Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:11, реферат
Большей части западного мира классическая мифология знакома, прежде всего, в ее римских «одеждах»: Зевс – это Юпитер, Гера – Юнона, Афина – Минерва, Крон – Сатурн, Одиссей – Улисс и т.д. Конечно, так было не всегда. Под слоем греческой культуры явственно просматриваются черты местной традиции.
1. Появление римской мифологии ……………………………………...3
2. Пантеон римских богов
Юпитер …………………………………………………………….5
Янус ………………………………………………………………..6
Марс………………………………………………………………...7
Венера………………………………………………………………8
Диана………………………………………………………………..9
Нептун……………………………………………………………..10
Церера……………………………………………………………...11
Теллура…………………………………………………………….12
3. Сравнение римских и греческих богов……………………………....13
4. Чем римская мифология отличалась от греческой?...........................14
5. Литература……………………………………………………………..16
Богиней - покровительницей животных,
цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где
она иногда охотилась, была Диана. Ее особенно
почитали сельские жители, которым она
облегчала тяжелые труды и помогала при
врачевании болезней людей и животных.
Царь Сервий Туллий воздвиг первый храм
Дианы на Авентинском холме в Риме, и поскольку
этот холм был заселен людьми среднего
достатка или просто бедняками, то она
стала покровительницей низших классов
(плебеев и рабов). Одновременно ее почитали
как богиню Луны и подательницу света
и жизни. Возле храма Дианы и Ариции, неподалеку
от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини
успешно лечили многие болезни. Была даже
устроена специальная лечебница, куда
стекались в поисках исцеления поклонники
Дианы, верившие в ее врачебную силу. Те,
кто получал помощь от богини, приносили
ей, кроме обычных даров, еще и изображения
исцеленных ею частиц тела, сделанные
из глины. Само святилище Дианы Арицийской
находилось неподалеку от прекрасного
озера (современное озеро Неми), окруженного
лесистыми горами. Здесь же, за храмом,
зеленела роща у источника нимфы Эгерии.
В этой роще мог укрыться любой беглый
раб или преступник, но для того, чтобы
получить убежище, он должен был стать
жрецом богини, сорвав ветвь со священного
дерева. При этом он был обязан вступить
в бой со жрецом, который охранял священную
рощу, и убить его, чтобы занять освободившееся
место. Этот кровавый обряд, несомненно,
сохранял черты первобытного культа Дианы
Неморензис, требовавшей когда-то человеческих
жертв. Он очень сближал культ римской
Дианы с культом греческой Артемиды в
Тавриде.
Нептун
- один из самых древних богов
римского пантеона. Его отождествляли
с богом греческой мифологии
Посейдоном. В Древнем Риме 23 июля
отмечали праздник в честь бога Нептуна,
надеясь таким образом спасти урожай от
засухи.
О происхождении этого бога почти ничего
не известно, но не вызывает сомнений то
обстоятельство, что Нептун всегда был
связан с водой. В свите бога состояли
такие божества, как Салация и Ванилия.
Салация у римлян отождествлялась с греческими
богинями Фетидой и Амфитритой.
В основном Нептуна почитали люди, которые
так или иначе были связаны с морем: мореходы,
торговцы, рыбаки. Этому богу приписывали
также покровительство лошадям. В честь
конного Нептуна устраивали празднества
и конные соревнования.
Церера, лат. - древнеиталийская богиня
плодородия, созревания злаков, покровительница
материнства и брака. Жрецом Цереры был
представитель плебеев. Ее почитали крестьяне.
В честь богини справлялся праздник - цериалии
(апрель). Храм этой богини являлся убежищем
для плебеев. Постепенно куль Цереры сблизился
с культом Деметры, с которой отождествляли
эту богиню.
Цереру глубоко почитали римские земледельцы.
В честь ее устраивались торжественные
празднества—цереалии, начинавшиеся
11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней.
Цереалии особенно ревностно соблюдались
низшими классами—плебеями. Они наряжались
в белые одежды (в отличие от обычной рабочей),
украшали себя венками и после торжественных
жертвоприношений (подносили свиней, плоды,
медовые соты) восемь дней развлекались
скачками в цирке. Римский люд устраивал
у себя праздничные трапезы, приглашая
всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру,
дающую сытную пищу. Постепенно культ
богини Цереры слился с культом «Светлой
богини» (Теллуры) но праздник цереалии
с его весельем и широким гостеприимством
сохранился.
Теллура, мать-земля, была одной из древнейших италийских богинь. Она олицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, что нужно человеку для существования. Она же считалась владычицей землетрясений и властительницей живых и мертвых. Раз в году совершался торжественный обряд жертвоприношения “Светлой богине”, чтобы она ниспослала хороший урожай на поля римских земледельцев. О времени проведения этого празднества, приходившегося обычно на вторую половину мая, перед наступлением жатвы, объявлял заранее глава арвальских братьев. Ритуал соблюдался очень строго, так как малейшее нарушение могло навлечь недовольство богини и, следовательно, угрозу урожаю. Вся церемония длилась три дня. В первый и последний день жрецы собирались в городе, в доме главы арвальских братьев. В парадных одеждах они возносили жертву Теллуре вином и благовониями. Затем происходил обряд благословения хлебов, увенчанных лавровыми листьями, и колосьев прошлого и нового урожая. Несколько позже устраивалась общая трапеза жрецов с совместными молениями и возлияниями на алтарь Теллуры. По окончании обряда участники его с пожеланиями счастья подносили друг другу розы. На второй день праздник переносился в священную рощу “Святой богини”, где находился ее храм и здание с пиршественным залом для священных трапез. Ранним утром глава коллегии приносил очистительную жертву - двух свиней и одну телку. После полудня, надев венцы из колосьев, с покрытой головой они все направлялись в рощу, где приносили в жертву жирную овцу, ладан и вино. Затем совершалось возлияние, и арвальские братья направлялись на ближайшее поле за колосьями, срезали их и передавали, перекладывая из левой руки в правую. Эта процедура повторялась дважды, после чего ее проделывали с хлебцами, которые жрецы, войдя в храм, распределяли между собой. Заперев храм и удалив оттуда всех посторонних, арвальские братья начинали священную пляску, распевая при этом гимн, слова которого им самим были непонятны. И поскольку запомнить их было трудно, а ошибка грозила гневом богини, то у всех были специальные богослужебные записи, которым они строго следовали. Безусловно, это были древние заклинания о ниспослании урожая, обращенные к земле.