Религиозный опыт и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Издавна жизнь человека тесно переплеталась с религиозными верованиями, в результате чего накапливался особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной системе и о богосоответствии своего опыта.

Файлы: 1 файл

религия курсовая.docx

— 55.92 Кб (Скачать)
  • опыт регулярной молитвы, медитации, поста, аскезы, умерщвления плоти;
  • опыт выполнения определенных физических, дыхательных и мысленных упражнений (гимнастика йогов, боевые искусства, имеющие характер культовых действий);
  • опыт подчинения дисциплине, предписываемой религиозной организацией (для мирян –  опыт воцерковления, для монахов – монастырской жизни, для духовных лиц – церковного служения);
  • опыт искушения и противостояния ему; опыт покаяния и исповеди (и связанный с этим опыт систематического внимания к собственной душевной и духовной жизни);
  • опыт религиозной добродетели, любви к Богу и ближнему, благотворительности, прощения врагов и т. д. Этот подход обозначается как деятельный (деятельно-активный).

Эти подходы не следует рассматривать  по-отдельности, они взаимодополняющие друг друга трактовки.

Можно выделить и другие подходы  к пониманию сущности религиозного опыта. В частности, религиозный  опыт можно интерпретировать тройственно: как опыт внутренний, внешний и  духовный. Например, в случае автокатастрофы события внешнего ряда (объективное  происшествие) составят внешний опыт; сопутствующие ему субъективные переживания (страх, боль, утрата) –  опыт внутренний; вызванные же всем этим размышления о бренности  земного и хрупкости человеческой жизни образуют духовный опыт индивида.

Выделяют подход к осмыслению религиозного опыта, в основе которого лежит различие социальных ролей верующих (опыт мистика-созерцателя, пророка, священнослужителя, реформатора, монаха, монаха-отшельника, святого, теолога, основоположника традиции). Этот набор социальных ролей описывает весь предполагаемый спектр функций, которые возможны во взаимоотношениях общества и религии. Это следующие типы религиозного

Место религиозному опыту можно  найти в любой религии. Без  этого любая религия не была бы религией. Однако наиболее яркие его проявления обнаруживаются в шаманизме, где в процессе камлания шаман входит в так называемый транс и отправляется в шаманское путешествие, во время которого, как считается, его душа путешествует в иной мир и общается с духовными сущностями, которые могут входить в его тело и таким образом общаться с реальным миром.

Большое значение для достижения измененного  состояния сознания имеют психотехники, существующие во всех религиях. Можно  выделить четыре группы специальных  психотехнических способов получения  религиозного опыта. Это:

1. Медитативные практики.

2. Психосоматические методы.

3. Дыхательные практики.

4. Использование наркотических  веществ.

Все вышеперечисленные  методы являются в разной степени  эффективными для разных религиозных  традиций, чья успешность скорее связана  с менталитетом и особенностями  психики людей, принадлежащих к  разным этносам, практикующим разные учения.

Главное, что  заменить самостоятельный и одинокий религиозный опыт ничем нельзя. Напрасно было обращаться к «общему религиозному опыту», которого человек сам не имеет, не пережил. Такой «общий опыт»  конечно же существует, но не в виде общих (которых нет) или личных переживаний, а в виде общих религиозных предметов, догм, книг (Писание), правил, слов, обрядов, зданий и священнослужителей, а также в абстрактных научных и популярных его изложениях. Доступ же к живому и настоящему религиозному опыту возможен только через субъективно-личные переживания. Заменить личный опыт невозможно, просто нечем; ибо «общего» религиозного опыта нет. Даже совместная молитва предстает как множество личных молитв – в едином (относительно) пространстве, в единое (относительно) время, в общем храме, при общем обряде, при сходных телодвижениях (крестное знамение, поклон, коленопреклонение), но при непохожих – личных, своеобразных, одиноких – духовных и душевных переживаниях.

Если человек, неспособный к личному боговосприятию, утешает себя предположением, что у «других», у «остальных», у «многих» оно имеется, то он обманывается. В храме возможно такое явление, когда человек воображает, будто все молятся, а на самом же деле никто не молится. Все только притворяются, будто молятся, и принимают других, немолящихся, за молящихся. Возникает всеобщий самообман, и в то же время – совместный, совокупный обман; и в лучшем случае – некий дурман от этого обмана. По сравнению с этим одинокая молитва самостоятельно верующего человека может быть великим проявлением божественного участия на земле. Вот почему надо признать, что религиозный опыт строится, прежде всего, через субъективную, личную культуру духовности.

Обычно под  религиозным опытом понимается вся  совокупность религиозных чувств и  переживаний, таких как переживание обращения, чувство греховности, раскаяние, утешение и т.д. К сфере религиозного опыта относят, таким образом, любые психические состояния, связанные с исповеданием любой религии.       Особое внимание теперь уделяется не изучению природы, атрибутов и действий живого Бога, а изучению человеческого опыта. Это соответствует общераспространенной в современном богословском мире тенденции делать ударение на опыт теперешний, настоящий. Чрезвычайно возрастает употребление наркотиков, обращение к трансцендентной медитации; погоня за особыми опытами в христианской религии и участие в различных движениях, которые говорят о своем пребывании «высоко» в Иисусе. Конечно же, вполне оправдано исследование религиозного опыта, и оно даже необходимо для того, чтобы предотвратить превращение религии в пустую бессмысленную форму. Как писал Джозеф Гард,   Истинной религии от жизни не оторвать,     Сердце должно что-то чувствовать,      Ум должен что-то знать.

Религиозный опыт необходимо исследовать и для  того, чтобы убедиться, что он истинный, а не ложный. Но что касается самого христианина, то чрезмерное увлечение  исследованием его христианского  опыта может привести к плачевным результатам, например, к тому, что он сосредоточит свой интерес не на Боге, а на себе. Лютер сказал, что плотский человек обращен в самого себя. Он же должен быть обращен к Богу. Вера в сущности своей — это взирание на Бога, а не взирание на себя. Следовательно, постоянно изучать христианский опыт — это значит смотреть в неверном направлении.          Конечно же, в таком исследовании подвергается анализу не только свой опыт, но религиозный опыт вообще. Тем не менее, сосредоточение на опыте неизбежно приводит к умалению проблем исследования Библии. Это в свою очередь ведет к тому, что религия рассматривается скорее через человеческий опыт, нежели как результат Божественного откровения. Более того, человеческая сторона религии выделяется еще отчетливее потому, что такое исследование рассматривает любой религиозный, а не только христианский опыт. По этой причине христианский исследователь подвержен опасности забыть о происхождении своего собственного религиозного опыта, родившегося в результате живого общения с живым Богом, Которого он познал во Христе, через чтение Библии и молитву, в церкви и индивидуально. Забывая это, исследователь подвергает себя опасности рассматривать свой меркнущий или уже померкший опыт как реликт своей большой невежественности в прошлом.    Мы теперь видим, что наше внимание было обращено на опасность в чрезмерном выпячивании религиозного опыта. В исследовании изучение религиозного опыта радикально отличается от переживания религиозного опыта.            Разумно внять следующему совету Алана Ричардсона: «Представляется, что нас очень мало должно волновать то, что «эксперт» говорит о Боге или о религиозном опыте, если он никогда не знал Бога лично или сам не пережил религиозного опыта» И можно добавить, что христианин будет иметь ничтожный успех, если он перестанет познавать Бога и утратит религиозный опыт.

Понятие "религиозный опыт" достаточно часто используется в религиеведении со времен У.Джеймса и Вл.Соловьева. Пока же отмечу, что это понятие тесно связано с такой областью религиеведения, как психология религии; поэтому и о том и о другом следует поговорить.    Обычно под религиозным опытом понимается вся совокупность религиозных чувств и переживаний, таких как переживание обращения, чувство греховности, раскаяние, утешение и т.д. К сфере религиозного опыта относят, таким образом, любые психические состояния, связанные с исповеданием любой религии.         Сам основатель психологии религии У.Джеймс склонен так же широко рассматривать понятие религиозного опыта, включая в него феномены обращения, святости, молитвы, мистицизма и т.д. И такое расширительное понимание религиозного опыта вполне обоснованно, если под опытом мы будем понимать здесь внутренний опыт как любое психическое переживание и любое психическое состояние. В таком случае психические состояния и переживания, которые оказываются в той или иной форме связаны с исповеданием религии (понимая слово "исповедание" в самом широком смысле), могут быть отнесены к религиозному опыту.     Пока же, не мудрствуя лукаво и не отдаляя неизбежное, сразу же скажу, что считаю именно религиозный опыт фундаментальной основой феномена религии как такового, именно его я рассматриваю в качестве первоэлемента религии со всеми ее верованиями, догматами и институтами. Или, что будет точнее, считаю, что в основе религии лежат подчас весьма глубинные, подчас и более поверхностные психические переживания или состояния, которые позднее, в рамках уже сложившейся традиции, могут квалифицироваться как религиозный опыт.       Здесь позволю для подкрепления заявленной позиции обратиться к мнению таких авторитетов, как В.С.Соловьев и У.Джеймс.

Первый из них в своей хорошо известной статье "Понятие о  Боге" утверждает, что "наша уверенность  в действительном существовании  божества нераздельно связана с  теми явлениями, которые даны в религиозном  опыте и которые мы относим  к действию божества на нас. Это верно  относительно всех религий. Древний  эллин не верил бы в существование  Диониса, если бы не испытывал его  душевно-телесного действия в опьянении".*

* Соловьев Вл.С. Понятие о Боге // Спиноза Б. Этика. СПб., 1993. С. 229.

У.Джеймс, понимающий под религией прежде всего совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, последовательно отстаивает приоритет опыта (причем даже индивидуального религиозного опыта) перед социализованной, институциализированной религией: "По крайней мере в одном отношении личная религия оказывается несомненно первичнее, чем богословие и церковь; всякая церковь, однажды учрежденная, живет после этого, опираясь на традицию; но "основатели" каждой церкви всегда черпали свою силу из непосредственного личного общения с божеством. Так было не только с теми, кому, как Христу, Будде или Магомету, приписывается сверхчеловеческая природа, но и со всеми основателями христианских сект".*

* Джеймс У.  Многообразие религиозного опыта.  М., 1993. С. 34.

Таким образом, У.Джеймс, подобно В.Соловьеву, считает опыт, некоторое переживание, определенное психическое состояние первичным в формировании религии как таковой.

 

 

 

  1. Функции религиозного опыта

Любое явление возникает и закрепляется в жизни общества только потому, что оно удовлетворяет определенные общественные потребности, и, следовательно, выполняет следующие функции. Конечно, родство религии с некоторыми другими сферами духовной жизни  и духовной деятельности общества может  привести к сходству некоторых их функций, но полное совпадение при этом все же исключается. Итак, какие важные функции выполняет религия в общественной жизни?     Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношений (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание.   Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются "братством во Христе", в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т.д.             Психология религии рассматривает также те функции религии, которые связаны с психологическим состоянием верующего. В марксистском религиеведении принято особенно выделять компенсаторную функцию религии, что непосредственно связано с принятым в этой традиции метафорическим определением религии как "души бездушного мира, вздоха угнетенной твари" (кстати, ставшее одиозным выражение "религия есть опиум народа" также подчеркивает прежде всего функцию религии как своего рода болеутоляющего средства, восполняющего реальное ничтожество людей в "превратном мире" угнетения человека человеком). Попутно следует отметить, что к марксистским дефинициям приходится обращаться довольно часто в силу двух причин: из-за их привычности для российского читателя, подсознательно ассоциирующего религиеведение именно с марксистской методологией, а также по причине определенной мифологизации именно марксистской парадигмы, которая вначале трудами коммунистических идеологов (идеология – ложное сознание, согласно Марксу) была провозглашена единственно истинной, а потом, в силу естественной реакции на ее тотальное господство, была подвергнута полному и не всегда справедливому отвержению (вспомним, что Марксу во многом были обязаны такие корифеи современной западной культурологии и культуры, как Э.Фромм и К.Леви-Стросс), что привело к своеобразному методологическому вакууму и сделало поиски новой религиеведческой парадигмы в нашей стране даже более актуальными, чем в остальном мире. Итак, одной из психологических функций религии считается компенсаторная, то есть, говоря обыденным языком, функция восполнения утраченного достоинства и утешения. В последнем случае четко проявляется так называемая психотерапевтическая функция религии. Представьте себе, что вы страдаете от некоего психического дискомфорта, чувства вины, чувства собственной греховности и т.д. Вы с верой приходите на исповедь и уходите после нее с чувством вполне ощутимого облегчения, причем сила этого облегчения прямо пропорциональна силе искренности покаяния. Эта функция вполне осознается самой христианской традицией, сравнивающей таинство исповеди с врачебницей, из которой подобает уйти исцеленным. Религия обеспечивает коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и др.), которые выступают в качестве посредников общения между людьми.           Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.    Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграфия - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.     Культуротранслирующая функция. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие - отталкивала.       Легитимирующе-разлегитимирующая (лат. legitimus - законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima - высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Каждая рассмотренная функция  религии, является важной составляющей частью жизни общества, как моральной  стороны жизни, так политической и экономической. 
Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человек по своей природе  должен быть религиозным. И в наше время каждый религиозный человек должен быть готов к тому, что другие люди самых различных религий и исповеданий, и особенно вовсе неверующие, спросят его об источниках и основаниях его веры, ибо мы живём в такую эпоху, когда источники являются, по видимому, ”деструктивными” - и эти основания отвергнуты и поруганы. Основанием всякой религиозной веры является личный религиозный опыт человека, а источником - пережитое в этом опыте откровение. Перед своим религиозным опытом современный человек не имеет права стоять в беспомощности и недоумении: он должен активно и ответственно строить его и владеть им, как верным путём, ведущим к Богу; он должен знать, куда он идёт, как он ориентируется в тумане разноверия и соблазнов, каков его путь и почему он считает свой путь верным; он должен уметь отзываться на вопросы затруднённых и беспомощных и спешить им на помощь. 
Иными словами, он должен владеть своим религиозным актом, чтобы защищать его от соблазнов и покушений, и чтобы помогать другим, ещё не выносившим своего религиозного опыта. И самым драгоценным и могучим религиозным актом является сердечное созерцание, а оно в свою очередь является важнейшим в составе религиозного опыта.

1 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – СПб., 1992. – С. 20.

2 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – СПб., 1992. – С. 402.

 


Информация о работе Религиозный опыт и его функции