В чем значение Догматов для религиозной жизни и почему нельзя отказаться от “догмата” и верить “свободно”

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:29, контрольная работа

Краткое описание

Из истории мы знаем, что в течение первых трех веков своего существования Церковь еще не обладала системой определяющих веру догматов. Как отмечает Х. Яннарас, «ранняя Церковь просто жила верой; истина воспринималась и переживалась первыми христианами как нечто очевидное, непосредственно данное и потому не нуждающееся в теоретической обработке». Догматы возникают лишь в тот момент, когда истина Церкви подвергается опасности со стороны ереси. Ересь означает выбор, предпочтение какой-либо одной части истины в ущерб целому, в ущерб истине "кафолической". Ересь противостоит кафоличности. Еретик возводит в абсолют одну из граней цельного опыта Церкви, таким образом неизбежно превращая его в нечто одностороннее и ограниченное. Ересь является результатом умозрительного выбора, связанного, как правило, с упрощенным и схематичным восприятием церковной истины.

Файлы: 1 файл

Домашнее задание.docx

— 18.13 Кб (Скачать)

Донская Духовная Семинария

Заочное отделение

Домашнее задание; В чем значение Догматов для религиозной жизни  и почему нельзя отказаться от “догмата” и верить “свободно”

Выполнил: Омельяненко Михаил

1 курс семинарии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из истории  мы знаем, что в течение первых трех веков своего существования  Церковь еще не обладала системой определяющих веру догматов. Как отмечает Х. Яннарас, «ранняя Церковь просто жила верой; истина воспринималась и переживалась первыми христианами как нечто очевидное, непосредственно данное и потому не нуждающееся в теоретической обработке». Догматы возникают лишь в тот момент, когда истина Церкви подвергается опасности со стороны ереси. Ересь означает выбор, предпочтение какой-либо одной части истины в ущерб целому, в ущерб истине "кафолической". Ересь противостоит кафоличности. Еретик возводит в абсолют одну из граней цельного опыта Церкви, таким образом неизбежно превращая его в нечто одностороннее и ограниченное. Ересь является результатом умозрительного выбора, связанного, как правило, с упрощенным и схематичным восприятием церковной истины. Церковь же отвечает на еретическую угрозу тем, что устанавливает пределы истины, то есть определяет границы живого религиозного опыта. Итак, как мы уже говорили, догматические определения Православной Церкви приняты на семи Вселенских Соборах, отражены в Никео-Цареградском Символе веры и обладают непреложным авторитетом. Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос». Буквально оно означает «предел», «границу». Таким образом, используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок. Формулировка догматических определений в истории Церкви связана с ответом на еретические искажения смысла христианства. Если любой грех — следствие слабости воли, то ересь — упорство воли. Ересь — упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна. В первом правиле Шестого Вселенского Собора говорится: «Аще же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами» Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры. Как пишет прот. Г. Флоровский, «догмат — ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это только свидетельство. Весь смысл догматического определения сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала» Апостолы признавали веру в Живого Бога первым и необходимым условием спасения. «Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). О значении догматов в жизни христианина говорит тот факт, что с древних времен и до сих пор перед вступлением в церковную общину крещаемый должен во всеуслышание прочесть Символ веры, т.е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины Православия. Апостол убеждает уверовавших твердо держаться евангельского учения, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13). Кто отступает от однажды принятой апостольской веры, тот лишает себя спасения. Из истории Православной Церкви мы знаем множество примеров, когда ради сохранения чистоты своей веры святые подвижники шли на жестокие страдания и смерть. Церковь прославляет их, как пДогматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится повредить чистоту апостольского учения. Мы имеем строгое указание Апостола: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11). Аналогично, против отвергающих основной христианский догмат — о Богочеловечестве Христа Спасителя, свидетельствует Апостол Иоанн: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4, 3).  
 
Важное значение догматического учения состоит не только в том, что оно ложится в основание умозрения или мировоззрения верующего, догматика указывает также цель и путь духовной жизни, направляет эту жизнь в определенное русло. Поэтому изменение человеком своей догматической позиции обуславливает соответствующее изменение всего строя его духовной жизни. В. Лосский пишет: «Если политическая доктрина, преподанная политической партией, может в такой степени формировать умозрение, что появляются разные типы людей, отличающиеся друг от друга нравственными и психическими признаками, то, тем более, религиозный догмат может изменять самый ум того, кто его исповедует: такие люди отличаются от тех, что формировались на основе иной догматической концепции. Мы никогда не могли бы понять аспекта духовности какой-нибудь жизни, если бы не учитывали догматического учения, лежащего в ее основе. Нужно принимать вещи такими, какие они есть, и не пытаться объяснить разницу духовной жизни на Западе и на Востоке причинами этнического и культурного порядка, когда речь идет о наиважнейшей причине — о различии догматическом. Не нужно убеждать себя в том, что вопрос об исхождении Святого Духа или же вопрос природе благодати не имеет большого значения для христианского учения в целом, якобы остающегося более или менее одинаковым для римских католиков и, для православных. В таких основных догматах именно это «более или менее» и важно, ибо оно придает различный уклон всему учению, представляет его в ином свете, иными словами порождает иную духовную жизнь».  
 
Божественное Откровение свидетельствует о глубокой связи, существующей, в частности, между верой и христианской нравственностью, между догматами и заповедями. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», — учит Господь Иисус Христос (Ин. 8, 31-32). Так, с одной стороны, глубина и совершенство христианского вероучения открываются человеку по мере его духовного роста, по мере исполнения им евангельских заповедей, а с другой стороны, познание Божественной истины освобождает человека от власти греха.  
 
Без веры невозможна устойчивая нравственность. Повреждение догматического сознания часто приводит к повреждению в области нравственной жизни. Верно и обратное, порочность нравственной жизни ведет к омрачению и искажению догматического умозрения. Так, неверие, нежелание языческого мира почтить и прославить Бога явились причиной того, что люди предались постыдным страстям (Рим. 1, 21-27). И наоборот, некоторые, отвергнув добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19). Святые отцы не отделяли сферу сознания от духовной жизни человека. Не случайно к еретикам они относили одинаково и тех, кто искажает вПоврежденные силы души не могут правильно ориентировать человека в его нравственно-практической деятельности. "Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю", – восклицает Апостол (Рим. 7:15). Без веры во Христа невозможно стать духовно свободным. И только действием дарованной во Христе благодати человек может быть восстановлен и преображен. ероучение Церкви, и тех, кто не хранит заповедей Христовыхоборников православной истины.


Информация о работе В чем значение Догматов для религиозной жизни и почему нельзя отказаться от “догмата” и верить “свободно”