Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:11, задача
Празднования, связанные с половым созреванием и посвящением в мужчин и женщин, были особенно торжественными и впечатляющими. У современных навахо и апачей процедура вступления мальчиков и девочек во взрослую жизнь длится в течение четырех дней. У навахо этот ритуал называется киналда. Девушек специально наряжают так, чтобы они были похожи на прекрасную Бирюзовую Женщину. Они готовят кукурузную муку и принимают участие в конных состя
В хвастливом стремлении
продемонстрировать свое могущество вожди
и прочая знать северо-западных племен
раздаривали гостям то, что накапливалось
месяцами, а порой годами, хотя позволить
себе подобную расточительность, с учетом
реального положения, племя не могло. Раздавались
одеяла, которые в этих районах были своего
рода валютой. Направо и налево разбрасывали
меха, шкуры и изделия из кожи, драгоценности,
предметы домашнего обихода, лодки и суда,
а также запасы продовольствия. В ход шла
даже кухонная утварь, использовавшаяся
для приготовления пищи. Для того чтобы
продемонстрировать гостям свое величие
и пренебрежение к имеющемуся богатству
и ценностям, по приказу вождей на глазах
присутствующих сжигались или демонстративно
выбрасывались в море действительно очень
ценные вещи. Иногда враждующие племена
устраивали общий потлатч, во время которого
по приказу каждого из вождей уничтожалось
имущество и материальные ценности племени;
проигрывал тот, у кого раньше заканчивалось
все имущество и ценности. В охватывавшем
всех сумасшедшем угаре потлатча демонстративно
уничтожались даже такие уникальные, передававшиеся
от поколения к поколению семейные и родовые
ценности, как пластины из меди, напоминавшие
по форме щит, с нанесенными на них уникальными
узорами и украшениями. Племена северо-запада
были самыми зажиточными в Северной Америке,
и в ходе подобных демонстраций неисчерпаемого
изобилия пускалось на ветер и отправлялось
на дно моря имущество и ценности на сотни
тысяч долларов. Поскольку расходы, связанные
с проведением наиболее крупных потлатчей,
ложились не только на вождя с его родственниками,
а также и на простых членов племени, легко
себе представить, к каким последствиям
вели подобные «щедрость и гостеприимство».
С другой стороны, об успешно проведенном
потлатче помнили и рассказывали годами,
укрепляя таким образом авторитет клана
или племени, его организовавших.
Теперь остановимся
на ритуале совсем другого плана,
но также имевшем очень важное
значение. Он назывался Жертвоприношение
плененной девочки и был
Этот жертвенный
ритуал являлся весенним ритуалом плодородия,
который должен был обеспечить успешную
посевную и последующий хороший
урожай. Жертвоприношение посвящалось
Заре, поскольку считалось, что именно
от ее брака с Закатом рождаются приходящие
в мир свет и тепло. После неизменной четырехдневной
подготовки отряд воинов-пауни покидал
свой лагерь на заре, чтобы, ворвавшись
в чужой лагерь, похитить 13-летнюю девочку.
Ее доставляли в лагерь пауни, где к ней
относились с величайшим вниманием и почтением.
Ее тело натирали специальными мазями,
маслами и благовониями; ее одевали в самые
дорогие и изысканные наряды; кормили
самыми вкусными кушаньями. Когда приходило
время четырехдневной жертвенной церемонии[41],
мужчин посылали в лес за вязом, кустами
бузины, американским тополем и ивой; они
ассоциировались с каждой из сторон горизонта
соответственно, а также со священными
животными: медведем, горным львом, дикой
кошкой и волком. Из принесенного материала
сооружали жертвенный алтарь.
На рассвете
урочного дня девочку подводили
к алтарю. На ней была раскрашенная
одежда из шкуры бизона. Левая часть
ее тела была выкрашена в черный
цвет, что символизировало ночь;
правая – в красный, что символизировало
день и Зарю. Происходило торжественное
раскуривание табака, часть его насыпалась
на алтарь в качестве подношения. Все племя
собиралось вокруг алтаря; мужчины, женщины
и дети все вместе пели песнопения. Четыре
жреца поднимались вместе с девочкой на
алтарь и торжественно привязывали ее
к деревянной раме лицом к востоку. Как
только первый луч зари касался земли,
один из воинов выступал вперед и поражал
девочку стрелой прямо в сердце. Другой
воин делал ей надрез над сердцем освященным
кремневым ножом и вымазывал свое лицо
ее кровью, которая стекала на жертвенное
мясо бизона, положенное в специально
вырытую яму рядом с алтарем.
Вот как описывает
заключительную фазу этого ритуала
Дж. Уэлфиш в своей книге «Затерянная
вселенная», посвященной индейцам пауни:
«Когда день
полностью наступил, четыре специально
отобранных жрецами человека отвязали
девочку, отнесли ее тело на 400 м на восток
от лагеря и положили на землю лицом вниз.
При этом они пели: «Она станет всей землей.
Вся земля напитается ее кровью». Затем
они говорили о девяти вещах, которые произойдут
одна за другой: «Она превратится в пучок
травы; муравьи найдут ее; прилетят мотыльки
и найдут ее; придет лиса и найдет ее, а
также койот, дикая кошка, сорока, ворона;
прилетят стервятники и найдут ее, а после
всех прилетит белый орел и съест ее».
В завершение ритуала
его непосредственные участники
собирались в святилище и ели
освященное мясо бизона; в это же
время все племя пело, плясало,
веселилось, устраивало потешные поединки,
воздавало хвалу Заре и Матери
Кукурузе, а также предавалось сексуальным
утехам без всяких ограничений относительно
выбора партнера (что в целом было нехарактерно
для индейцев, которые всегда отличались
сдержанностью в этом плане, даже во время
ритуалов, посвященных плодородию).
В 1816 г. 20-летний
воин скиди-пауни[42] по имени Главный Человек,
сын вождя племени Главного Ножа, решил
в одиночку положить конец этому ритуалу,
поскольку тот мог дать повод для возмущения
все более активно диктующему правила
жизни на континенте белому человеку и
послужить ему предлогом для дальнейшего
вытеснения индейцев. С одобрения отца,
на рассвете того дня, когда должен был
совершиться ритуал, он подскакал к алтарю
и, когда воин уже готовил стрелу, чтобы
поразить девочку, разрубил державшие
ее веревки, усадил девочку на лошадь и
сказал, чтобы она быстрее мчалась домой.
Присутствующие замерли в священном ужасе
и трепете: ведь он не отдал Заре жизнь
чистой и непорочной девочки, а значит,
теперь должен был заплатить за это своей
жизнью. Но он остался жив. В 1821 г., когда
он прибыл в Вашингтон в составе делегации
пауни, ему была вручена очень красивая
серебряная медаль за мужество и героизм.
Своим поступком он подорвал доверие к
этому ритуалу, хотя время от времени его
проводили и позже; так, в 1838 г. была принесена
в жертву девочка из племени оглала-сиу:
таким путем пытались остановить свирепствовавшую
на Равнинах опустошительную эпидемию
оспы. Следует заметить, что ритуал Жертвоприношения
плененной девочки является одним из наиболее
сильных и эмоциональных примеров прямого
влияния Мексики на племена южной и центральной
части Северной Америки, поскольку весь
этот необычный ритуал в мельчайших подробностях
воспроизведен в скульптурном изображении
и описан в древних рукописях, обнаруженных
на территории Мексики и датируемых временем
до появления там испанцев.
Откровения и сновидения
Такие ритуалы, как Окипа и Жертвоприношение плененной девочки, проводились не из садистских побуждений или в силу чьих-то причуд или капризов. Их цель состояла в том, чтобы добиться благосклонности и расположения духов, управляющих природой, и укрепить духовные силы племени. С их помощью в людей должны были войти сила и энергия солнца, луны, дождя, ветра, грома и молнии, а также непостижимая для них сущность животных и птиц. Окипа не только приучала мужчин проявлять стойкость и выдержку и переносить испытания мужественно и твердо – на пике боли и страданий, в состоянии исступления им могло открыться то, как надо жить; их могло посетить видение, наставляющее их на истинный путь. У многих племен, если юноша не имел подобного духовного опыта и не был знаком с видениями и откровениями, он не мог стать воином и даже мужчиной.