Вероучение и культ буддизма
    Основные положения догматики 
раннего буддизма и его важнейшие 
культовые предписания изложены 
в Трипитаке (Типитаке) -– многотомном 
своде книг буддистского священного 
писания, воспринимаемого как 
откровение Будды в изложении 
его учеников. Трипитака, оформленная 
в I в. до н. э., включает в себя три 
блока книг, каждый из которых имеет собственное 
название.
    Блок первый -– Виная–питака: 
5 книг, содержащих характеристику 
принципов организации монашеских 
общин, историю буддистского монашества 
и фрагменты биографии Будды-Гаутамы-Шакьямуни.
    Блок второй -- Сутта-питака: 
5 сборников, содержащих в форме 
афоризмов, притч и поэм учение 
Будды, а также повествующих 
о последних днях жизни основателя 
этой религии.
    Блок третий -- Абхидхарма-питака: 
7 книг, истолковывающих основные 
идеи буддизма, в том числе 
и буддистскую картину мира, философское 
обоснование догматов этой религии.
    Согласно буддизму, мир 
находится в постоянном круговороте 
изменений и перерождений. Следует 
различать, во-первых, пребывание 
в мире проявленного бытия 
-- состояние "сансары", сопряженное 
со страданиями и стремлением 
освободиться от них через 
познание мира; во-вторых, пребывание 
в мире непроявленного бытия 
– состояние "нирваны", в 
котором человек освобождается 
от страданий. Буддистское учение 
о "четырех благородных истинах" 
воплощает в себе модель достижения 
нирваны. Первая истина утверждает, 
что жизнь -- это процесс бесконечных 
страданий: рождение, любовь, старость, 
болезнь, разлука, смерть и 
т. д. "Жить -- значит страдать". Вторая 
определяет, что корень страданий людей 
в жажде удовольствий, страстей, наслаждений, 
в любви к жизни, в усилиях по ее сохранению 
и продлению. "Причина страданий -- желание". 
Третья касается познаваемости причин 
страданий и возможности избавления от 
них в вечном успокоении. "Для освобождения 
от страданий надо избавиться от желаний". 
Четвертая истина "содержит" рецепт 
избавления от страданий, согласно которому 
все энергии, порождающие и поддерживающие 
жизнь, постепенно приходят к угасанию. 
"Путь избавления от желаний -- следование 
учению Будды". Жажда жизни преодолевается 
нелегко и достигается соблюдением ряда 
предписаний, составляющих так называемый 
"восьмиричный путь к спасению". На 
этом пути человек должен достичь следующих 
состояний: праведное воззрение (знание 
и принятие четырех истин), праведное стремление 
(решимость действовать в соответствии 
с этими истинами), праведная речь (освобождение 
от лжи, грубости, клеветы), праведное действие 
(отказ от дурных поступков), праведная 
жизнь (честный способ добывания средств 
к существованию), праведное усилие (преодоление 
дурных помыслов), праведное созерцание 
(закрепление уже достигнутых успехов 
в деле спасения) и праведное размышление 
(достижение отрешенности от всего земного).
    По убеждению буддистов, 
строгое следование "восьмиричным 
путем" приведет верующего 
к главной цели его жизни 
-- нирване, предполагающей последовательное 
прохождение четырех ступеней. На 
первой ступени чистый и невозмутимый 
ум концентрируется на осмыслении 
и истолковании истин. На второй 
вера в четыре благородные 
истины рассеивает все сомнения 
и вытесняет беспокойство, вызванное 
их изучением. После достижения 
душевного спокойствия наступает 
третья ступень, на которой 
происходит освобождение от чувства 
радости и ощущения своей телесности. 
Четвертая ступень связана непосредственно 
с погружением в нирвану как 
состояние полной невозмутимости 
и совершенного безразличия (само 
слово "нирвана" в переводе 
означает "угасание", "потухание"). 
Нирваны достичь нелегко, так 
как это состояние сверхчеловеческого 
наслаждения. Ее нельзя воспринять 
чувствами: это состояние высшего 
и полного просветления сознания.
    Согласно буддистскому 
учению, мир -– это поток нематериальных 
частиц (дхарм), комбинации которых 
образуют все существующее, в 
том числе и человека. Смерть 
любого живого существа означает 
распад данной комбинации, освобождающий 
дхармы для новых сочетаний. 
Какой будет комбинация дхарм 
в новорожденном -- определяется 
кармой, то есть совокупностью 
грехов и добродетелей, достигнутой 
в предыдущих сочетаниях (прошлых 
поколениях).
    Поскольку положение 
человека в обществе тоже определяется 
характером предыдущих превращений 
(высокое положение -– это награда 
за добродетельную жизнь в 
предшествующих комбинациях, а 
тяжелые условия бытия -- возмездие 
за жизнь греховную), то он не 
должен выражать недовольств 
настоящим состоянием своего 
бытия и претендовать на лучшее 
по сравнению с тем, что ему 
досталось. Единственное, что он 
может и должен делать -– усваивать 
святые истины, идти предписанным 
ими путем и тем обеспечивать 
лучшую комбинацию последующих 
превращений, конечная цель которых 
-- достижение нирваны, прекращающей 
процесс перевоплощений.
    В буддистском учении 
много места занимают нравственные 
проблемы. Оно требует от своих 
приверженцев целомудрия, правдивости, 
чистоты мыслей и поступков, 
уважения к чужой собственности, 
щедрости и благотворительности, 
запрещает убивать живые существа. 
Буддизм отсаивает религиозно-этический 
принцип непричинения боли и 
зла живым существам (ахинса).
    Ранний буддизм отличался 
простотой обрядности, главными 
компонентами которой являются: 
культ Будды-Гаутамы, проповедь, 
почитание святых мест, связанных, 
согласно преданию, с рождением, 
просветлением, проповедью и кончиной 
основателя религии, а также 
поклонение ступам -– культовым 
сооружениям, в которых хранятся 
реликвии буддизма.
    Махаяна пополнила обрядовость 
буддизма культом будд -- религиозных 
деятелей, тоже достигших нирваны 
и присоединившихся к Будде-Гаутаме. 
Добавилось также почитание бодисатв 
-- божеств, находящихся на пути 
превращения в будду, но не 
погрузившихся в нирвану только 
из желания указать путь к 
спасению другим людям.
    В махаяне усложнилась 
и буддистская обрядность. Были 
введены в культовый обиход 
молитвы и магические заклинания, 
жертвоприношения, практика поклонения 
скульптурным изображениям будд. 
Возник пышный ритуал, в котором 
главная роль отводилась монашеству. 
Развернулось строительство храмов, 
отличающихся архитектурным своеобразием, 
изысканностью внешней и внутренней 
отделки.
    Культовая деятельность 
в буддизме осуществляется монашествующими, 
которые бреют голову и носят 
специфическую одежду желтого 
цвета, имитирующую рубище нищего.