Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:31, контрольная работа
Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80% населения земного шара. Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного.
Введение………………………………………………………. 3
Структура религии……………………………………………4-7
Специфика религиозного сознания………………………….8-12
Формирование и особенности религиозной личности…….13-14
Заключение……………………………………………………15-16
Список литературы………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Контрольная работа
По предмету: «История религии»
На тему: Структура религии. Специфика религиозного сознания»
Выполнила
студентка заочного отделения
факультет информатики
2 курса
Газукина Наталия Юрьевна
Научный руководитель
Абрамян А.К.
Таганрог 2010
Введение………………………………………………………. 3
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Религия — не только следствие причин, действовавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат саморазвития.
Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80% населения земного шара. Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного.
Слово «религия» буквально переводитс
Точно и конкретно
сформулировать понятие «религия»
невозможно. В науке таких определений
большое количество. Они в большей
степени обусловливаются
Данная работа посвящена основам теории религии, структуре религии, специфики религиозного сознания. Актуальность темы заключается в том, что стремление человека к познанию самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо.
Целью работы является рассмотреть подробно структуру религии и специфику религиозного сознания. Основные вопросы религиозной деятельности, где важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Религиозные отношения, включающие в себя свойство и виды отношений, а также религиозные организации.
1.Структура религии.
Религия в переводе с лат: religion – совестливость, благочестие, набожность. Страх Божий, святость, почитание, культ. Одна из сфер духовной жизни. Способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Религия возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования.
В широком смысле религия – вид мировоззрения и образ действий, которые определяются поклонением высшему началу, стремлением соединения с ним, служить идеалам, связанным с высшими силами.
В более узком смысле религия – социальная организационная вера в святое и основанный на ней способ общественной и личной жизни.
Святое (сакральное) – высшая, «чудесная», сверхъестественная. Потусторонняя (выходящая за пределы земного) реальность. Это особый мир, содержащий смыслы, силы, образцы, совершенно значимые для мирской жизни; «профан ной» для обыденной реальности. Святое обычно сосредотачивается в образе Божества. В отношении к священной реальности испытывается страх, трепет, восхищение. Ей поклоняются, от нее зависят, с нею связывают надежды на высшее счастье, спасение.
Носителями религии являются религиозные общности, группы, институты, организации, индивиды.
Определенное положение в религии занимает религиозное сознание. Это мировоззрение, ядром которого является вера в священное. Религиозное сознание эмоционально насыщено. Оно чувственно наглядно, символично, диалогично.
В религиозной деятельности
различаются культовая и
Религиозные учреждения в совокупности образуют церковь – объединение верующих. Основная единица церкви – религиозная община. Типичной для церкви является иерархия – разделение на клир и мирян.
Каковы функции религии в обществе? Роль религии в жизни человека.
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в
обществе. Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций.
Выделяется несколько функций религии:
мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная,
интегрирующе-дезинтегрирующая, культуро-транслирующая,
легитимирующе-
Мировоззренческую функцию религия реализует, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание. Миросозерцание, миро чувствование, миро отношение. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсолюты, с точки, зрения которых понимается человек. Мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании. церковная благотворительность, милосердие, призрение; разобщенность и изоляция заменяются «братством во Христе», в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т.д. важное значение имеет психологический аспект компенсации.
Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так в религиозной деятельности и отношениях, включающих процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.)
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений и наказаний.
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом.
Отметим и культуро-транслирующую функцию. Религия, являясь составной частью культуры. Способствовала развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие – отталкивала. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.
Легитимирующе-
Результаты, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т.е. ее роль, бывали и бывают разными.
1) Религия под углом зрения
предельных, абсолютных критериев
санкционирует определенные
2) Степень
влияния религии связана с
ее местом в обществе, а это
место не является раз и
навсегда данным, оно изменяется
в контексте процессов
3) Своеобразно воздействие
на общество, его подсистемы, на
личность родоплеменных, региональных,
мировых религий, а также
4) Религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, некультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во вне религиозных, религиозных областях.
5) Важно принять во
внимание соотношение
2.Специфика религиозного сознания.
Религиозное сознание –
это форма общественного
Специфика предмета религиозной веры, как чего-то сверхъестественного, находящегося «по ту сторону» чувственно постигаемого мира, накладывает свой отпечаток и на место религиозной веры в системе индивидуального и общественного сознания, на ее соотношение с человеческим познанием и практикой. Поскольку предметом религиозной веры является нечто, не включенное, по убеждениям религиозных людей, в общую цепь причинных связей и естественных закономерностей, нечто «трансцендентное», постольку религиозная вера, согласно учению церкви, не подлежит эмпирической проверке, не включена в общую систему человеческого познания и практики. Религиозный человек верит в исключительный, непохожий на все существующее облик сверхъестественных сил или существ. Эта его вера питается официальными догматами церкви. Так, с точки зрения православной церкви, «бог есть неведомая, недоступная, непостижимая, неизреченная тайна... Всякая попытка изложить эту тайну в обычных человеческих понятиях, измерить неизмеримую пучину божества безнадежна».
Религиозный человек
не применяет к
Информация о работе Структура религии. Специфика религиозного сознания