Святитель Николай Чудотворец

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:47, реферат

Краткое описание

Святой Николай, Мирликийский Чудотворец – святой Никола – чтимый святой русской церкви, один из любимейших святых русской церкви.
Святой Николай принадлежит к святым святителям, т.е. к святым, которые при жизни были святителями – епископами, митрополитами, занимавшими высшие должности в иерархии православной Церкви, и обрели святость в служении ей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Жизнеописание …………………………………………………………………4
2.Перенесение мощей……………………………………………………………..6
3.Почитание………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………….12

Файлы: 1 файл

ОПК если леша удалишь я тебя убью!.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

 

Чебоксарский кооперативный  институт

Российского университета кооперации

 

 

 

 

               Кафедра философии,

      истории и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

 

«Святитель Николай Чудотворец»

 

 

 

 

Выполнила студентка факультета экономики и менеджмента гр. ГМУб шифр 22Д Васильева Ирина Владимировна

 

Научный руководитель: Григорьева Марина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Жизнеописание …………………………………………………………………4

2.Перенесение мощей……………………………………………………………..6

3.Почитание………………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Святой Николай, Мирликийский Чудотворец – святой Никола – чтимый святой русской церкви, один из любимейших святых русской церкви.

Святой Николай принадлежит  к святым святителям, т.е. к святым, которые при жизни были святителями  – епископами, митрополитами, занимавшими  высшие должности в иерархии православной Церкви, и обрели святость в служении ей. Этот тип святости сложился тогда, когда христианская религия получала все более широкое распространение  и прославлялись ее церковные  иерархи, когда из гонимого учения христианство становилось главенствующей религией в Римской империи и широко распространилось за ее пределы.

Именно на это время  приходится жизнь святого Николая. Уроженец Малой Азии, он был свидетелем и гонений на христиан, и того ведущего положения, которое заняла христианская церковь при императоре Константине Великом. Он был епископом  в городе Миры Ликийские (отсюда и его имя), чудотворцем, т.е. творившим чудеса, угодником Божиим, как говорили о нем на Руси.

Жизнь его выступает лишь как служение Богу и Церкви. Святой Николай творил добро, свершал ради людей с помощью обретенной Божьей благодати чудеса. В рассказах  о свершенных св. Николаем добрых поступках  твердо звучит мысль, очень важная для  христианства: добро должно совершаться  не в ожидании награды, не для удовлетворения самолюбия, а из подлинной любви  к ближнему; лучше всего творить его безымянно, оставаясь неузнанным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1. Жизнеописание

Согласно житию, святитель  Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии  Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. Из-за того что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мир Ликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна.

С детских лет Николай  преуспевал в изучении Божественного  Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал  книги, созидая в себе достойное  жилище Святого Духа. Дядя его, епископ  Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал  их состояние, однако он отдал его  на нужды благотворительности.

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к  правлению римских императоров  Диоклетиана (годы правления 284—305) и  Максимиана (годы правления 286—305).

В 303-м году Диоклетиан издал  эдикт, узаконивший систематическое  преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения  в политике их преемников по отношению  к христианам. В западной части  империи, Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции).

Разрушение нескольких языческих  храмов также приписывают ему  — среди них один из храмов Артемиды (также известной как Диана).

Сказание о якобы допущенном свт. Николаем во время Вселенского Собора (325) ударе своего оппонента Ария по лицу должно быть признано ложным, как несообразное с личным характером святителя и возникшее не ранее XIV—XV века[6].

Святитель Николай также  известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно  осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.

 

                                   Чудеса

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым  угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай  пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских  путешествий из Миры в Александрию  он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

Ещё при жизни своей  святитель Николай прославился  как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

 

 

 

 

                                      2. Перенесение мощей

В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя  Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

По легенде, в 792 году калиф  Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он якобы взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты. Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая и привезти их в Италию. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.

Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали  им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах, при этом, рассказал  чужеземцам о видении накануне святителя  Николая одному старцу, в котором  Святитель просил бережнее хранить  его мощи.

Рассказ этот воодушевил жителей  Бари, поскольку они увидели для  себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам  свои намерения и предложили им выкуп  — 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей  об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы  связали их и поставили у дверей своих сторожей.

Жители Бари разбили церковный  помост, под которым стояла гробница с мощами и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года[источник не указан 236 дней].

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер  Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли  в Бари, и скоро радостная весть  облетела весь город. На следующий  день, 9 мая, мощи святителя Николая  торжественно перенесли в церковь  святого Стефана, находившуюся  неподалеку от моря. Торжество  перенесения святыни сопровождалось  многочисленными чудотворными исцелениями  больных, что возбуждало ещё  большее благоговение к великому  угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там  же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца. Часть  мощей до сих пор хранится в  Турции в храме святого Николая, так как все мощи похитить не успели.

 

                   Установление праздника

В начале праздник перенесения  мощей святителя Николая отмечался  только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского  Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении  мощей было широко известно. Греческая  Церковь также не установила празднования этой даты, возможно потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным.

На Руси в XI веке почитание  святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения  мощей святителя Николая из Мир  Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.). Протоиерей Николай Погребняк считает, что Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен Церковью, очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098 года). По мнению Хрусталева Д. Г., на Руси же этот праздник появляется в 1092 году.

Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. Сербы и греки этого праздника  не знают, хотя Николай Чудотворец считается  покровителем как Сербии, так и Греции.

Католиками за пределами  итальянского города Бари этот праздник редко почитается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      3. Почитание

Современный месяцеслов Православной Церкви содержит шесть праздников св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография:

  • 6 (19) декабря — день смерти (в народной традиции «Никола зимний»)
  • 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари (в народной традиции «Никола вешний»)
  • 29 июля (11 августа) — рождество св. Николая. До нас дошли две разные службы на этот праздник XVII—XVIII вв.

Точно известно о греческом  происхождении только одной из названных  памятей — Преставления св. Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно все) принадлежат Русской Церкви и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы. Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. Также память его чествуется еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

 

                    Мощи святителя Николая

Изначально святой Николай  был погребён в церкви в Мирах (Демре) (на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).

В 2009 году группа из Манчестерского университета, реконструировало по черепу лицо Николая. По данным исследования, Николай был крепко сбитым мужчиной роста примерно 1 м 68 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа. Был вегетарианцем.

1 марта 2009 года Храм  в честь святителя Николая  (построен в 1913—1917 годах) вместе  с Подворьем Русской православной  церкви в Бари переданы РПЦ.  Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев.

                         Почитание в России

В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал  первое место среди святых (после  Богоматери) по количеству посвящённых храмов и написанных икон; его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцам.

Информация о работе Святитель Николай Чудотворец