Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 07:31, доклад
Средневековье - это целое тысячелетие, начала и концы которого имеют очертания конкретных исторических событий: падение Рима (476 г.) и падение Византии (1453).
Культурной доминантой средних веков была религия. Это религиозное, можно сказать даже сильнее - неистово религиозное тысячелетие.
Монархия
— наиболее естественная форма правления,
ибо всякое множество происходит
от единства. "Наилучшим образом
управляется то человеческое множество,
которое управляется одним, —
пишет Фома, — это подтверждается
на опыте. Ибо провинции или города-
Республику
Фома считает государством, раздираемым
беспорядками, борьбой партий и группировок,
пролагающей путь тирании. В тиранию
может выродиться и монархия, но,
рассуждает Фома, против вырождения царя
в тирана могут быть приняты меры.
Громадное значение Фома придает
религиозно-нравственному
Этику и политику Аристотеля Фома Аквинский истолковал в духе католического богословия и схоластики. Традиционные для этики Древней Греции добродетели "мудрость, мужество, умеренность, справедливость" Фома дополнял богословскими, более высокими добродетелями "веры, надежды, любви". Обозначенные Платоном и обстоятельно прокомментированные Аристотелем понятия "уравнивающей" (арифметической) и "распределяющей" (геометрической) справедливости он толкует в духе священного писания, утверждая, что в основе распределяющей справедливости лежит веление Христа "отдавайте кесарю кесарево, а божие — богу".
Благодаря трудам Фомы Аквинского схоластически истолкованное учение Аристотеля (особенно идея "иерархии форм") получило большую известность и распространение в идеологии Западной Европы. Аристотель, часто именуемый "философ" (с большой буквы), ставился много выше других античных авторов. Изучение и комментирование его трудов, осмысленных и перетолкованных в духе католического богословия, заменяло средневековым схоластам исследование общества, природы, реального мира.
Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной апологией западноевропейского феодализма. Не только оправдание казней и гонений еретиков, но и принципиальное обоснование церковного контроля за развитием науки и философии, подчинение последней мертвящим догмам католицизма, возведение господства и подчинения в одну из основ мироздания, прославление подсказанной феодальным строем иерархии как универсального принципа строения общества и природы, обширное обоснование феодального права как божественного установления, исчерпывающая аргументация "рабства" (т.е. крепостничества), концепция государства, вмещающая теократические устремления католической церкви, — все это предопределило господство учения Фомы Аквинского в католической феодальной идеологии, вплоть до провозглашения его "святым", "ангелическим доктором". Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено "единственно истинной философией католицизма".
Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. До принятия христианства (в 387 г.) он был сначала близок к движению манихеев, затем увлекался скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став христианином, он принял деятельное участие в травле "еретиков". С 395 г. и до конца жизни он – епископ Гиппона (Северная Африка). Был плодовитым автором, разработавшим основные положения христианской-философии. Его политические и правовые взгляды изложены в работах "О граде Божием", "О свободной воле" и ряде других сочинений.
В развиваемой
Августином христианской концепции
истории человечества, опирающейся
на библейские положения, все социальные,
государственные и правовые учреждения
и установления предстают как
следствие греховности
Разделяя человеческий
род во все времена его существования
на два разряда (живущих по человеку
и живущих по богу), Августин замечает:
"Эти разряды мы символически
назвали двумя градами, т. е. двумя
обществами людей, из которых одному
предназначено вечно
Греховность земной
государственно-правовой жизни (отношений
и установлений в "земном граде")
проявляется, согласно Августину, в
господстве "человека над человеком",
в существующих отношениях управления
и повиновения господства и рабства.
Такое положение дел, сложившееся
вследствие первородного греха и
сохраняющейся греховности
Естественно сложившийся
порядок земного мира Августин критикует
с религиозно-идеальных
Вместе с тем,
пока еще не наступило проектируемое
время, Августин берет под защиту
земные социально-политические порядки,
правда с оговоркой, чтобы они
не чинили препятствий христианской
религии и церкви; в противном
случае (т. е. при антихристианских политико-правовых
порядках) власть превращается в насилие
и господство шайки разбойников.
"Итак, – пишет он, – этот небесный
град, пока находится в земном странствовании,
призывает граждан из всех народов
и набирает странствующее общество
во всех языках, не придавая значения тому,
что есть различного в нравах, законах
и учреждениях, которыми мир земной
устанавливается или
Причина зла, согласно Августину, – в свободной воле и ее извращенности. "Злом, – отмечает он, – называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание... Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет".
В вопросе о различных формах человеческой общности Августин с известной христианской модификацией разделяет воззрения Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство, общность языка, человеческое общество и, наконец, универсальная общность, объединяющая богов и людей. Вместе с тем у Августина встречаются суждения о том, что было бы лучше, если бы вместо мировой римской державы, охватывающей различные народы, возникло бы множество малых по размерам "правлений народов", которые жили бы рядом друг с другом в мирном соседстве как различные семьи.
По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью. Римляне как язычники, по его оценке, не были народом и государством в подлинном смысле, так как не знали истинной справедливости: игнорируя единого бога, они игнорировали и справедливость.
Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и уважение к человеку.
С этой позиции он дает новое толкование терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию – кликой. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости), предстает в его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Отстаивая идею
верховенства церкви над государством,
Августин часто именует церковь
пленницей, которая вынуждена сносить
несовершенство навязываемых ей человеческой
властью законов, но в то же время
признает право государства на поддержку
церкви и вмешательство в борьбу
церкви против еретиков или соперничающих
религий. В обязанности христиан
по отношению к христианскому
правителю вменяется
Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности с их трактовкой "естественного права".
Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право. Тем самым естественное право в учении Августина возводится к богу и носит теономный характер. "Кто иной, как не Бог, – риторически вопрошал Августин, – вписал в сердца людей естественное право".
Примечательно,
что Августин, разделяя представления
ряда предшествующих "языческих"
мыслителей (Платона, Цицерона и др.)
о естественно-правовом принципе как
воздаянии каждому ему
Критикуя начальствование
и власть человеческую, Августин в
то же время признавал за "избранными"
(гражданами небесного града) право
господствования над грешниками и в принципе
над всеми своими противниками, которых
они в состоянии будут победить в "справедливой
войне", ведущейся по всевышнему "дозволению
или указанию".
Учение Августина
пользовалось большим влиянием уже
в древности. Римско-католическая церковь
широко использовала его положения
для обоснования своих
Заметную роль
учение Августина сыграло в развитии
христианско-теологических
Список литературы
Информация о работе Религиозная концепция государства и права А. Августина, Ф. Аквинского