Влияние ислама на художественную культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:37, реферат

Краткое описание

Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ.docx

— 29.28 Кб (Скачать)

    Напротив, Ибн Сина был убежден в познаваемости мира. Он отрицал положение о том, что Аллах постоянно творит мир и поэтому он наполнен чудесами. Как материалист, Авиценна отрицал идеи креационизма – сотворения мира Богом из «ничего». Вместе с тем, стремясь примирить науку и религию, философ выдвинул емкую формулу: «Бог создает мир, чтоб человек познавал мир, а через него –Бога».

    С критикой этих взглядов выступил сторонник  мусульманского идеализма Аль-Газали (1054-1111). Он считал, что нельзя объяснить явления природы и человеческого сознания естественными причинами. Могущество Бога исключает независимость и самостоятельность материального начала.

    Живший  в Испании философ Ибн Рушд (Аверроэс, 1126– 1198), развивая материализм Аристотеля, отстаивал идеи о вечности и несотворенности мира, т.е. о независимом от воли Бога развитии материи; положение об эволюционном развитии природы. Он отрицал бессмертность индивидуальной души, т.е. отвергал догмат о наказании или воздаянии человеку после смерти. На основе учения Ибн Рушда в Европе возникло материалистическое направление «латинского аверроизма», осужденного католической церковью.

    Значительный  вклад в развитие мировой науки  внесли произведения арабских историков, географов, экономистов. Ал-Бируни, Ибн Фадлан, Ибн Баттута не только посвятили свои исследования странам Востока, но и описали события, связанные с существованием Древнерусского государства. Ученый-энциклопедист из Туниса Ибн Халдун (1332-1402) в своих трудах попытался объяснить историю человечества через эволюцию форм экономики, т.е. его идеи на 2-3 столетия опередили соответствующие теории европейцев. Таким образом, арабские ученые, проживавшие в различных странах халифата (от Испании до Средней Азии), значительно расширили границы человеческого знания.

    Как объяснить поистине взлет науки  и искусства в условиях господства консервативной мусульманской догматики? Наиболее простое объяснение в том, что эти достижения были сделаны  вопреки официальным мировоззренческим  установкам, что деятельность многих ученых осуждалась мусульманским духовенством. Доля истины в этом объяснении есть. Но главное, очевидно, в том, что, сдерживая  развитие одних отраслей знаний и  направлений в искусстве, официальная  идеология оставляла открытыми  другие. Именно в них устремлялся  весь талант арабо-язычных ученых и  деятелей искусства. Следует учесть и то, что развитое абстрактное  мышление, созерцательность являются особенностью людей Востока, на нем  основывается не только идеология ислама, но и более древние мировоззренческие  представления, черты характера, менталитет жителей данного региона планеты.   

    Возникновение религии ислама и начало арабской экспансии в период раннего средневековья  способствовали возникновению нового типа цивилизации – арабо-мусульманской. Особенность ее – полиэтнический состав и одновременно культурно-историческая устойчивость. То есть ислам и его религиозные, нравственные, эстетические и правовые нормы стали неотъемлемым компонентов жизни многих народов планеты, регулятором поведения сотен миллионов людей различных рас и языков.

    Ликвидация  Арабского халифата как единого  государства привела к утрате арабами решающего влияния в  мусульманском мире. Однако новые  завоеватели (турки, монголо-татары) сами усвоили ценности ислама и способствовали его распространению в мире. В результате турецкой экспансии ислам был распространен среди некоторых народов Восточной Европы: албанцев, болгар, боснийцев, греков. В настоящее время арабское население преобладает в странах Западной Азии и Северной Африки и составляет около 140 млн человек. Численность последователей религии ислама – около 800 млн человек. На территории СНГ ислам исповедует значительная часть населения Азербайджана, Казахстана, Средней Азии, среди россиян – ингуши, татары, чеченцы и др.

    В настоящее время наблюдается  поистине «исламский бум», который  выражается формулой «политизация ислама и исламизация политики». Причина  в том, что капиталистические  отношения, связанные с ними западный образ жизни и система моральных  ценностей активно вторглись  в традиционные социальные структуры  мусульманских стран. А это вызвало  соответствующую «защитную реакцию». Одновременно оказался неприемлем для  мусульман и социализм со своей  бедностью, классовой непримиримостью  и атеизмом. Поэтому в странах  Востока начался поиск «третьего  пути» – универсальной исламской  модели развития общества. Другим обстоятельством, способствовавшим оживлению ислама, было обретение правящими консервативными  режимами мусульманских стран (Ирана, Саудовской Аравии и др.) миллиардов долларов от добычи и переработки  нефти. В результате огромные средства были направлены на нужды «исламской солидарности».

    Возникло  несколько типов религиозного сознания (течений) в исламе, представители  которых оказывают влияние на политику стран Востока. Традиционалисты (ортодоксы) выступают за сохранение добуржуазного ислама и его социально-экономических, политических и культурных институтов. Модернисты (реформаторы) пытаются приспособить мусульманскую догматику к общемировым нормам и ценностям. Фундаменталисты (возрожденчество) стремятся к восстановлению в современной жизни конкретных норм и институтов раннего ислама, в первую очередь религиозной общины как гаранта равенства и справедливости. Секуляристы считают ислам препятствием на пути прогресса, поэтому в общественных делах предлагают опираться на общечеловеческие достижения, а к религии относиться лишь как к делу совести отдельного человека.

    Существование этих противоречивых теорий препятствует практической реализации популярного  среди мусульман лозунга панисламизма – возрождения единого исламского государства (халифата). Более того, мусульманские страны порой не могут  скоординировать усилия для решения  общезначимых задач, например для борьбы с нищетой, неграмотностью, национальными и религиозными конфликтами, израильской агрессией.

    Неоднозначно  воспринимается мировым сообществом  установление в ряде стран «исламского  порядка» (Иран, Пакистан, Афганистан и  др.). Обычно это приводит к тоталитарной форме правления – господству религиозной верхушки и подавлению политической оппозиции, а также  введению средневековых запретов в  культуре, жестокости Шариата. Например, сразу после победы «исламской революции» в Иране аятолла Хомейни издал  декреты (1980) о запрещении показа по телевидению «неправильных» западных фильмов, развлекательных и музыкальных  программ, женщин, не скрывающих лицо чадрой. Настоящей трагедией для мирового сообщества стала в последнее  время деятельность арабо-мусульманских  экстремистских организаций – террористов, которые совершают свои акции  в различных уголках планеты.

    Все это позволяет сказать, что в  настоящее время ислам не утратил  значения мировой религии. Но всемерное  распространение исламской догматики, норм права и морали времен средневековья  вряд ли оправдано. Религия – ислам, иудаизм или христианство – это прежде всего дело совести человека, а в решении экономических, политических, социально-культурных проблем необходимо руководствоваться критериями общецивилизационного порядка.


Информация о работе Влияние ислама на художественную культуру