Религия и мифология рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:41, реферат

Краткое описание

Религия занимала исключительное место в жизни древнего римлянина. Дом был для него храмом: очаг - это бог, стены, двери, порог - тоже боги, межа, окружавшая поле - тоже божество. Могила - это алтарь, погребенные в ней предки - божественные существа. Римская религия во многом наследовала греческую, но имела и свои характерные черты. Она была далека от антрпоморфизма, ей не было свойственно олицетворение природы в виде божеств, наделенных человеческими качествами, ее отличали абстрактность и безличность. Каждая семья имела свои святыни. Средоточием культа был очаг, перед которым глава семейства выполнял все обряды. Хранителями дома почитались пенаты, заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи - добрые духи, обитатели дома.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 29.50 Кб (Скачать)

Религия занимала исключительное место  в жизни древнего римлянина. Дом  был для него храмом: очаг - это бог, стены, двери, порог - тоже боги, межа, окружавшая поле - тоже божество. Могила - это алтарь, погребенные в ней предки - божественные существа. Римская религия во многом наследовала греческую, но имела и свои характерные черты. Она была далека от антрпоморфизма, ей не было свойственно олицетворение природы в виде божеств, наделенных человеческими качествами, ее отличали абстрактность и безличность. Каждая семья имела свои святыни. Средоточием культа был очаг, перед которым глава семейства выполнял все обряды.

Хранителями дома почитались пенаты, заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи - добрые духи, обитатели дома. Вне дома о семье и ее имуществе пеклись лары. У каждого члена семьи был свой гений, который считался выражением силы конкретного человека, его жизненной энергией, и в то же время его хранителем. Умершие предки, о которых заботились, были добрыми божествами манами: если же о них не заботились, они становились злыми и мстящими силами - лемурами. Одним из древних, собственно римских божеств был Янус. Из божества дверей, бдительного привратника, он превратился в божество всякого начала. Его изображали двуликим и связывали с ним начало мира.

Существовал культ богини Весты, хранительницы и защитницы домашнего очага. Многие божества были заимствованы римлянами у этрусков и италиков, впоследствии отождествлялись с различными греческими богами: Юпитер (Зевс), Нептун (Посейдон), Диана (Артемида), Минерва (Афина), Меркурий (Гермес) и др. Во времена империи, когда в состав государства вошли многие страны и народы, в Риме стали популярны различные египетские и малоазийские культы (культ Осириса, Исиды, Великой Матери Богов Реи-Кибелы (ее воплощением считался метеорит) и проч.). В отношениях римлян с богами, как и во всей жизни, проявлялся дух практицизма: религиозные обряды воспринимались как своего рода сделки - принося жертвы, римляне приговаривали "Даю, чтоб ты дал!". Вся римская религия сводилась к обрядности; но эти обряды обставлялись множеством мелочных подробностей, из которых ни одна не могла быть опущена. Всякое жертвоприношение для того, чтобы быть действенным, должно было быть совершено, по определенному ритуалу, и единственную заботу молящегося составляло то, чтобы точно выполнить все правила. Прежде чем испросить какую-то милость, прежде всего, следовало определить, к какому богу в данном случае требуется обратиться. Римлянин, молясь, опасался, что мысль его плохо выражена, и поэтому старательно повторял по несколько раз одно и то же, чтобы недоразумения исключить. К словам прибавлялись жесты: когда богу посвящали храм, то держали в руках двери храма; произнося слово "земля", касались земли; когда говорили о Юпитере, поднимали руки кверху; когда речь шла о себе самом, били себя в грудь рукой.

В отношениях к богам римляне были почтительны, но осторожны: давая обет, старались не брать слишком больших  обязательств, чтобы ненароком не выполнить больше того, что следует за милость богов. Пропущенное слово в молитве, особенно при больших церемониях, приводило к тому, что всю церемонию признавали недействительной и ее следовало начинать заново; поэтому нередко при молящемся находилось два жреца - один, который подсказывал слова молитвы, а другой сверялся с книгой, чтобы удостовериться, что ни одно слово из нее не пропущено. Обряды римского чисто формального культа были так многочисленны и так сложны, что было чрезвычайно трудно не пропустить чего-нибудь. Для избежания ошибок можно было воспользоваться чем-то вроде религиозной юридической консультации. Римская религия нисколько не заботилась о душевном настроении молящегося: значение имела только внешняя сторона, соблюдение формы. Истинная набожность не поощрялась. Молитва должна быть как можно более бесстрастной, холодной, любые отклонения, пусть вызванные искренней благодарностью божеству, считались недопустимыми. Все, что превышает установленное правилами религии - грех, суеверие ("superstatio").

Отношения между человеком и богами рассматривались  как своего рода сделка: человек  должен купить благосклонность небес  молитвами и жертвами, но весьма некрасиво со стороны богов не даровать своей милости. Если боги не выполнят "взятых обещаний", на них сердились и начинали дурно общаться. Римлянин аккуратно вел свои счеты с богами; он не хотел оставаться их должником, но и не желал давать им больше, чем следует. Жречество рассматривалось как одна из форм власти, и жрецы считались только помощниками правительства. В самых торжественных случаях магистраты сами исполняли жреческие обязанности, а жрецы не имели права уклоняться от содействия магистратам. Понтифики не пользовались правом неприкосновенности. Для влияния жрецам недоставало права инициативы и исполнительной власти. Они не могли ни решать официально каких-либо вопросов, без особого поручения от сената, ни придать своему решению обязательную силу. Сенат имел право надзора за религиозными делами: он даровал "гражданство" новым богам, приказывал бороться с суевериями и проч.


Информация о работе Религия и мифология рима