Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:25, реферат
Цель: раскрыть основные черты тотемизма, шаманизма, земледельческих культов, как важную часть родоплеменных религий.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Генезис родоплеменных религий…………………………………………....4
3. Тотемизм и его характерные черты…………………………………………8
4. Общинные и земледельческие культы……………………………………..11
5. Магия, как вера в таинственные силы…………………………………..…12
6. Шаманские верования……………………………………………………....14
7. Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….....17
Поэтому тотемизм нельзя просто рассматривать как совокупность верований и обрядов, а как вторичный социальный институт, производный от института рода.
Как справедливо отмечают исследователи этого явления, тотемизм - это вырастающая прямо из родовой практики форма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, противостоящего природе и другим аналогичным коллективам.
Тотемизм давал высшую санкцию родовым учреждениям. Главнейшие устои рода - неприкосновенность жизни сородичей и вытекающая из них неприкосновенность места, недоступность тотемической обрядности для лиц чужой крови, правила половой регламентации, обязательное наследование тотема по мужской или женской линии, устанавливали раз и навсегда контингент лиц, принадлежащих роду.
Таким образом, можно согласиться с выводом Э. Дюркгейма, что первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, силы коллективного начала, превосходящей всех конкретных индивидов. Однако не только в тотемизме отражается эта сила.
4. Общинные и земледельческие культы
Рядом с семейно-родовыми
формами культа у славян существовали и общинные культы, связанные
прежде всего с земледелием. Свидетельства
о них в ранних письменных источниках,
правда, скудны. В одном церковном поучении
говорится: «Ов требу сътвори на студеньци
(у источника.- С.Т.), дъжда (дождя) искы от
него» -- намек на магический обряд вызывания
дождя. В Киевской летописи сказано, что
поляне были прежде язычниками («погани»),
«жьруще озером, кладязем и рощением».
В другом месте той же летописи (под 1068
г.) речь идет о каких-то празднествах,
видимо связанных с земледелием В позднейшее
время у славян сохранились многочисленные
и очень устойчивые пережитки аграрного
культа в виде религиозно-магических обрядов
и праздников, приуроченных к важнейшим
моментам сельскохозяйственного календаря
и слившихся впоследствии с церковными
христианскими праздниками: святки,) падающие
на время зимнего солнцестояния (рождественско-новогодний
цикл); масленица в начале весны; весенние
обряды, относимые теперь к христианской
пасхе; летний цикл праздников, частью
приуроченный к троицыному дню, частью
- к дню Иоанна Крестителя (Ивана Купалы);
осенние братчины - общинные трапезы после
уборки урожая. Все эти обычаи и обряды
сельскохозяйственного цикла очень схожи
у всех славянских народов, как, впрочем,
и у неславянских. Возникли они когда-то,
по всей вероятности, из простых трапез,
игр и праздников, посвященных началу
или окончанию определенных земледельческих
работ (это хорошо показал в своих исследованиях
В. И. Чичеров), но с ними сплелись магические
ритуалы и суеверные представления. Земледельческая
магия была либо начинательной («магия
первого дня» - обычаи и гадания в канун
Нового года), либо имитативной (обряды
при посеве, например зарывание куриного
яйца в борозду и т. п.). Эти магические
обряды сохранялись до недавнего времени.
Гораздо
менее ясен вопрос о тех олицетворенных
образах божеств - покровителей земледелия,
которые несомненно имелись у славян.
В литературе встречаются, правда, имена
каких-то мифологических существ, якобы
покровительствующих земледелию (Коледа,
Ярило, Купала, Лель, Кострома и др.), и о
них много писали прежние авторы, особенно
сторонники мифологической школы. Но все
эти образы весьма сомнительны: они либо
сформировались под влиянием христианства
(Купала - это Иоанн Креститель, ибо христианское
крещение народ ассоциировал с купанием;
Лель - от христианского «аллилуйя»), либо
являются простой персонификацией праздников
и обрядов (например, Коледа - от античного
праздника календ, с которыми совпадали
славянские зимние святки).
4. Магия, как вера в таинственные силы
Наряду с тотемизмом и табу значительное место в жизнедеятельности первобытного человека занимала магия (греч. magica - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении.
На магию впервые обратил особое внимание английский антрополог и этнограф Д. Фрэзер (1854--1941). Он считал, что магия не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления человека, своеобразную форму "примитивной науки", свойственной человеку на самом раннем этапе развития.
Однако такая точка зрения подверглась критике со стороны других антропологов и этнографов. Значительное внимание исследованию этого явления уделил Б. Малиновский в работе "Магия, наука и религия". Б. Малиновский справедливо указывал, что магия, как и всякая религия, предполагает символический образ действий.
Во время магического обряда человек совершает определенные действия, которые не прямо, а косвенно направлены на достижение определенного результата.
Эффективность этих действий связана не с материальными манипуляциями, воздействиями, а теми скрытыми смыслами, которые стоят за ними. Пример магического действия хорошо описан в романе А. Дюма "Королева Марго".
Героиня этого романа для того, чтобы заставить полюбить себя человека, который прежде ее отверг, приглашает колдунью. Та изготавливает восковую фигурку этого человека и протыкает ее в районе сердца иглой, которая символизирует "стрелу Амура".
При этом произносятся определенные заклинания. Совершающие эти действия, уверены, что в сердце человека, пронзенном "стрелой Амура", под воздействием заклинаний возгорится любовь к заказчику этого действа.
Это пример любовной магии. По целям воздействия магия может быть вредоносной, лечебной, промысловой и т. д. Первобытный человек предварял свое участие в охоте на зверя целой системой магических обрядов. Так, перед охотой на медведя или оленя совершались магические репетиционные действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или иное изображение этого зверя.
И если они удачно стреляли в эти изображения, то верили, что в реальной охоте у них будет положительный результат. Во время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы, имитирующие телодвижения охотника во время выслеживания зверя, погони и т. д. При этом выкрикивались определенные заклинания.
Магия пронизывала все
сферы жизнедеятельности
Так, в рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других крупных рыб, при ловле же мелких рыб магические действия считаются излишними. Строительство лодки сопровождается магическим обрядом, строительство дома - не всегда.
На основании этих фактов Б. Малиновский делает вывод, что магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов. Именно эта зависимость и заставляет человека полагаться на помощь таинственных сил и совершать символические действия.
6. Шаманские верования
Шамани́зм — устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.
Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону: Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь. Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана. Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов. Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны. Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания. Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п. Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов).
Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы: встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины; отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами; доставить душу умершего к её новому пристанищу; наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.
Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти.
Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.
На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств (небожителей).
По данным археологии,
шаманские ритуалы практиковали
7.Заключение
Тотемизм, табу, магия, шаманизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека.
Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры, Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей.
Пищевые запреты, христианское причастие - отдаленный отголосок табу и тотемизма. Вера в амулеты, талисманы, в другие священные реликвии живет в сознании современного человека. Магические символические действия - составная часть всей современной обрядности. Вера в заговоры, порчу, гадания - никогда не исчезала из сознания и практики людей.
Список литературы