Вероучение и культ буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:57, реферат

Краткое описание

Согласно буддизму, мир находится в постоянном круговороте изменений и перерождений. Следует различать, во-первых, пребывание в мире проявленного бытия -- состояние "сансары", сопряженное со страданиями и стремлением освободиться от них через познание мира; во-вторых, пребывание в мире не проявленного бытия – состояние "нирваны", в котором человек освобождается от страданий. Буддистское учение о "четырех благородных истинах" воплощает в себе модель достижения нирваны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 15.23 Кб (Скачать)

Вероучение и культ буддизма

    Основные положения догматики  раннего буддизма и его важнейшие  культовые предписания изложены  в Трипитаке (Типитаке) -– многотомном  своде книг буддистского священного  писания, воспринимаемого как  откровение Будды в изложении  его учеников. Трипитака, оформленная  в I в. до н. э., включает в себя три блока книг, каждый из которых имеет собственное название.

    Блок первый -– Виная–питака: 5 книг, содержащих характеристику  принципов организации монашеских  общин, историю буддистского монашества  и фрагменты биографии Будды-Гаутамы-Шакьямуни.

    Блок второй -- Сутта-питака: 5 сборников, содержащих в форме  афоризмов, притч и поэм учение  Будды, а также повествующих  о последних днях жизни основателя  этой религии.

    Блок третий -- Абхидхарма-питака: 7 книг, истолковывающих основные  идеи буддизма, в том числе  и буддистскую картину мира, философское  обоснование догматов этой религии.

    Согласно буддизму, мир  находится в постоянном круговороте  изменений и перерождений. Следует  различать, во-первых, пребывание  в мире проявленного бытия  -- состояние "сансары", сопряженное  со страданиями и стремлением  освободиться от них через  познание мира; во-вторых, пребывание  в мире непроявленного бытия  – состояние "нирваны", в  котором человек освобождается  от страданий. Буддистское учение  о "четырех благородных истинах"  воплощает в себе модель достижения  нирваны. Первая истина утверждает, что жизнь -- это процесс бесконечных  страданий: рождение, любовь, старость, болезнь, разлука, смерть и  т. д. "Жить -- значит страдать". Вторая определяет, что корень страданий людей в жажде удовольствий, страстей, наслаждений, в любви к жизни, в усилиях по ее сохранению и продлению. "Причина страданий -- желание". Третья касается познаваемости причин страданий и возможности избавления от них в вечном успокоении. "Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний". Четвертая истина "содержит" рецепт избавления от страданий, согласно которому все энергии, порождающие и поддерживающие жизнь, постепенно приходят к угасанию. "Путь избавления от желаний -- следование учению Будды". Жажда жизни преодолевается нелегко и достигается соблюдением ряда предписаний, составляющих так называемый "восьмиричный путь к спасению". На этом пути человек должен достичь следующих состояний: праведное воззрение (знание и принятие четырех истин), праведное стремление (решимость действовать в соответствии с этими истинами), праведная речь (освобождение от лжи, грубости, клеветы), праведное действие (отказ от дурных поступков), праведная жизнь (честный способ добывания средств к существованию), праведное усилие (преодоление дурных помыслов), праведное созерцание (закрепление уже достигнутых успехов в деле спасения) и праведное размышление (достижение отрешенности от всего земного).

    По убеждению буддистов,  строгое следование "восьмиричным  путем" приведет верующего  к главной цели его жизни  -- нирване, предполагающей последовательное  прохождение четырех ступеней. На  первой ступени чистый и невозмутимый  ум концентрируется на осмыслении  и истолковании истин. На второй  вера в четыре благородные  истины рассеивает все сомнения  и вытесняет беспокойство, вызванное  их изучением. После достижения  душевного спокойствия наступает  третья ступень, на которой  происходит освобождение от чувства  радости и ощущения своей телесности. Четвертая ступень связана непосредственно  с погружением в нирвану как  состояние полной невозмутимости  и совершенного безразличия (само  слово "нирвана" в переводе  означает "угасание", "потухание"). Нирваны достичь нелегко, так  как это состояние сверхчеловеческого  наслаждения. Ее нельзя воспринять  чувствами: это состояние высшего  и полного просветления сознания.

    Согласно буддистскому  учению, мир -– это поток нематериальных  частиц (дхарм), комбинации которых  образуют все существующее, в  том числе и человека. Смерть  любого живого существа означает  распад данной комбинации, освобождающий  дхармы для новых сочетаний.  Какой будет комбинация дхарм  в новорожденном -- определяется  кармой, то есть совокупностью  грехов и добродетелей, достигнутой  в предыдущих сочетаниях (прошлых  поколениях).

    Поскольку положение  человека в обществе тоже определяется  характером предыдущих превращений  (высокое положение -– это награда  за добродетельную жизнь в  предшествующих комбинациях, а  тяжелые условия бытия -- возмездие  за жизнь греховную), то он не  должен выражать недовольств  настоящим состоянием своего  бытия и претендовать на лучшее  по сравнению с тем, что ему  досталось. Единственное, что он  может и должен делать -– усваивать  святые истины, идти предписанным  ими путем и тем обеспечивать  лучшую комбинацию последующих  превращений, конечная цель которых  -- достижение нирваны, прекращающей  процесс перевоплощений.

    В буддистском учении  много места занимают нравственные  проблемы. Оно требует от своих  приверженцев целомудрия, правдивости,  чистоты мыслей и поступков,  уважения к чужой собственности,  щедрости и благотворительности,  запрещает убивать живые существа. Буддизм отсаивает религиозно-этический  принцип непричинения боли и  зла живым существам (ахинса).

    Ранний буддизм отличался  простотой обрядности, главными  компонентами которой являются: культ Будды-Гаутамы, проповедь,  почитание святых мест, связанных,  согласно преданию, с рождением,  просветлением, проповедью и кончиной  основателя религии, а также  поклонение ступам -– культовым  сооружениям, в которых хранятся  реликвии буддизма.

    Махаяна пополнила обрядовость  буддизма культом будд -- религиозных  деятелей, тоже достигших нирваны  и присоединившихся к Будде-Гаутаме.  Добавилось также почитание бодисатв -- божеств, находящихся на пути  превращения в будду, но не  погрузившихся в нирвану только  из желания указать путь к  спасению другим людям.

    В махаяне усложнилась  и буддистская обрядность. Были  введены в культовый обиход  молитвы и магические заклинания, жертвоприношения, практика поклонения  скульптурным изображениям будд. Возник пышный ритуал, в котором  главная роль отводилась монашеству. Развернулось строительство храмов, отличающихся архитектурным своеобразием, изысканностью внешней и внутренней  отделки.

    Культовая деятельность  в буддизме осуществляется монашествующими,  которые бреют голову и носят  специфическую одежду желтого  цвета, имитирующую рубище нищего.

 


Информация о работе Вероучение и культ буддизма