Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:53, контрольная работа
Смерть всегда несла некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает вечная и счастливая жизнь.
1. Введение 3
2. Проблемы смерти и бессмертия в религии и искусстве 5
2.1 Отношение к смерти и бессмертию в Древних культурах 6
2.2 Древнекитайское религиозное осознание смерти и бессмертия
2.3 Египетское религиозное осознание смерти и бессмертия 8
2.4 Индийское религиозное осознание смерти и бессмертия 10
2.5 Религиозное осознание смерти и бессмертия древними евреями 11
2.6 Европейское осознание проблемы смерти и бессмертия в Новое время 13
3. Проблема смерти в современной культуре глазами Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма (биофильство, некрофильство) 15
4. Заключение 21
5. Список литературы 22
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный
университет сервиса и экономики
Контрольная работа
Дисциплина: Антропология
Тема: Тема смерти в религии и искусстве, проблема бессмертия
Колпино
2011 г.
Содержание
2.1 Отношение к смерти и бессмертию в Древних культурах 6
2.2 Древнекитайское религиозное осознание смерти и бессмертия 8
2.3 Египетское религиозное осознание смерти и бессмертия 8
2.4 Индийское религиозное осознание смерти и бессмертия 10
2.5 Религиозное осознание смерти и бессмертия древними евреями 11
2.6 Европейское осознание проблемы смерти и бессмертия в Новое время 13
3. Проблема смерти
в современной культуре глазами Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма (биофильство,
некрофильство)
4. Заключение 21
5. Список литературы 22
По-славянски «смерть» – «С» - «МЕР» - «Т» - «Ь»: «С» – смена, «МЕР» – мерности, «Т» – творящая, «Ь» – утверждение (утверждение что нет смерти, есть смена мер и смена ценностей (иной мир)).
Смерть (гибель) — прекращение, остановка жизнедеятельности ор
Кошмар смерти всегда преследовал людей.
Он порождал специфические представления
о трагизме жизни. «Смерть не имеет образа,
- говорит байроновский Люцифер, - но все,
что носит вид земных существ, поглотит».
Конечность человеческого существования
неотвратимо ставит вопрос о смысле земного
удела, о предназначении жизни. Несомненно,
проблема смерти относится к числу фундаментальных,
затрагивает предельные основания бытия.
Философы, которые обращались к теме
смерти, нередко пишут о том, что в различных
культурах эта тема переживалась по-разному.
В иные эпохи страх смерти и вовсе отсутствовал:
люди находили в себе силы противостоять
угрозе физического уничтожения. Античные
греки, например, учили преодолевать ужас
небытия путем концентрации духа, усилием
животворной мысли, воспитывать в себе
презрение к смерти. Людей средневековья,
напротив, предстоящая смерть доводила
до исступления. Ни одна эпоха, как свидетельствует
нидерландский историк и философ Йохан
Хейзинга, не навязывает человеку мысль
о смерти с такой настойчивостью, как XV
столетие.
Если
мы поставим вопрос: что служит основанием
для того, чтобы сравнивать, как воспринимают
смерть в различных культурах, эпохах,
то обнаруживается парадоксальная вещь.
Как правило, сопоставляются обычно философские
высказывания. “Ведь какое-то чувство
умирания может быть у человека, - пишет,
например, Цицерон. - Все это мы должны
думать еще в молодости, чтобы могли призирать
смерть; без такого размышления быть спокоен
душой не может быть никто; ведь умереть
нам, как известно, придется - быть может,
даже сегодня». Вот оно- презирать смерть…
А средневековый мыслитель Мейстер Экхатр,
напротив, пишет о том, как трудно дается
человеку отрешенность от мирских благ…
Выходит, было время, когда смерти не боялись,
страх перед угрозой физического уничтожения
был не всегда. Но в какой мере можно доверять
философской мысли? Ведь нередко выраженное
в суждении презрение к смерти как раз
и отражает ужас перед нею.
Страх перед смертью заложен в самой человеческой природе, в самой тайне жизни. Он изначален, то есть коренится в глубинах человеческой психики. Однако в конкретной эпохе, через призму определенных духовных ценностей этот страх обретает различные преображенные формы. Вот они-то и находили отражение в стойких религиозно-практических установках. Культура постоянно воспроизводит жизненные ситуации, с которыми люди встречаются во все времена. Речь идет о проблемах долга, любви, жертвы, трагедии, героизма, смерти. Однако, культура вовсе не движется по кругу, возвращаясь вновь и вновь к одним и тем же мотивам. В каждую эпоху эти ценности приобретают новое содержание, диктуемое не только постоянной, фиксируемой природой человека, но и социальной действительностью, в которой эта природа раскрывается. Точно так же проблемы смерти, хотя и преследуют человечество исстари, все же получают разное истолкование в различных религиозных традициях. Каждая культура вырабатывает определенную систему ценностей, в которой переосмысливаются вопросы жизни и смерти. Она творит также определенный комплекс образов и символов, с помощью которых обеспечивается психологическое равновесие индивидов. Человек, разумеется, располагает отвлеченным знанием о факте неотвратимой смерти. Но он пытается, опираясь на существующую в данной культуре символику, сформировать более конкретное представление о том, что делает возможной полноценную жизнь перед фактом неизбежной гибели. [7]
По мнению психологов, такая система начинает складываться в психике человека уже в раннем детском возрасте. Образ, который возникает в подсознании человека в связи с его рождением, когда плод отделяется от матери, позднее трансформируется в некий прообраз ужаса перед смертью. Он ищет способы уйти от тления, увековечить себя, постоянно ощущая присутствие смерти. Выживание человека предполагает, что в его психике закрепляются символические образы, которые позволяют наполнить земное существование смыслом. Это психологическое равновесие приходится все время поддерживать, подкреплять. Такая потребность присуща не только отдельному человеку. Культуру в целом тоже может войти в состояние разлада и сумятицы, разрушить присущее ей философско-гармоническое восприятие жизни и смерти. Когда возникает опасность для жизни отдельного человека или целого народа, образы символического бессмертия становятся более четко выраженными, обостренными, интенсивными. Но можно ли каким-то образом типологизировать различные формы отношения к смерти? Безусловно. Сравнение мировых религий, далеких культур показывает, что черту между жизнью и смертью люди воспринимают по-разному. Считают, например, что между земной и загробной жизнью нет никакой разницы, но полагают также, что такая разница есть. В то же время различение подлунного и иного бытия принимает разные формы. Попробуем проиллюстрировать это на примере различных культур. [6]
Отношение к смерти и бессмертию в Древних культурах
Отношение к смерти в древних культурах
носит в основном эпический характер,
то есть она не воспринимается как личная
трагедия. Кончина человека толкуется
как закономерное завершение определенного
жизненного цикла. Лирические и трагические
акценты еще отсутствуют.
Многочисленные и разнохарактерные представления
о смерти, которые сложились в мировой
культуре, можно, по-видимому, в известной
мере разделить по каким-то признакам.
Выделим, прежде всего, дохристианские
и христианские воззрения. Отметим также,
что восточные культуры в отличие от западных
сохранили в себе веру в оригинальную
силу космологий, религиозных и философских
систем, в которых смерть не рассматривается
как абсолютное завершение существования.
Присущие им концепции посмертного бытия
имеют весьма широкий спектр, включающий
в себя спектр представлений - от высоких
состояний сознания до конкретных образов
другого мира, напоминающую земную жизнь.
Во всех этих верованиях смерть не отождествляется
с полным исчезновением индивида. Христианство
признавало конечность индивидуального
существования. Массовое воскрешение
трактовалось лишь как завершение земной
истории.
История человеческой цивилизации содержит
волнующую летопись многочисленных попыток
древнейших культур сохранить жизнь и
избежать смерти. Во многих культурах
предполагалось, что каждый может должным
образом подготовиться к смерти, если
он при этом обретет нужное знание о процессе
умирания. В литературных памятниках,
известных как “Книги мертвых”, излагается
детализированное описание смерти и руководства
по поводу того, как сделать процесс умирания
более полным (неподготовленный человек
сопротивляется смерти и оказывается
в промежуточном состоянии) и последовательным.
Наиболее известные из этих произведений
- Египетская Книга мертвых и Тибетская
Книга мертвых. Однако подобные тексты
существовали и в индийских, мусульманских
и других традициях.
Восприятие смерти в культурах, где еще
индивид не выделился из племени, из рода,
естественно, отличается от толкования
этого феномена там, где господствует
персоналистская идея (идея личности).
В тех обществах, в которых процесс индивидуализации
зашел не очень далеко, конец индивидуального
существования не оценивается как проблема,
поскольку слабо развито самоощущение
индивидуального существования. Смерть
еще не воспринимается как нечто радикально
отличное от жизни. Совсем иначе оценивается
смерть в тех культурах, где осознается
ценность, суверенность и уникальность
личности. Здесь хрупкость земного бытия
воспринимается трагически, пронизывает
всю человеческую субъективность, то есть
мир его переживаний, внутренних состояний.
[5]
Как
правило, взгляды на смерть тесно связаны
с религиозными воззрениями. Нельзя, например,
представить античного, индуистского,
мусульманского, христианского человека
и его воззрения на смерть, не выяснив
предварительно, что являли собой верования
египтян, греков, мусульман, индийцев,
христиан.
Некоторые древние религии допускали,
что между земным и посмертным существованием
нет никакой разницы. Однако эта общая
констатация имела все-таки оттенки. В
одном случае предполагалось, что здесь,
в подлунном мире, все также, как и в потустороннем.
В другом – (взгляд бросался как бы “оттуда”)
допускалось, что в том посмертном существовании
ничего не меняется по сравнению с земным.
Иначе говоря, жизнь земная и последующая
не разделялись, но акцент делался все,
же на, то обстоятельство, что является
изначальной точкой отсчета – этот или
тот мир. (“Там” так же, как “здесь”, “здесь”
так же, как “там”). [4]
Древнекитайское религиозное осознание смерти и бессмертия
В древнекитайском сознании, например, факт смерти оценивался как нечто, не имеющее глубокого бытийственного значения. Иначе говоря, если человек умер, никакой трагедии в этом нет. Он все равно остается среди живых, но уже как усопший. Здесь так же, как и там. Мертвый уходит от живых условно, в каком-то ограниченном смысле. Он нас не покидает. Мир плотно заселен “живыми мертвецами”. Они перешли в другое состояние, но не ушли в иной мир. Вот почему в этой культуре символика смерти носила земной характер. За богдыханом (императором Китая) повсюду следовал гроб, который считался атрибутом его земного существования. Заблаговременная подготовка могилы для престарелых родителей считалось актом заботы и милосердия. Покинув часть земного мира, усопший отправлялся к другим людям, которые умерли раньше, но все, же никуда не исчезли. Отсюда культ предков, который весьма характерен для этой культуры. [2]
Египетское религиозное осознание смерти и бессмертия
Не разделяли земной и потусторонний мир
и египтяне. Но они, скорее, подчеркивали
сходство загробного мира с подлунным
там так же, как здесь. Смерть считалась
прелюдией к загробному бытию. Египтяне
возлагали надежды на нетленность тела
того человека, власть которого была нерушимой
при жизни. Тленность, по их представлениям,
оставалось нерушимой. Культ мертвых составлял
важнейшую характеристику египетской
культуры. Искусство бальзамирования
и мумифицирования, строительство грандиозных
гробниц, увековечивание памяти ушедших
– все служило одной цели: обеспечить
символическое бессмертие. Еще в эпоху
Древнего Царства
(XXIX-XIX вв. до н. э.) египтяне полагали, что
души умерших соединяются со звездами.
Каждую ночь душа усопшего вновь поселяется
в теле, покидая ради этого звезду… [1]
По имеющимся данным, в истории человечества две культуры обнаружили особенно острый интерес к смерти и процессу умирания: культуры египтян и тибетцев. Тогда разделяли глубокую веру в то, что сознание продолжает жить после смерти. Они предлагали хорошо разработанные ритуалы, позволяющие как можно легче прейти в новое состояние, вычерчивали сложные схемы, в которых отражали странствия души. Египетская Книга мертвых – коллекция молитв, магических звучаний и мифологических историй, которые относятся к смерти и загробной жизни. Материалы этих текстов разноречивы. Они отражают исторический конфликт между двумя сильными религиозными традициями – жрецами Бога Солнца и последователями Озириса. (В древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскрешающей природы). С одной стороны они предлагают священное знание, позволяющее обеспечить вечное благословенное существование под сенью солнечного божества, вместе с ним странствуя по кругу. С другой стороны, тексты отражают традицию древнего Бога смерти, который, согласно легенде, был убит своим братом Сетом. После возрождения он стал правителем другого мира. Согласно этой традиции мертвые ритуально отождествляют себя Озирисом и никогда не могут вернуться к жизни вновь.
Итак, в древнекитайской и древнеегипетской культурах жизнь и смерть в известной мере уравнены. Здесь нет и намека на то, что жизнь – это благо, а смерть - это зло. Оба мира равноценны, хотя и разделены некой чертой. [2]
Индийское религиозное осознание смерти и бессмертия
Иначе
оценивается эта проблема в индийском
религиозном сознании. Согласно буддизму
все существа берут свое начало в Брахмане,
безличном абсолютном духовном начале,
из которого возникает мир. Брахман лежит
в основе всего существующего. Все, в конечном
счете, должно вернуться к нему. Поэтому
смерть лишь переход от низшей ступени
к высшей, продолжающейся с тех пор, пока
дух не достигнет, наконец такой степени
чистоты и совершенства, чтобы войти в
мировую душу, к чему стремится все существующее
на земле. Мировая душа- это отражение
всего бытия, мировой дух - активное, созидательное
начало души. Однако достойны этого лишь те, кто откажется
от всяких чувственных наслаждений, кто
в своем стремлении к святости отрешится
от материального мира, умертвит плоть,
разобьет оковы, отягчающие его душу. А
таковы одни браманы. Тот же, кто вопреки
священным законам противятся вечному,
божественному, после смерти подвергнется
адским мукам. Душа его в зависимости от
степени греховности соединится путем
нового рождения с более или менее низменным
существом и принуждена будет странствовать,
не находя себе покоя в юдоли печали до
тех пор, пока не обретет вечное успокоение
в царстве Брамы. В отличие от христианства, где отпущение
грехов, достижение вечного блаженства
связывали с божественным милосердием,
брамины полагали, что только сам человек
может искупить свои грехи, только собственными
силами может добиться прощения. Отвергнув
идею бессмертия тела, индусы придерживались
концепции бессмертия души. Тело для индусов
всегда презренно и должно быть предано
огню тотчас же после смерти. Бессмертная
же душа прейдет в новое тело, и этот процесс
будет все повторяться и повторяться,
пока душа не исчезнет и не сольется с
душой вселенной. Идея беспрерывного перерождения,
возвращения человека на землю в новых
телесных облачениях и составляет смысл
идеи реинкарнации, то есть многочисленных
возрождений души. Из
учения о переселении душ следовали строгие
предписания о покаянии. Куда бы ни обратил
свой взор, вечно трепещущий индус, и на
этом и на том свете его ожидала суровая
кара. Всякое живое существо жаждет освобождения.
Для индуса его не существовало. Разумеется,
в принципе индус мог, совершенствуя себя,
стать брамином, но это не определяло в
последней степени его последующую карму.
Жизнь была для него бесконечным паломничеством,
полным горьких разочарований, ужасных
страданий, непосильных обязанностей,
без ободряющей надежды на то, что “вечно
движущееся колесо” когда-нибудь остановится
без одухотворяющей силы любви, без благородной
поддержки сострадания, и даже смерть
не гарантировала избавления от мучений.
Впоследствии самоубийство сделалось
даже религиозном долгом. Итак, в индийском
мироощущении земной и загробный мир разделены,
но предпочтение не жизни, а смерти. [3]
Информация о работе Тема смерти в религии и искусстве, проблема бессмертия