Уроки Ватикана. Чем для нас ценен опыт реформ Католической церкви?

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:47, статья

Краткое описание

Церковь как социальный институт в современном обществе переживает период трансформации. В настоящее время формируются определенные требования к тому, как должна выглядеть современная церковь. Эта проблема характерна для постсоветского общества, так как подобные вопросы перед церковью на Западе встали еще в середине прошлого века. Попытка решить проблему церкви и изменяющегося общества была предпринята Вторым Ватиканским собором (1962–1965), который открылся по инициативе папы Иоанна XXIII и привел к самым радикальным реформам в ее истории

Файлы: 1 файл

Рецензия.docx

— 16.09 Кб (Скачать)

Уроки Ватикана. Чем для нас ценен опыт реформ Католической церкви?

Церковь как социальный институт в современном обществе переживает период трансформации. В настоящее время формируются определенные требования к тому, как должна выглядеть современная церковь. Эта проблема характерна для постсоветского общества, так как подобные вопросы перед церковью на Западе встали еще в середине прошлого века. Попытка решить проблему церкви и изменяющегося общества была предпринята Вторым Ватиканским собором (1962–1965), который открылся по инициативе папы Иоанна XXIII и привел к самым радикальным реформам в ее истории.

Для постсоветского общества крайне важно изучить и критически осмыслить результаты реформ, тем более что Беларусь – страна многоконфессиональная и католичество является одной из основных религий на территории страны. Попытка осмысления предпринята в интервью, которое дал порталу «Православие и мир», протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии. Несмотря на то что публикация относится к 2009 году, озвученные проблемы не потеряли актуальности.

Проблему соответствия религиозных традиций нормам трансформирующегося общества Собор попытался решить путем адаптации религии к современной культуре по внешним признакам. В первую очередь, изменился подход к богослужению. Латиноязычное богослужение не соответствовало молитвенным нуждам католиков, поэтому теперь оно стало совершаться на национальном языке верующих. Протоиерей М. Козлов отмечает, что подобное отношению к языку службы в духе восточнохристианской традиции. Однако это соответствует действительности. В православной церкви литургия совершается на церковнославянском языке, которые понятен лишь самим священнослужителям и немногим верующим (в основном филологам, для которых старославянский язык – один из обязательных для изучения). Основная масса присутствующих в церкви людей (в том числе искренне верующих) плохо понимают, о чем псалом или евангельский отрывок. В Минске, например, богослужение на белорусском языке совершается лишь в одном (Свято-Петропавловском) соборе один раз в неделю, но во время ежедневной литургии обязательно повторно читается Евангелие на белорусском языке. Возможно, проблема в том, что православная церковь в Беларуси относится к Московской патриархии. Иначе обстоят дела у католиков и униатов. Служба в униатской церкви идет на белорусском языке, на сайте размещены тексты молитв на русском и белорусском языках. В католической церкви богослужение и даже комментарии к нему, когда во время Пасхи или Рождества идет телетрансляция, ведутся на белорусском языке. Безусловно, это позволяет гораздо большему числу людей приобщиться к религии.

Реформа коснулась также положения мирян в церкви. Теперь они смогли принимать активное участие в церковной жизни. Общины мирян были признаны важнейшей составляющей церкви. В церквях других конфессий (например, протестантской и православной) община также является серьезной силой: это и организация культурных мероприятий, и религиозное образование,  издательская и другая деятельность. Однако в такой работе, в первую очередь, важен настрой настоятеля храма, при котором образуется подобное объединение. Часто без организующей роли священника община быстро распадается, поэтому необходимо идти навстречу мирянам и помогать им встраиваться в церковную жизнь.

Однако идти навстречу, не значит идти на поводу. Здесь трудно не согласиться с М. Козловым, который отмечает, что реформа оказалась неэффективной и подверглась критике именно по причине «подстройки» под требования общества. На поверку большинство из этих требований оказались тривиальными «хотелками»: церковь должна… не мешать делать то, что хочется. В связи этим представляется правильным сделанный им вывод: несмотря на то что церковь сделала шаг навстречу обществу, стараясь стать более современной, понятной и близкой этому обществу, общество не пошло в сторону церкви, так как оказалось неготовым принять христианские ценности не на уровне декларации, а на уровне норм, реализуемых в жизни.

В нашем обществе ситуация немного другая. После падения коммунистической идеологии в церковь пришли многие люди, которые посчитали, что идеология церкви будет более честной, нежели отвергнутая коммунистическая, поэтому столь болезненно переживаются верующими скандалы, сотрясающие сегодня православную и католическую церкви. Часть прихожан оказались в церкви, поддавшись моде. Мода, как известно, – вещь изменчивая, поэтому эти люди вскоре вернулись к своему обычному языческому состоянию: ходить в церковь за амулетами «бонусами» (повешу в машине иконку, глядишь, гаишник «помилует»; нагрешу – денег в церковь принесу и все будет хорошо).

Учитывая опыт «ошибок трудных», пройденный западной католической церковью, мне кажется, в Беларуси у церкви все же есть возможность и потенциал стать настоящим выразителем нужд общества, самая главная из которых сегодня – правда, справедливость, возрождение национальной самобытности.


Информация о работе Уроки Ватикана. Чем для нас ценен опыт реформ Католической церкви?