Разделы Пратимокши

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:18, доклад

Краткое описание

Словом "пратимокша" обычно обозначается свод правил поведения буддийских монахов, установленный, согласно буддийской традиции, самим Буддой. Эти правила касались практически всех сторон монашеской жизни, согласно этим правилам функционировали все локальные буддийские монашеские общины. Этимология слова "пратимокша" (пали "патимоккха") не совсем ясна. Согласно Махавагге 2.3.4., это означает начало, главу всех качеств. Этот термин используется не только как название свода правил монашеского пове-дения, но и название проповеди, в которой Будда изложил базовые принципы, общие для учения всех будд:" не делание всех видов зла, делание всех видов добра, и очищение своего собственного сердца: таково послание всех будд"

Файлы: 1 файл

Словом.docx

— 28.06 Кб (Скачать)

Словом "пратимокша" обычно обозначается свод правил поведения буддийских монахов, установленный, согласно буддийской традиции, самим Буддой. Эти правила касались практически всех сторон монашеской жизни, согласно этим правилам функционировали все локальные буддийские монашеские общины. Этимология слова "пратимокша" (пали "патимоккха") не совсем ясна. Согласно Махавагге 2.3.4., это означает начало, главу всех качеств. Этот термин используется не только как название свода правил монашеского пове-дения, но и название проповеди, в которой Будда изложил базовые принципы, общие для учения всех будд:" не делание всех видов зла, делание всех видов добра, и очищение своего собственного сердца: таково послание всех будд" (Дхаммапада, 183)

В ранние годы деятельности Будды не было нужды формулировать  какие-либо дисциплинарные правила. Все  монахи, следовавшие за ним, - общины монахинь тогда еще не существовало - были людьми высоких личных достижений, тех, кто преуспел в уничтожении  всех или многих ментальных загрязнений. Они знали учение Будды хорошо и вели себя соответственно. В каноне говорится, как почтенный Сарипутта, один из главных учеников Будды, достаточно рано просил Будду установить Пратимокшу, или свод правил. Этот свод правил мог бы обеспечить долгую жизнь учению Будды, подобно тому, как нить, связывающая вместе цветочные украшения, обеспечивает, чтобы цветы не бы-ли рассеяны ветром. Будда ответил, что время для такого свода еще не пришло, так как даже самые отсталые члены общины в то время уже имели первый опыт приближения к цели. Только когда ментальные загрязнения (асава) дадут о себе знать в общине, возникнет необходимость в правилах Пратимокши. 
 
СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ, ПРЕДУСМАТРИВАЕМАЯ ПРАВИЛАМИ ПРАТИМОКШИ

Пратимокша классифицирует правила поведения по восьми разделам:

1) параджика - поражение (исключение из общины);

2) сангхадисеса - требующее начального (ади) и последующего (сеса) собрания общины;

3) анията - неопределенное (т.е. результат зависит от решения общины);

4) ниссагия пачиттия - требующее расплаты и признания;

5) пачиттия - требующее признания;

6) патидесания - требующее признания /определенной формы/;

7) секхия - инструкции;

8) адхикарана саматха - правила рассмотрения спорных вопросов, возникающих в общине.

Не все разделы Пратимокши связаны с определенными видами наказаний. Правила анияты дают направление для решения неопределенных случаев. Правила Секхии имеют отношение прежде всего к этикету поведения и просто утверждают, что следует вести себя определенным образом. Правила Адхикарана саматха являются скорее не правилами, а принципами, в соответствии с которыми следует решать вопросы, возникающие в общине.

Система наказаний, предусмотренная  правилами , состоит из четырех главных видов, изменяющихся от окончательного и безоговорочного изгнания из сангхи до простого признания в присутствии другого монаха.

 

1 cлайд

Раздел Параджика (поражение)

Раздел Сангхадисеса (начальное и последующее собрание сангхи)

Раздел Анията (неопределенное)

Раздел Нисаггия Пачиттия (требующее расплаты и признания)

Раздел Пачиттия (требующее признания)

Раздел Патидесания (требующее признания /определенной формы/)

Раздел Секхия (правила поведения)

Раздел Адхикарана-Саматха (улаживание спорных вопросов)

 
2 слайд 
В основе винаи лежит система правил пратимокши (санскрит), или патимоккхи (пали). По мере возникновения новых направлений буддизма образовались различные варианты винаи, соответствующие этим направлениям.

  1. Виная тхеравады принята в Шри-Ланка, Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде, состоит из 227 правил для бхиккху (монахов-мужчин) и 311 правил для монахинь.
  2. Буддисты Китая, частично Японии и Кореи следуют винае школы дхармагуптака с 250 правилами для монахов и 348 для монахинь.
  3. Буддисты Тибета и частично Японии следуют винае муласарвастивады с 253 правилами для монахов и 354 для монахинь.

3 Слайд 

РАЗДЕЛ ПАРАДЖИКА

1. Если какой-либо монах,  участвующий в обучении и обра-зе жизни монахов, без отказа от обучения, без открытого объявления о своей слабости, совершит половой акт с женщиной или с самкой животного, такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.

2. Если какой-либо монах,  на манер вора, возьмет то, что  ему не было дано, безразлично, в заселенной области или нет, так что правитель, схватив преступника, может подвергнуть его телес-ному наказанию, заключить в тюрьму или изгнать его - такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.

 

4 слайд

 

РАЗДЕЛ САНГХАДИСЕСА (НАЧАЛЬНОЕ  И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ СОБРАНИЕ САНГХИ)

1. Намеренное испускание  семени, за исключением времени  сна, требует начального и последующего  собрания сангхи.

2. Если какой-либо монах,  поверженный желанием наслаждения,  с колеблющимся разумом, прикоснется  к женщине, будет держать ее  руку, прядь волос, или погладит  какую-либо ее конечность, - это  требует начального и последующего  собрания сангхи.

5 слайд 
РАЗДЕЛ АНИЯТА

Этот термин буквально  означает "неопределенное". Правила  этого раздела не предписывают определенного  наказания, но оставляют его на усмотрение общины, в зависимости от обстоятельств. В этом разделе содержится два  правила.

  1. Если какой-либо монах сидит в уединении вместе с женщиной, в месте, достаточно скрытом для того, чтобы совершить там половой акт, так что женщина - мирянка , достойная доверия, увидев их там, может описать этот случай как нарушение, подходящее под один из трех разделов Пратимокши - требующее или исключения из общины, или собрания монахов, или публичного признания - и затем монах признает, что он находился в этом месте; тогда на него может быть наложено одно из трех вышеупомянутых наказаний, в зависимости от того, как он опишет этот случай или как этот случай опишет женщина-мирянка. Здесь наказание неопределенно (т. е. оно оставляется на усмотрение общины).

6 слайд

 

В этом разделе  содержится тридцать правил, разделенных  на три главы по десять правил в  каждом.

1 глава( об изготовлении одежды)

1.Когда монах закончил изготовление одежды и его рама разрушена (его катхина-привилегия недействительна); если после этого он живет отдельно от любой из своих трех одежд хотя бы одну ночь, - если это не утверждено монахами, - это требует признания и расплаты. 

2-я глава

ГЛАВА О ШЕЛКЕ

11. Если какой-либо монах  имеет коврик, сделанный из смешанной  нити, содержащей шелк, это требует  расплаты и признания.

3 глава

ГЛАВА О ЧАШЕ

21. Излишняя чаша для  сбора подаяния может находиться  у монаха не более 10 суток,  в ином случае это требует  расплаты и признания.

22. Если какой-либо монах,  имея чашу для сбора подаяния, вынесшую менее чем пять починок,  просит новую чашу, это требует  расплаты и признания.

Чаша должна быть отдана в расплату сопровождающим его монахам. Эти монахи должны вернуть ему  старую чашу, сказав: "Вот, монах, ваша старая чаша. Держите ее у себя до тех пор, пока она не разобъется. Такова надлежащая процедура в данном случае.

 

7 слайд 
 
РАЗДЕЛ ПАЧИТТИЯ(состоит из 9 глав)

  • Глава о лжи
  • ГЛАВА О ЖИВЫХ РАСТЕНИЯХ
  • ГЛАВА О ПОУЧЕНИИ
  • ГЛАВА О ПИЩЕ
  • ГЛАВА ОБ ОБНАЖеННЫХ АСКЕТАХ
  • ГЛАВА ОБ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКАХ
  • ГЛАВА О ЖИВОТНЫХ
  • ГЛАВА О СЛЕДОВАНИИ ПРАВИЛАМ
  • ГЛАВА О СОКРОВИЩЕ

 

 

 

8 слайд

РАЗДЕЛ  ПАТИДЕСАНИЯ

1. Если какой-либо монах  ест основную или неосновную  пищу, принятую им от не родственной  монахини в заселенной местности,  он должен признать это так: "Друзья, я совершил недостойное  действие, которое должно быть  признано. Я признаю это."

2. В случае, когда монахи  приглашены в семейный дом  на трапезу, и при этом монахиня, находящаяся там, говорит: "Дайте  соус сюда, дайте рис сюда", тогда монахи должны отослать  ее: "Уходи отсюда, сестра, пока  монахи принимают пищу". Если  ни один из монахов не отошлет  ее, сказав: "Уходи отсюда, сестра, пока монахи принимают пищу", тогда монахи должны признать это так: "Друзья, мы совершили недостойное действие, которое должно быть признано. Мы признаем это".

 

9 cлайд

РАЗДЕЛ СЕКХИЯ

Состоит из 4 глав

26 ПРАВИЛ ОТНОСИТЕЛЬНО  НАДЛЕЖАЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

1-2. Я буду носить нижнюю /верхнюю/ одежду, обернутую вокруг  тела: это правило должно соблюдаться.

Здесь имеется  в виду определенный способ ношения  монашеской одежды.

3-4. Я буду ходить /сидеть/ хорошо одетым в людном месте:  это правило должно соблюдаться.

5-6. Я буду ходить /сидеть/ строго воздержанным в людном  месте: это правило должно соблюдаться.

7-8. Я буду ходить /сидеть/ в людном месте с глазами,  опущенными вниз: это правило  должно соблюдаться.

30 ПРАВИЛ ОТНОСИТЕЛЬНО  ПИЩИ

27. Я буду принимать  пищу от подающего с благодарностью: это правило должно соблюдаться.

28. Я буду принимать  пищу от подающего с вниманием, сконцентрированным на чаше: это правило должно соблюдаться.

16 ПРАВИЛ ОТНОСИТЕЛЬНО  ОБУЧЕНИЯ ДХАММЕ

57. Я не буду учить  Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках зонтик: это правило должно соблюдаться.

58. Я не буду учить  Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках посох: это правило должно соблюдаться.

3 ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВИЛА

73. Не будучи больным,  я не буду мочиться или испражняться  стоя: это правило должно соблюдаться.

74. Не будучи больным,  я не буду мочиться, испражняться  или плевать на возделанные  поля: это правило должно соблюдаться.

75. Не будучи больным,  я не буду мочиться, испражняться  или плевать в воду: это правило  должно соблюдаться.

10 слайд

АДХИКАРАНА - САМАТХА

Этот термин означает "улаживание спорных вопросов". Семь правил этого раздела представляют собой принципы и процедуры для  улаживания четырех видов спорных  вопросов, возникающих в сангхе: обсуждений, обвинений, нарушений и обязанностей. Каноническое объяснение этих процедур дается ни в Вибханге, а в 4-й главе Чулавагги

1. Решение должно выноситься "в присутствии".

Это означает, что  формальный акт решения спорного вопроса должен быть вынесен в  присутствии сангхи, присутствии участников разбирательства и в присутствии Дхармы и Винаи.

2. Решение "о внимательности" может быть вынесено.

Это означает, что  решение о невиновности обвиняемого  может быть вынесено на основании  того факта, что обвиняемый полностью  помнит, что он не совершал нарушения, в котором обвиняется.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Разделы Пратимокши