Роль христианства в развитии русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:34, реферат

Краткое описание

Цель исследования – Выявить роль христианства в развитии русской культуры.
Для достижения цели выдвинут ряд задач:
1. Рассмотреть влияние христианства на становление русской школы иконописи
2. Выявить особенности становления архитектуры на Руси Х–XI вв.
3. Раскрыть христианские традиции в древнерусской литературе

Оглавление

Введение 3
1. Влияние христианства на становление русской школы иконописи 4
2. Становление архитектуры на Руси Х–XI вв. 7
3. Христианские традиции в древнерусской литературе 10
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

    Русская культура формировалась под давлением  именно христианской традиции, потому первые русские произведения носят черты христианских поучений, житий и сказаний, однако, на основе греко-византийских сочинений Русь сформировала собственные традиции, которые Д.С. Лихачев обозначил как поиски смысла человеческого существования.

    Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.

    В княжение Ярослава недалеко от Киева  возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним  из главных духовных и культурных центров Русской земли. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св. Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова» богословского содержания: о смирении, о любви и посте, о душевной пользе и т. д7.

    Одна  из характерных черт культуры Древней  Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст так или  иначе вписывались сюжеты почти  всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись была создана уже в конце Х – начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин.

    Бурный  расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Начало этому было заложено еще князем Владимиром, который после принятия христианства начал «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученье книжное». Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем, чтобы они обучали людей грамоте и письму. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания.

    Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться  и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.

    В дальнейшем сила и влияние церкви, её авторитет усиливаются. Это находит своё выражение в литературе, изменении её символики и метафорического языка. Если мы сравним "Слово о полку Игореве" (1185-1188) с написанной спустя почти двести лет "Задонщиной", то отметим, что она проникнута образами, сравнениями, мифологией, сложившимися в православии, здесь уже отсутствуют языческие символы. И это - закономерное отражение изменений в духовной культуре Московской Руси. Господствующие позиции здесь занимает православие. Это сказалось на характере памятников, смысле культурных ценностей и оценок. Они всё в большей степени задаются православием. 

 

     Заключение 

    В течение целого ряда столетий Византия была могущественнейшей страной  христианского мира и распространительницей  православной культуры. Ни одно государство  Европы и Азии не оказало на Русь столь глубокого и сильного влияния, как православная Византия. Воспринимая все полезное от Византии, Русь развивала свою православную культуру.

    В целом, несмотря на большое влияние  Византии, русская культура уже с  первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это  проявилось и двоеверии – причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения.

    Глубокие традиции христианства, питавшие своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые достижения, закладывая тем самым основу будущего развития. Получили своё развитие православная литература, иконопись, храмовое строительство, церковное пение и музыка.

    Православие стало формой, вобравшей в себя все движение духовной культуры - философии, политической мысли, вобрало в себя этические нормативы, подчинило  своему авторитету поиск художественных образов и приемов их отображения.

 

     Список литературы

  1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. –  М.: Политиздат, 1984. – 384 с.
  2. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. – Киев, 1989.
  3. Бычков В.В. Византия // История эстетической мысли. Т. 1.– М., 1985.
  4. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Санкт-Петербург: Шпиль, 2004.
  5. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007.
  6. Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический проект, 2001.
  7. Литаврин Г. Византия и Русь // «Наше наследие», 1992, № 25, с. 3–5.
  8. Соловьев С.М. Об истории древней России  – М.: Просвещение, 1993. – 544 с.
  9. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1986. - 576 с.

Информация о работе Роль христианства в развитии русской культуры