Согласно арабской традиции,
первые, так называемые праведные халифы.
Абу Бекр и Омар поручили запись Корана
одному из сподвижников пророка Зайду
ибн Сабиту, помнившему текст проповедей
Мухаммеда. Халиф Осман III праведный (644—656)
распорядился выработать единую официальную
редакцию Корана. По его приказу Зайд дополнил
собранный им материал, опираясь на свидетельства
некоторых мекканцев, близко стоявших
к пророку и также слышавших проповеди
самого Мухаммеда. Окончательно отредактированный
текст Корана был канонизирован.
В Коране отсутствует какое
бы то ни было внутреннее
композиционное единство. Проповеди
Мухаммеда, содержащие молитвы
и заклинания, поучительные рассказы,
религиозные предписания и гражданские
законы, расположены вперемежку. Суры
состоят из неравного количества
смысловых отрывков, условно именуемых
стихами (айат, ед. — ая, в переводе —
знамение или чудо). Суры даны в Коране
не в систематическом, смысловом или хронологическом
порядке, а по принципу убывающей величины.
Исключение составляет первая небольшая
сура «аль-Фатиха», содержащая главную
молитву мусульман.
Пафос Корана направлен против
язычества и основ общественной
жизни родоплеменного строя. Из суры
в суру настойчиво повторяется мысль о
единстве Аллаха, его всемогущества и
справедливости.
В Коране можно выделить несколько
основных тематических групп:
иудейская и христианская мифология
и догматика, изложенные в форме
положений и ритуальных предписаний
ислама, мусульманская эсхатология,
нормы мусульманского права, арабский
фольклор.
В Коране нет сколько-нибудь
связного изложения сюжетов Ветхого
и Нового Заветов — в нем
встречаются лишь отдельные, хаотически
разбросанные по всей книге
реминисценции библейского материала
или пересказы отдельных библейских
мифов, вплетенные в проповедь
нового учения. Пророк происходил
из среды, в которой, по-видимому,
в общих чертах была известна
библейская традиция, и, произнося
свои проповеди, подчас звучащие
как беспорядочный экстатический
монолог, он как бы исходил
из известных слушателям библейских
сюжетов, легенды о сотворении
мира, Адаме и Еве, первородном
грехе, египетском пленении иудеев
и их исходе из рабства, истории
Иисуса Христа.
Столь же отрывочный характер
носит в Коране изложение и
чисто арабских сюжетов — древних
легенд и преданий Аравии (например,
упоминание о племенах ад и
самуд, которые не послушались пророков
Худа и Салиха и были за это наказаны богом,
или о легендарном мудреце Лукмане и т.
д.).
Коран Лист рукописи XII
в.
Мухаммед провозглашает пророками многих
персонажей и пророков Библии и Евангелия:
мы находим в Коране Адама и Ноя, Авраама
и Иосифа, Моисея, Аарона и Иисуса Христа.
При этом сам Мухаммед завершает и венчает
весь этот ряд, возвышаясь над ним как
последний и главный.
В Коране нет систематического
изложения основ мусульманской
религии, в нем сформулированы
лишь основные положения, позднее
приведенные в систему мусульманскими
богословами.
Мусульманская традиция делит
суры на мекканские (проповеди Мухаммеда
до 622 г.) и мединские. Однако точно установить
хронологическую последовательность
сур собиратели и редактор Корана могли
далеко не всегда. Современная наука, опираясь
на содержащиеся в сурах реалии и характерные
для разных периодов особенности стиля,
относит проповеди и поучения Мухаммеда
к тому или иному периоду с большой степенью
достоверности, а в некоторых сурах выделяет
части, относящиеся к разным периодам.
Коран сложился как собрание
устных проповедей, и это наложило
отпечаток на его стиль.
Напыщенная риторика одних сур,
известная монотонность других
были в устной речи дополнительными
средствами эмоционального воздействия
на слушателей. Содержание и тон
проповедей Мухаммеда меняются
в зависимости от времени их
произнесения. Обращенные к язычникам
мекканские проповеди призывают принять
новую веру. В них пророк прославляет могущество
Аллаха единого, отвергает идолопоклонство
и угрожает язычникам страшной карой.
Проповеди мекканского периода преисполнены
религиозного воодушевления. Они насыщены
грозными пророчествами о дне Страшного
суда, о вечных муках, ожидающих язычников
в аду, при этом картины ада и рая рисуются
в Коране с большой обстоятельностью и
темпераментом. Мекканские суры произносились
саджем (рифмованной и ритмизованной прозой),
т. е. два иди несколько соседствующих
стихов, отделенных друг от друга паузами,
заканчиваются рифмующимися или созвучными
словами или целыми фразами, повторяющимися
в виде рефрена. По-видимому, подобная
рифмованная и ритмизованная речь, позднее
ставшая нормой всякого прозаического
литературного повествования, связана
с особенностями арабского языка с его
корневой системой, спецификой словообразования
и обилием рифмующихся слов. Язык саджа
в большей мере подходил для скандирования,
чем свободная проза, благодаря ритмическим
закономерностям, точным или ассонансным
концевым созвучиям, игравшим важную организующую
роль и придававшим произведению дополнительную
эвфоническую выразительность.
В мощном ритме мекканских сур
чувствуется страсть провозвестника религиозного
откровения. Полет фантазии здесь безграничен.
Из строки в строку проповедник нагнетает
напряженность ритмическими повторами,
напоминающими шаманские заклинания.
Речь его нервна и картинна — он как бы
все время спешит вперед, не договаривая
фразы и не завершая мысль, весь во власти
проповеднического пафоса.
Со временем стиль проповедей
Мухаммеда меняется, и мединские
суры звучат иначе. В них слышится не столько
страстный голос пророка, сколько здравый
смысл законодателя, тон этих сур — обыденно
прозаический, а в некоторых случаях —
напыщенно риторический. В мединских сурах
излагаются предписания религиозного,
законодательного, нравственного и житейского
порядка, формулируются основные обязанности
мусульман, описывается политическая
и военная организация мусульманской
общины. В основном стихи мединских сур
представляют собой большие прозаические
периоды, иногда заканчивающиеся созвучными
словами саджа. Даже в тех случаях, когда
автор мединских сур обращается к чисто
религиозным темам, в них отсутствуют
былой пафос мекканских стихов и их напряженная
ритмическая мощь. Фантазия проповедника
несколько угасает, он начинает повторяться.
Язык проповедей становится более сухим
и однообразным.
Следуя традиции языческих прорицателей-кахинов,
стремившихся придать своим заклинаниям
большую важность и таинственность, Мухаммед
использовал малоупотребительные, а иногда
придуманные им самим слова, что порой
создает ощущение некоторой неестественности
и ложной многозначительности. Многое
в проповедях пророка рождалось под влиянием
случайных ассоциаций и оставалось темным
даже для его современников и ближайших
сподвижников. Позднейшие мусульманские
богословы и филологи потратили немало
трудов, чтобы прокомментировать неясные
места Корана. В своих проповедях Мухаммед
использовал риторический прием, вытекающий
из убеждения проповедника в том, что он
лишь посредник, повторяющий слово божье
(речь Аллаха в Коране преподносится от
первого лица).
Коран не только оказал влияние
на арабскую культуру и литературу,
но и лег в основу того
сложного комплекса, который получил
несколько условное название
«мусульманской культуры» и связал
общими историко-культурными и литературными
традициями многие мусульманские народы
Востока. Форма Корана с его стилистическими
особенностями, рифмованной прозой и т.
д. оказала несомненное влияние на все
виды повествовательной прозы, особенно
на теологическую, историко-географическую
и естественнонаучную литературу, послания
всех видов (рисала) — деловые, научные
и личные — и сочинения других жанров.
Появление Корана ускорило формирование
единого арабского литературного языка
и способствовало закреплению его грамматических
и стилистических норм на многие века.
Со временем содержащихся в
Коране предписаний религиозного
и светского характера оказалось
недостаточно для разрешения
вновь возникавших в мусульманской
общине вопросов, и юристы-теологи
(факихи) вынуждены были обратиться к рассказам
(хадисам) о деяниях и речах пророка Мухаммеда,
восходящим к его сподвижникам, которые
могли бы играть роль своеобразных юридических
прецедентов. Так, языческая сунна — старинные
неписаные морально-правовые предписания,
регулировавшие жизнь доисламского патриархального
общества, сменилась мусульманской сунной
— «преданием», основанным на хадисах
и регулирующим жизнь мусульманской общины.
Сунна стала одним из главных источников
мусульманского права. Оставляя в стороне
вопрос об историческом и правовом значении
сунны, следует отметить ее большое влияние
на развитие арабской художественной
и деловой прозы.