Вероучение и культ буддизма
Основные положения догматики
раннего буддизма и его важнейшие
культовые предписания изложены
в Трипитаке (Типитаке) -– многотомном
своде книг буддистского священного
писания, воспринимаемого как
откровение Будды в изложении
его учеников. Трипитака, оформленная
в I в. до н. э., включает в себя три
блока книг, каждый из которых имеет собственное
название.
Блок первый -– Виная–питака:
5 книг, содержащих характеристику
принципов организации монашеских
общин, историю буддистского монашества
и фрагменты биографии Будды-Гаутамы-Шакьямуни.
Блок второй -- Сутта-питака:
5 сборников, содержащих в форме
афоризмов, притч и поэм учение
Будды, а также повествующих
о последних днях жизни основателя
этой религии.
Блок третий -- Абхидхарма-питака:
7 книг, истолковывающих основные
идеи буддизма, в том числе
и буддистскую картину мира, философское
обоснование догматов этой религии.
Согласно буддизму, мир
находится в постоянном круговороте
изменений и перерождений. Следует
различать, во-первых, пребывание
в мире проявленного бытия
-- состояние "сансары", сопряженное
со страданиями и стремлением
освободиться от них через
познание мира; во-вторых, пребывание
в мире непроявленного бытия
– состояние "нирваны", в
котором человек освобождается
от страданий. Буддистское учение
о "четырех благородных истинах"
воплощает в себе модель достижения
нирваны. Первая истина утверждает,
что жизнь -- это процесс бесконечных
страданий: рождение, любовь, старость,
болезнь, разлука, смерть и
т. д. "Жить -- значит страдать". Вторая
определяет, что корень страданий людей
в жажде удовольствий, страстей, наслаждений,
в любви к жизни, в усилиях по ее сохранению
и продлению. "Причина страданий -- желание".
Третья касается познаваемости причин
страданий и возможности избавления от
них в вечном успокоении. "Для освобождения
от страданий надо избавиться от желаний".
Четвертая истина "содержит" рецепт
избавления от страданий, согласно которому
все энергии, порождающие и поддерживающие
жизнь, постепенно приходят к угасанию.
"Путь избавления от желаний -- следование
учению Будды". Жажда жизни преодолевается
нелегко и достигается соблюдением ряда
предписаний, составляющих так называемый
"восьмиричный путь к спасению". На
этом пути человек должен достичь следующих
состояний: праведное воззрение (знание
и принятие четырех истин), праведное стремление
(решимость действовать в соответствии
с этими истинами), праведная речь (освобождение
от лжи, грубости, клеветы), праведное действие
(отказ от дурных поступков), праведная
жизнь (честный способ добывания средств
к существованию), праведное усилие (преодоление
дурных помыслов), праведное созерцание
(закрепление уже достигнутых успехов
в деле спасения) и праведное размышление
(достижение отрешенности от всего земного).
По убеждению буддистов,
строгое следование "восьмиричным
путем" приведет верующего
к главной цели его жизни
-- нирване, предполагающей последовательное
прохождение четырех ступеней. На
первой ступени чистый и невозмутимый
ум концентрируется на осмыслении
и истолковании истин. На второй
вера в четыре благородные
истины рассеивает все сомнения
и вытесняет беспокойство, вызванное
их изучением. После достижения
душевного спокойствия наступает
третья ступень, на которой
происходит освобождение от чувства
радости и ощущения своей телесности.
Четвертая ступень связана непосредственно
с погружением в нирвану как
состояние полной невозмутимости
и совершенного безразличия (само
слово "нирвана" в переводе
означает "угасание", "потухание").
Нирваны достичь нелегко, так
как это состояние сверхчеловеческого
наслаждения. Ее нельзя воспринять
чувствами: это состояние высшего
и полного просветления сознания.
Согласно буддистскому
учению, мир -– это поток нематериальных
частиц (дхарм), комбинации которых
образуют все существующее, в
том числе и человека. Смерть
любого живого существа означает
распад данной комбинации, освобождающий
дхармы для новых сочетаний.
Какой будет комбинация дхарм
в новорожденном -- определяется
кармой, то есть совокупностью
грехов и добродетелей, достигнутой
в предыдущих сочетаниях (прошлых
поколениях).
Поскольку положение
человека в обществе тоже определяется
характером предыдущих превращений
(высокое положение -– это награда
за добродетельную жизнь в
предшествующих комбинациях, а
тяжелые условия бытия -- возмездие
за жизнь греховную), то он не
должен выражать недовольств
настоящим состоянием своего
бытия и претендовать на лучшее
по сравнению с тем, что ему
досталось. Единственное, что он
может и должен делать -– усваивать
святые истины, идти предписанным
ими путем и тем обеспечивать
лучшую комбинацию последующих
превращений, конечная цель которых
-- достижение нирваны, прекращающей
процесс перевоплощений.
В буддистском учении
много места занимают нравственные
проблемы. Оно требует от своих
приверженцев целомудрия, правдивости,
чистоты мыслей и поступков,
уважения к чужой собственности,
щедрости и благотворительности,
запрещает убивать живые существа.
Буддизм отсаивает религиозно-этический
принцип непричинения боли и
зла живым существам (ахинса).
Ранний буддизм отличался
простотой обрядности, главными
компонентами которой являются:
культ Будды-Гаутамы, проповедь,
почитание святых мест, связанных,
согласно преданию, с рождением,
просветлением, проповедью и кончиной
основателя религии, а также
поклонение ступам -– культовым
сооружениям, в которых хранятся
реликвии буддизма.
Махаяна пополнила обрядовость
буддизма культом будд -- религиозных
деятелей, тоже достигших нирваны
и присоединившихся к Будде-Гаутаме.
Добавилось также почитание бодисатв
-- божеств, находящихся на пути
превращения в будду, но не
погрузившихся в нирвану только
из желания указать путь к
спасению другим людям.
В махаяне усложнилась
и буддистская обрядность. Были
введены в культовый обиход
молитвы и магические заклинания,
жертвоприношения, практика поклонения
скульптурным изображениям будд.
Возник пышный ритуал, в котором
главная роль отводилась монашеству.
Развернулось строительство храмов,
отличающихся архитектурным своеобразием,
изысканностью внешней и внутренней
отделки.
Культовая деятельность
в буддизме осуществляется монашествующими,
которые бреют голову и носят
специфическую одежду желтого
цвета, имитирующую рубище нищего.