Специфические признаки современного англоязычного проповеднического дискурса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:53, доклад

Краткое описание

В докладе будет предпринята попытка рассмотреть некоторые специфические признаки современного англоязычного проповеднического дискурса. В частности будут рассмотрены типы и структура англоязычной проповеди. Более пристальное внимание будет уделено заголовку и его роли.
Данный доклад посвящен одному из жанров современного англоязычного религиозного дискурса – христианской проповеди.

Файлы: 1 файл

Специфические признаки современного англоязычного проповеднического дискурса.doc

— 73.00 Кб (Скачать)


Специфические признаки современного англоязычного проповеднического дискурса.

 

В докладе будет предпринята попытка рассмотреть некоторые специфические признаки современного англоязычного проповеднического дискурса. В частности будут рассмотрены типы и структура англоязычной проповеди. Более пристальное внимание будет уделено заголовку и его роли.

Данный доклад посвящен одному из жанров современного англоязычного религиозного дискурса – христианской проповеди.

В настоящее время исследования в области изучения проповеди в российской лингвистике развиваются весьма активно и ведутся на основе различных научных подходов (Слайд 2).

1.      литературоведческого, исследующего жанровую специфику средневековой православной восточнославянской проповеди (Левшун, 1992);

2.      лингвостилистического, направленного на изучение особенностей жанра современной христианской церковной немецкоязычной проповеди (Морозова, 1998);

3.      лингвориторического, выявляющего риторические стратегии русскоязычной православной проповеди XVIII в. (Кагарлицкий, 1999);

4.      фоностилистического, посвященного изучению речевой организации звучащей православной проповеди (Прохватилова, 2000);

5.      лингвокулъторологического, нацеленного на изучение ценностей и стратегий православной проповеди (Бобырева, 2007).

 

(Слайд 3)

Современная религиозная проповедь - это публичная речь проповедника на богослужении непосредственно в храме или опосредованно через средства массовой информации, обращенная к клиентам религиозного дискурса и содержащая разъяснение положений вероучения, комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению.

(Слайд 4)

Как жанр институционального дискурса проповедь имеет определенный набор признаков. К ним относятся наличие трех участников общения: агента (проповедник), клиентов (слушатели), суперагента (Бог).

Агенты ситуации проповеди - священнослужители, имеющие цель донести слово Бога до клиентов. При этом агент представляет собой «медиум», «транслятор» обращения Бога к своему народу. Суперагент Бог выступает как в роли адресанта, обращающегося через проповедника (посредника) к слушателям, так и адресатом, при обращении к нему слушателей напрямую или через посредника (проповедника). Клиенты в ситуации проповеди - социально-психологическая группа, объединенная в рамках категории «религиозная вера», отличаются негомогенностью, различием в уровне информированности, объеме специальных знаний, различием в возрасте и религиозной направленности. В ситуацию проповедования входят беседы с прихожанами до и после богослужения, а также тщательная подготовка проповедником своего выступления, учитывающая актуальные проблемы современности, ситуации внутри и вне общины. Все это обусловливает тематику и стиль общения проповедника, преследующего цель наиболее эффективно воздействовать на адресата.

Основной целью религиозного дискурса является приобщение человека к вере. Применительно к проповеди это призыв к вере и покаянию, назидание и утверждение в вере и добродетели, разъяснение вероучения. [Карасик В.И. 2004: 268]

Разновидности современной англоязычной христианской проповеди, представлены в книге «Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии» зарубежным исследователем Генри А. Верклером [Верклер, 1995]. Рассмотрим предложенную автором классификацию видов проповедей. (Слайд 5)

1.      Нравоучительная проповедь начинается с изложения личных мыслей проповедника по различным социально-политическим, богословским или психологическим вопросам.

2.      Разъяснительная проповедь - такая разновидность проповеди, в которой достаточно большой отрывок из Писания истолковывается относительно какой-либо одной темы или предмета. Основная цель данного вида проповеди заключается в изложении того, что намеревался в этом цитируемом священником отрывке сказать Бог, и подведении христиан к применению смысла исходного текста в их современной жизни.

3.      Тематическая проповедь – начинается с выбора определенной темы.

По некоторым обширным темам проповедники создают целые серии проповедей. Например, тема финансового благополучия представлена в следующей серии проповедей (Слайд 6)

http://www.saddlebackresources.com/Figuring-Out-Your-Finances-C914.aspx

 

Figuring Out Your Finances

Breaking Out Of The Debt Trap

How To Avoid A Financial Collapse

 

Тема карьерного роста рассматривается в следующей серии проповедей (Слайд 7):

http://www.saddlebackresources.com/Advancing-Your-Career-C965.aspx

Advancing Your Career

Finding A Job You Can Love

How To Win At Your Work

How To Keep Profession From Becoming Obsession

In Search Of Excellence

 

Необходимо заметить, что тема денег, финансовой устойчивости, успешного карьерного роста является весьма популярной среди англоязычных проповедников, что объясняется особенностями западноевропейской культуры и менталитета.

Проведенный нами анализ англоязычных христианских проповедей позволил сделать вывод о том, что проповедь характеризуется четкой структурой. Практически каждая проповедь включает 3 обязательные части: введение, главную (основную) часть, заключение.

Введение играет важную роль, поскольку его целью является привлечение внимания слушателей и установление предварительного контакта с паствой. От того, как именно священник начнет свою речь, часто зависит успех в достижении взаимопонимания адресанта и адресата религиозного текста. Следовательно, начало своей речи проповедник выстраивает таким образом, чтобы в каждом случае свести свое выступление к одному и тому же коммуникативному намерению - добиться от слушателей внимания и предварительного понимания.

Вступление проповеди может содержать заглавие, эпиграф, приветствие и собственно вступительную часть.

Далее особое внимание будет уделено заглавию проповедей. (Слайд 8)

С прагматической точки зрения, по мнению И.В. Арнольд, «заглавие текста является важной частью начального стимула вероятностного прогнозирования и выработки стратегии восприятия. В сочетании с другими элементами начала оно дает опору для прогноза возможного круга тем и образов и создает преднастройку, очень важную для понимания целого» [Арнольд, 2005: 69].

Анализ заглавий современных англоязычных проповедей показал, что авторы проповедей часто обращаются к использованию выразительных средств.

Выразительные средства – это фигуры речи, повышающие выразительность речи и усиливающие ее эмоциональность, придавая высказыванию дополнительные смысловые оттенки при помощи особых синтаксических построений [Арнольд, 2002: 45].

Американский пастор Рик Уоррен, который занимает третье место среди самых высокооплачиваемых писателей мира после Дэна Брауна (код Да Винче) и Джоан Ролинг (Гарри Поттер) (http://www.kp.ru/daily/23987.3/75605/), в своей книге «Целеустремленная церковь» пишет: «Планируйте такие названия проповедей, которые находили бы отклик у неверующих». Возможно, именно этому принципу следуют многие англоязычные проповедники.

Приведем примеры использования различных выразительных средств в заглавиях проповедей.

Перифраз известных названий (Слайд 9)

«The Tale Of Two Prophets» http://www.preachtheword.com/ by David Legge 2007 – где подразумевается произведение Ч.Диккенса «A Tail Of Two Cities».

«Sermon On The Amount» www.sermoncentral.com by Joel Santos 2008 – такое заглавие имеет референтную соотнесенность с Нагорной Проповедью «Sermon On The Mount»

В данных образцах заглавия проповеди использование стилистического приема перифраза позволяет одновременно слушателям и проповеднику снять психологическое напряжение при первом контакте друг с другом и наиболее благоприятным образом настроиться на восприятие сложного библейского сюжета или нравоучения.

Использование антитезы (Слайд 10)

The Death Of A Dream; The Birth Of A Blessing (Tommy Burrus, 2008)

Jesus Is The Son Of God. True Or False (Jeffery Anselmi, 2004)

Hate The Sin, Love The Sinner (Melvin Newland, 2001)

Big Things Poppin, Little Things Stoppin (Brenda Jones, 2007)

Использование антитезы позволяет проповеднику, с одной стороны, выразить основную тематику проповеди, с другой стороны, построить свое изложение религиозного материала в контрастном стиле таких глобальных понятий в жизни верующего человека как жизнь и смерть, любовь и ненависть, правда и ложь, одновременно дополняя и разъясняя их трактование с позиции христианского вероучения.

Разноуровневые повторы: звуковые, лексические, синтаксические

Аллитерация (Слайд 11)

Gold, Gavels, and God http://www.sermoncentral.com Ken Pell January 2012

Prayer's Perfect Pattern http://www.preachtheword.com/ David Legge 2005

The Problems And Promises Of Persevering Prayer

The Power Of Praise http://www.preachtheword.com/ David Legge |2010

Peace, Perfect Peace http://www.preachtheword.com/ David Legge 2005

Firm Foundations For The Future Year (David Legge 2005)

 

Лексическая анафора (Слайд 12)

Loose Your Love, Loose Your Light (Eddie Chasteen January 2012)

Change Your Thinking...Change Your Life (Kenneth Copeland 2011)

Лексические повторы

Decisions - Decisions - Decisions - And How To Make Them http://www.sermoncentral.com Tom Shepard 2010

Are You Willing to Be Willing? Kenneth Copeland 2011

Использование повторов, усиливает выразительность высказывания, придает вступительной речи проповедника благозвучие и необходимый экспрессивный потенциал, что в свою очередь помогает привлечь внимание слушателя к теме проповеди.

Использование общих и специальных вопросов (Слайд 13)

What Is Your Foundation Built On? (Jack Whitehead, 2002)

You Did It, Good! But, Why Did You Do It? (Barry Robinson, 2003)

Are You The Real Deal? (Dean Meadows, 2006)

 

Подобные заглавия-вопросы невольно заставляют слушателя самого искать ответ еще до того, как он услышит его в проповеди, а потом активно включаться в раскрытие смысла религиозного текста и сопоставлять свои умозаключения по поводу высказанного с позицией священнослужителя.

Таким образом, заглавие современной англоязычной христианской проповеди представляет собой информативно композиционный блок текста, в котором используются различные выразительные средства, что помогает священнослужителю с первой минуты выступления привести к максимальной концентрации внимания аудитории, подготовить слушателей к восприятию темы, способствуя дальнейшей успешной реализации проповеди в целом.

(Слайд 14 – Спасибо за внимание)

Сайты:

http://www.sermoncentral.com

http://www.kcm.org

http://www.preachtheword.com

http://www.saddlebackresources.com

 

 

 

 

 

 

 

 

В. И. Карасик дает следующее определение религиозному дискурсу.  Это особый тип институционального дискурса, специализированная клишированная разновидность общения, обусловленная социальными функциями партнеров и регламентированная как по содержанию, так и по форме, как механизм фиксации священного, сакрального знания, создания на его основе определенной модели поведения, с целью приобщения к вере в рамках определенной конфессии, с помощью которой оценивается поведение конкретных людей.

Религиозный дискурс структурирован определенным образом и включает в себя ряд структурных компонентов: 1) участники; 2) хронотоп; 3) цели; 4) ценности и способы их выражения; 5) ключевой культурный концепт; 6) стратегии; 7) тематика; 8) разновидности и жанры; 9) прецедентные (культурогенные) тексты и др.

Уникальная специфика религиозного дискурса состоит в том, что к числу его участников относится Бог, к которому обращены молитвы, псалмы, исповеди в ряде конфессий и т.д. и который выступает в качестве суперагента. Цель религиозного дискурса состоит, в приобщении к вере в рамках определенной конфессии (применительно к проповеди это призывы к вере и покаянию, назидание и утверждение в вере и добродетели, разъяснение вероучения).

Ценности религиозного общения сводятся к ценностям веры, таким как, например, признание Бога, понимание греха и добродетели, спасение души, ощущение чуда, соблюдение обрядов. Специфика рассматриваемого дискурса состоит в том, что если в других типах институционального общения ценности могут быть скрытыми, подразумеваемыми и выводимыми, то в религиозном общении суть дискурса состоит в открытом утверждении ценностей.

Стратегии религиозного дискурса определяются его целями и жанрами. К важнейшим целям религиозного общения, уточняющим его главную цель — приобщить человека к Богу, — относятся следующие: 1) получить поддержку от Бога, 2) очистить душу, 3) призвать ближних к вере и покаянию, 4) утвердить верующих в вере и добродетели, 5) разъяснить вероучение, 6) осознать через ритуал свою принадлежность к той или иной конфессии. Соответственно можно выделить следующие стратегии религиозного дискурса: молитвенную, исповедальную, призывающую, утверждающую, разъясняющую и обрядовую.[1]

В отношении религиозного дискурса выделяются первичные и вторичные речевые жанры. К первичным относятся жанры притчи, псалмы и молитвы. В разряд вторичных входят жанры, представляющие интерпретацию первичных религиозных образцов – текстов Священного Писания в целом, опирающихся на них композиционно, ситуативно и ценностно – проповедь, исповедь и т.д.[2]

Е.В. Бобырева объединяет все функции религиозного дискурса в два большие класса: общие и частные, последние из которых, в свою очередь, также неоднородны и включают ряд подтипов. К общим функциям относятся репрезентативная, коммуникативная, апеллятивная, экспрессивная, фатическая и информативная. Все частные функции религиозного дискурса объединены в три класса: 1) функции, регулирующие базовые принципы существования социума в целом (функция проспекции / интроспекции, функция интерпретации действительности, функция распространения информации, магическая функция); 2) функции, регулирующие отношения между членами данного социума (функция религиозной дифференциации, функция религиозной ориентации, функция религиозной солидарности); 3) функции, регулирующие внутреннее мироощущение, мировосприятие конкретного индивида, — прескриптивная, прохибитивная, волюнтативная, инспиративная, молитвенная, комплиментарная функции.[3]

 



[1] Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – С. 221-229.

[2] Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии; Автореферат. Волгоград, 2007. – С.19.

[3] Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности жанры. //Занние. Понимание. Умение. 2008. - №1., С. 162-167.


Информация о работе Специфические признаки современного англоязычного проповеднического дискурса