Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:11, задача
Празднования, связанные с половым созреванием и посвящением в мужчин и женщин, были особенно торжественными и впечатляющими. У современных навахо и апачей процедура вступления мальчиков и девочек во взрослую жизнь длится в течение четырех дней. У навахо этот ритуал называется киналда. Девушек специально наряжают так, чтобы они были похожи на прекрасную Бирюзовую Женщину. Они готовят кукурузную муку и принимают участие в конных состя
В хвастливом стремлении 
продемонстрировать свое могущество вожди 
и прочая знать северо-западных племен 
раздаривали гостям то, что накапливалось 
месяцами, а порой годами, хотя позволить 
себе подобную расточительность, с учетом 
реального положения, племя не могло. Раздавались 
одеяла, которые в этих районах были своего 
рода валютой. Направо и налево разбрасывали 
меха, шкуры и изделия из кожи, драгоценности, 
предметы домашнего обихода, лодки и суда, 
а также запасы продовольствия. В ход шла 
даже кухонная утварь, использовавшаяся 
для приготовления пищи. Для того чтобы 
продемонстрировать гостям свое величие 
и пренебрежение к имеющемуся богатству 
и ценностям, по приказу вождей на глазах 
присутствующих сжигались или демонстративно 
выбрасывались в море действительно очень 
ценные вещи. Иногда враждующие племена 
устраивали общий потлатч, во время которого 
по приказу каждого из вождей уничтожалось 
имущество и материальные ценности племени; 
проигрывал тот, у кого раньше заканчивалось 
все имущество и ценности. В охватывавшем 
всех сумасшедшем угаре потлатча демонстративно 
уничтожались даже такие уникальные, передававшиеся 
от поколения к поколению семейные и родовые 
ценности, как пластины из меди, напоминавшие 
по форме щит, с нанесенными на них уникальными 
узорами и украшениями. Племена северо-запада 
были самыми зажиточными в Северной Америке, 
и в ходе подобных демонстраций неисчерпаемого 
изобилия пускалось на ветер и отправлялось 
на дно моря имущество и ценности на сотни 
тысяч долларов. Поскольку расходы, связанные 
с проведением наиболее крупных потлатчей, 
ложились не только на вождя с его родственниками, 
а также и на простых членов племени, легко 
себе представить, к каким последствиям 
вели подобные «щедрость и гостеприимство». 
С другой стороны, об успешно проведенном 
потлатче помнили и рассказывали годами, 
укрепляя таким образом авторитет клана 
или племени, его организовавших. 
Теперь остановимся 
на ритуале совсем другого плана, 
но также имевшем очень важное 
значение. Он назывался Жертвоприношение 
плененной девочки и был 
Этот жертвенный 
ритуал являлся весенним ритуалом плодородия, 
который должен был обеспечить успешную 
посевную и последующий хороший 
урожай. Жертвоприношение посвящалось 
Заре, поскольку считалось, что именно 
от ее брака с Закатом рождаются приходящие 
в мир свет и тепло. После неизменной четырехдневной 
подготовки отряд воинов-пауни покидал 
свой лагерь на заре, чтобы, ворвавшись 
в чужой лагерь, похитить 13-летнюю девочку. 
Ее доставляли в лагерь пауни, где к ней 
относились с величайшим вниманием и почтением. 
Ее тело натирали специальными мазями, 
маслами и благовониями; ее одевали в самые 
дорогие и изысканные наряды; кормили 
самыми вкусными кушаньями. Когда приходило 
время четырехдневной жертвенной церемонии[41], 
мужчин посылали в лес за вязом, кустами 
бузины, американским тополем и ивой; они 
ассоциировались с каждой из сторон горизонта 
соответственно, а также со священными 
животными: медведем, горным львом, дикой 
кошкой и волком. Из принесенного материала 
сооружали жертвенный алтарь. 
На рассвете 
урочного дня девочку подводили 
к алтарю. На ней была раскрашенная 
одежда из шкуры бизона. Левая часть 
ее тела была выкрашена в черный 
цвет, что символизировало ночь; 
правая – в красный, что символизировало 
день и Зарю. Происходило торжественное 
раскуривание табака, часть его насыпалась 
на алтарь в качестве подношения. Все племя 
собиралось вокруг алтаря; мужчины, женщины 
и дети все вместе пели песнопения. Четыре 
жреца поднимались вместе с девочкой на 
алтарь и торжественно привязывали ее 
к деревянной раме лицом к востоку. Как 
только первый луч зари касался земли, 
один из воинов выступал вперед и поражал 
девочку стрелой прямо в сердце. Другой 
воин делал ей надрез над сердцем освященным 
кремневым ножом и вымазывал свое лицо 
ее кровью, которая стекала на жертвенное 
мясо бизона, положенное в специально 
вырытую яму рядом с алтарем. 
Вот как описывает 
заключительную фазу этого ритуала 
Дж. Уэлфиш в своей книге «Затерянная 
вселенная», посвященной индейцам пауни: 
«Когда день 
полностью наступил, четыре специально 
отобранных жрецами человека отвязали 
девочку, отнесли ее тело на 400 м на восток 
от лагеря и положили на землю лицом вниз. 
При этом они пели: «Она станет всей землей. 
Вся земля напитается ее кровью». Затем 
они говорили о девяти вещах, которые произойдут 
одна за другой: «Она превратится в пучок 
травы; муравьи найдут ее; прилетят мотыльки 
и найдут ее; придет лиса и найдет ее, а 
также койот, дикая кошка, сорока, ворона; 
прилетят стервятники и найдут ее, а после 
всех прилетит белый орел и съест ее». 
В завершение ритуала 
его непосредственные участники 
собирались в святилище и ели 
освященное мясо бизона; в это же 
время все племя пело, плясало, 
веселилось, устраивало потешные поединки, 
воздавало хвалу Заре и Матери 
Кукурузе, а также предавалось сексуальным 
утехам без всяких ограничений относительно 
выбора партнера (что в целом было нехарактерно 
для индейцев, которые всегда отличались 
сдержанностью в этом плане, даже во время 
ритуалов, посвященных плодородию). 
В 1816 г. 20-летний 
воин скиди-пауни[42] по имени Главный Человек, 
сын вождя племени Главного Ножа, решил 
в одиночку положить конец этому ритуалу, 
поскольку тот мог дать повод для возмущения 
все более активно диктующему правила 
жизни на континенте белому человеку и 
послужить ему предлогом для дальнейшего 
вытеснения индейцев. С одобрения отца, 
на рассвете того дня, когда должен был 
совершиться ритуал, он подскакал к алтарю 
и, когда воин уже готовил стрелу, чтобы 
поразить девочку, разрубил державшие 
ее веревки, усадил девочку на лошадь и 
сказал, чтобы она быстрее мчалась домой. 
Присутствующие замерли в священном ужасе 
и трепете: ведь он не отдал Заре жизнь 
чистой и непорочной девочки, а значит, 
теперь должен был заплатить за это своей 
жизнью. Но он остался жив. В 1821 г., когда 
он прибыл в Вашингтон в составе делегации 
пауни, ему была вручена очень красивая 
серебряная медаль за мужество и героизм. 
Своим поступком он подорвал доверие к 
этому ритуалу, хотя время от времени его 
проводили и позже; так, в 1838 г. была принесена 
в жертву девочка из племени оглала-сиу: 
таким путем пытались остановить свирепствовавшую 
на Равнинах опустошительную эпидемию 
оспы. Следует заметить, что ритуал Жертвоприношения 
плененной девочки является одним из наиболее 
сильных и эмоциональных примеров прямого 
влияния Мексики на племена южной и центральной 
части Северной Америки, поскольку весь 
этот необычный ритуал в мельчайших подробностях 
воспроизведен в скульптурном изображении 
и описан в древних рукописях, обнаруженных 
на территории Мексики и датируемых временем 
до появления там испанцев. 
Откровения и сновидения
Такие ритуалы, как Окипа и Жертвоприношение плененной девочки, проводились не из садистских побуждений или в силу чьих-то причуд или капризов. Их цель состояла в том, чтобы добиться благосклонности и расположения духов, управляющих природой, и укрепить духовные силы племени. С их помощью в людей должны были войти сила и энергия солнца, луны, дождя, ветра, грома и молнии, а также непостижимая для них сущность животных и птиц. Окипа не только приучала мужчин проявлять стойкость и выдержку и переносить испытания мужественно и твердо – на пике боли и страданий, в состоянии исступления им могло открыться то, как надо жить; их могло посетить видение, наставляющее их на истинный путь. У многих племен, если юноша не имел подобного духовного опыта и не был знаком с видениями и откровениями, он не мог стать воином и даже мужчиной.