Религия восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Религия восточных славян в настоящее время интересует большие слои населения. Можно говорить о возрождении интереса к корням славянских народов, к источникам современных представлений о мифологическом мире. Ведь без понимания особенностей древнейшего пласта культуры невозможно разобраться в особенностях духовного развития нашего народа. Вся христианская культура была переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян. Тема язычества не только предмет истории, прошлого, но и настоящего. Языческая культура глубоко вошла в повседневную жизнь людей. Особенно это проявилось на уровне субкультуры - культурных традиций отдельных половозрастных групп населения. Поэтому, несомненно, данная тема является актуальной.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3
Основные этапы развития личности……………………………...……………….4
Богослужение. Жречество. Капища…………………………………......................9
Языческие праздники славян……………………………………………………....11
Мировоззрение древних славян……………………………………………………13
Религия в повседневной жизни славян……………………………………………16
Языческие боги восточных славян
Культ предков……………………………………………………………………16
Таинство рождения……………………………………………………………..18
Свадьба …………………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Религия восточных славян.docx

— 57.58 Кб (Скачать)

Самые первые манипуляции, которые совершались с новорожденным  были связаны с многими обрядами и верованиями. Кстати, христианский обычай при крещении окунать ребенка в воду встречается у многих народов, далеких от христианских традиций. Этнографы видят в этом обычае отголоски древнего ритуала приобщения человека к Космосу.

Глава семейства брал на руки новорожденного и показывал  его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребенка была долгой. Затем младенца показывали  Огню очага и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребенка в Земле-Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорожденный представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство.

Плацента (послед, детское место) воспринималась как двойник матери и ребенка  и предавалась ритуальному захоронению  в доме или в саду (для девочек). Родовая нить привязывает человека навек к отчему дому: место человека там, где осталось его место. Рождение – это укоренение. Ребенок находит  свое место на земле, пускает корни, вписывается в мироздание.

Существует  обряд «Похороны куклы». Когда  родится малыш, то рядом кладут антропоморфную куклу из теста, одетую в рубашку. И тут же забирают новорожденного с этого места. Мать подходит к  кукле и плачет: «Ах, почему и этот мой ребенок умер? Почему они все  не живут?» Плачут все присутствующие. Куклу кладут в примитивный гроб и бросают в овраг по дороге на кладбище. В случаях, когда никакие  другие обряды не помогают, т.е. все  дети рождаются мертвыми или умирают  после рождения, переносят избу на другое место, обычно – на край деревни. Или избу сдвигали хотя бы незначительно. Считалось, что старое место неугодно.

Потом ребенку давали имя, однако оно хранилось в строжайшем секрете. Славяне считали, что имя  во многом определяет судьбу человека. Имя нужно было оберегать от злых духов и недобрых людей, поэтому  у славян долгое время существовал  обычай двойных имен: одно имя тайное, давалось при рождении, а другое имя было мирским.

 

6.3. Свадьба

До сих пор сохранившееся  выражение «венчать вокруг березы»  довольно точно передает смысл венчального  обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились.

Свадьбе обязательно предшествовал  сговор или похищение невест. Невеста  вообще обязана была идти в новый  род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода («не я выдаю, силой  ведут»). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невест. На пиру молодоженам запрещалось  пить (считалось, от любви пьяны будут). Первую ночь молодожены проводили на снопах, застеленных мехами (пожелание  богатства и многочадия).

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Раскопки на территориях  древних городов показывают всё  разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и  вскрытые могильники донесли до нас  предметы домашней утвари и ювелирные  украшения. Обилие женских украшений  в найденных кладах, сделало доступным  изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью  витиеватого растительного орнамента  они могли рассказать о «Кащеевой смерти», о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные  с земледельным циклом.

Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт  древнего славянина. Многие их этих обрядов  живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, - М., 1987, том 1.
  2. Крупина А.Н. Верования, традиции и обряды восточных славян в дохристианский период, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005, 28 с.
  3. Мансикка В.Й. Религия восточных славян, - М.: ИМЛИ РАН, 2005., 386 с.

2. Орлов С.А., Георгиев В.А., Георгиева  Н.Г., Сивохина Т.А. История России.-М., 1999.

3. Русские  Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М., 1992.

4. Рыбаков  Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

5. Сквозь  века - М., 1986.

6. Сахаров  А.Н., Новосельцев А.П. История  России с древнейших времён  до конца XVII века. М., 1996.

 

http://newciv.relarn.ru/work/2-09/kapishe/volxv.htm

  1. http://slawianie.narod.ru/str/vera/jazycz04.html

Информация о работе Религия восточных славян