Общая характеристика церковных Соборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 13:08, реферат

Краткое описание

Соборы церковные (синоды, sunodoi, concilia) - в обширном смысле так называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ.

Оглавление

Введение 3
Общая характеристика церковных Соборов 3
Поместные Соборы 6
Вселенские Соборы 7
Заключение 12
Список используемой литературы: 13

Файлы: 1 файл

церковное право реферат.docx

— 31.54 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Соборы церковные (синоды, sunodoi, concilia) - в обширном смысле так называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ.

Соборы разрешали спорные догматические вопросы, так же их значение было велико в дисциплинарной области, они несут в себе как законодательную, так и судебную власть.

 

Общая характеристика церковных Соборов

 

В праве каждой христианской вероисповедной церкви в понятие о Соборах вносятся особые специальные признаки, указывающие на личный его состав и объем ведомства. Так, в православной и армяно-грегорианской церквах соборами в точном смысле именуются собрания пастырей и учителей церкви, составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, для утверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, для установления, поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви; в римско-католической - соборами епископов, прелатов и докторов под председательством митрополита, примаса и патриарха, или папы, или уполномоченных от него - для регулирования дел веры, религиозной жизни и дисциплины; в протестантских церквах - собрание пасторов и представителей от общин церковных и правительства для совещаний по вопросам религии и церковной жизни. Синоды или соборы существовали в церкви во все времена или в виде временных собраний, или - в некоторых самостоятельных церквах - в форме постоянных учреждений. Они существуют и в настоящее время в различных странах и вероисповедных церквах. Основание для существования в строе церкви соборов заключаются в вероучении основателя церкви, в примере апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян. гл. XV), в природе церкви, как вероисповедного общества, в принципах исторического развития устройства церкви, и в том, что многие вопросы, возникающие среди членов церкви из религиозных верований, не могут быть иначе разрешены, как через посредство Соборов. Само слово - sunodoi, по-русски - Соборы, по латыни concilium, отсюда concile, Concilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели. В истории христианской церкви различаются две главные категории Соборов: вселенские и поместные. Такое различие и разделение в настоящее время принимается церквами православною, римско-католическою, армяногрегорианскою и др.; но каждая из этих церквей признает неодинаковое число Соборов со значением вселенских, и не все Соборы, признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих церквах. Поместными или частными Соборами в православных, римско-католической, армяногрегорианской и в других издавна существующих вост. церквах называются собрания епископов и других иерархов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) или вероисповедной церкви, или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины. Деление вселенской христианской церкви на поместные и вероисповедные, а равно каждой поместной и вероисповедной церкви на области, совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств политической, народной и религиозной жизни населения христианского и разнообразилось в различных странах мира и в различные времена; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей, и церковных областей и их учреждений. Соборы или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных и вероисповедных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской. христианской церкви, как и в каждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, Соборы имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства. Соборы называются по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.), по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (С. восточной црк., западной црк.), по названиям церквей, в строй которых они входили (С. константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п. ), по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские), по народностям (С. русской, сербской, румынской церквей), по вероисповеданиям (С. православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей), по титулам председателей или церковных учреждений (митрополитанские, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные), по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные), по их числу (великие, малые, большие, меньшие), по продолжительности (временные, постоянные). В праве римско-католической церкви, кроме вселенских, различаются Соборы национальные, провинциальные и епархиальные. Организация церковных Соборов устанавливалась обычаями и правилами церкви вселенской и поместных, а в некоторых странах, в новые времена - светскими законодательствами, при участии органов церковной власти. По действующему праву во всех странах, строй церковных Соборов, объем власти и круг предметов ведения их определяются правилами, узаконениями и статутами каждой местной церкви, изданными и применяемыми с одобрения или, по меньшей мере, с ведома государственной власти; но принципиальные правила вселенской церкви относительно Соборов поместных церквей и ныне сохраняют авторитетное значение источника права почти во всех христианских странах, в особенности с населением православного, римско-католического и армяно-грегорианского исповеданий. Соборам церквей поместных, вероисповедных и территориальных присваивается, в определенных местным законодательством церковным или государственным пределах, развивать и поддерживать порядок в местной церкви, во всех сторонах ее устройства и управления, в частности - издавать правила, составлять проекты правил для представления правительству, обсуждать, устранять и исправлять учения, несогласные с общим церковным учением, в высшей инстанции разрешать споры и пререкания касательно прав, отношений и предметов церковных, судить высших иерархов, иметь высший надзор в церкви и в православных странах - избирать и доставлять епископов и других высших иерархов. Распределение видов власти между соборными учреждениями в разных церквах в настоящее время весьма разнообразно. В русской и элладской православных церквах постоянным синодам предоставлены все виды высшей церковной власти в стране; в церквах константинопольской, сербской и румынской в австрийских владениях законодательная церковная власть принадлежит народно-церковным Соборам, судебная - архиерейским Соборам, административная - особым учреждениям. В римско-католической церкви судная власть в высших инстанциях получила еще в средние века организацию, отдельную от соборной власти. В немецких протестантских территориальных церквах синодам в новейшие времена дана определенная организация, с предоставлением им права составлять и обсуждать проекты относительно церковного устройства и управления, для представления правительству; административная и судная власть оставлена за церковными советами и консисториями. Постановления С. поместных и вероисповедных церквей имели, как и в настоящее время имеют, обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных Соборов древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православною, римско-католическою и армянскою церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права.

 

 

 

 

 

 

 

Поместные Соборы

 

Поместный Собор— собор епископов и других клириков, мирян, поместной Церкви или определённой её области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины

Практика созыва церковных соборов возникает уже в древней церкви и берёт своё начало с Иерусалимского собора на который собрались апостолы для решения вопросов соблюдения крещёными из язычников требований Моисеева закона. Решения ряда поместных соборов, наряду со Вселенскими, стали нормами церковного права.

Соборы древности именуют по городам, в которых они происходили (Лаодикийский, Сардикийский и т. п.). Также существует деление по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали в работе собора (восточной церкви, западной церкви), по названиям поместных церквей, в которых собирались соборы (соборы Константинопольской церкви, Антиохийской, Римской, Карфагенской и т. п.), по названиям стран и территорий, где они проходили (испанские, малоазийские), по народностям (соборы русской, сербской, румынской церквей), по конфессиям (соборы православной, римско-католической, грузинской, армяно-григорианской, лютеранской церквей).

До XX века термин «поместный собор» активно использовался в русской исторической литературе для обозначения частных (не-Вселенских) соборов древности.

Хотя термин и употреблялся в XIX веке также и для обозначения местных соборов Русской церкви и даже в словосочетании «всероссийский поместный собор», широкое употребление термина в современном смысле пришло в начале XX века в связи с подготовкой к Всероссийскому Собору Православной Российской Церкви, который открылся в августе 1917; более половины участников Собора были миряне.

Позднейшие нормативные документы Русской Православной Церкви понимают Поместный Собор как собрание епископата, а также представителей прочих клириков, монашествующих и мирян поместной Русской Православной Церкви.

 

 

 

 

 

Вселенские Соборы

 

Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Церковь, как Тело Христово, имеет единое соборное сознание, руководимое Духом Святым, получающее свое определенное выражение в решениях церковных соборов. Созыв соборов является древнешей практикой для разрешения возникших церковных вопросов (в Деян. 15, 6 и 37 правило свв. Апп.). Из-за возникновения вопросов общецерковного значения стали созываться Вселенские Соборы, которыми были точно сформулирован и утвержден ряд основных вероучительных истин, ставших, таким образом, частью Священного Предания. Статус собора устанавливается Церковью на основе характера решений собора и их соответствия церковному опыту, носителем которого является церковный народ.

В качестве "Вселенских" Православная Церковь признает семь Соборов:

I Вселенский собор - Никейский 325 г.

II Вселенский собор - Константинопольский 381 г.

III Вселенский собор - Ефесский 431 г.

IV Вселенский собор - Халкидонский 451 г.

V Вселенский собор - Константинопольский 2-й 553 г.

VI Вселенский собор - Константинопольский 3-й (680-681) гг.

VII Вселенский собор - Никейский 2-й. 787 г.

Признаки Вселенских соборов:

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам Вселенских соборов относятся:

  • участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
  • каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
  • признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.

Внутренние признаки Вселенских соборов:

  • соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;
  • единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
  • свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».

Исследователь, взявшийся за изучение Вселенских Соборов, неизбежно сталкивается с целым рядом проблем. Уже сама постановка вопроса о правовой природе Вселенских Соборов кажется с формальной точки зрения едва ли возможной. Как известно, ни один православный канон не касается порядка их созыва, организации, компетенции и деятельности, в отличие, скажем, от соборов поместных, которым в тех же правилах Соборов посвящено немало места. Если же отсутствует сама нормативно-каноническая регламентация деятельности Соборов, то можно ли говорить об их канонической природе?

Но каноническое право наряду с писанными нормами признает и церковный обычай в качестве источника права при условии, что сам обычай не противоречит основным установлениям церковной жизни. Более того, нередки ситуации, когда обычай применяется даже вопреки церковному закону, если тот формально не отменен, но фактически прекратил свое действие. Обобщая, можно сказать, что и закон, и обычай применяются как равноправные источники права; лишь в определенных случаях правовой обычай уступает по иерархии писанной норме. В этой связи легко напрашивается вывод, что практика Вселенских Соборов формировалась именно на основе некоего обычая, родившегося сугубо в сфере церковной жизни. Но целый ряд обстоятельств вынуждается усомниться в обоснованности такого легковесного разрешения проблемы определения канонических (правовых) основ деятельности Соборов.

Уже созыв в 325 г. императором св. Константином I Великим (324-337) первого из Вселенских Соборов - Никейского являлся сам по себе случаем беспрецедентным, далеко не исчерпывающимся сугубо канонической традицией и предыдущей практикой церковной жизни. Большие местные соборы, справедливо отмечал один автор, и ранее не были новостью для Православной Церкви, их состоялось немало еще и до IV в. Но никогда ранее местные соборы не сходились вместе, никогда «восточные» отцы не совещались с египетскими. На этот раз велением императора собралась вся Церковь. Решения поместных соборов получали (и получают еще и сегодня) свое признание в других Поместных Церквах избирательно, да и принимаемые ими правила по спорным вопросам носили (по крайне мере, в то время) не столько нормативный характер, сколько значение руководящих начал для церковных пастырей и предстоятелей, участвующих в работе каждого конкретного собора.

Формирование процессуального порядка, регулирующего деятельность Вселенских Соборов, заняло, очевидно, значительное время. Можно с большой долей вероятности полагать, что какие-то процессуальные традиции были унаследованы Св. Отцами еще от ранней практики местных соборов. Но нет никаких оснований для утверждений, будто сфера полномочий Вселенских Соборов, их компетенция, порядок созыва, определение круга участников и иные вопросы возникли на основе уже сформировавшегося к началу IV в. корпуса неписанных правил. И что никейские Отцы могли в 325 г. опираться на твердо установившийся вселенский канонический обычай.

Более того, при ближайшем рассмотрении вообще трудно четко определить время, когда такой обычай можно считать окончательно оформившимся во всех деталях. Особенно это обнаруживается при анализе полномочий и функций, которые обычно признают за Соборами.

Как правило, их наделяют следующими исключительными правами:

1. определять, по смыслу  Священного Писания и общецерковного  Предания, догматы веры и излагать  их для всей Вселенской Церкви  в виде оросов (определений);

2. исследовать, проверять  и утверждать само предание  Церкви и отделять предание  чистое и истинное от поврежденного  и ложного;

3. окончательно рассматривать  и судить всякое учение, вновь  возникающее в Церкви;

4. рассматривать и обсуждать  постановления прежних Соборов  и утверждать или изменять  их;

5. определять образ управления  отдельных Церквей и для этой  цели расширять или ограничивать  их права;

6. производить верховный  суд над высшими предстоятелями  автокефальных Церквей и даже  над целыми Поместными Церквами;

7. предписывать для всей  Церкви всеобщие положительные  правила церковного благоустройства  и благочиния (каноны).

Со временем в церковном сознании действительно закрепился обычай, согласно которому Вселенские Соборы помимо догматических оросов обязательно издавали и канонические определения. Но и это произошло, по-видимому, не ранее VII в. По крайне мере, ни Пятый Вселенский Собор (Константинополь, 553 г.) при императоре св. Юстиниане I Великом (527-565), ни Шестой (Константинополь, 680-681 гг.) при императоре Константине IV Погонате (668-685) не издали никаких канонических определений. Этим и обуславливается созыв императором Юстинианом II Ринотметом (685 –695 и 705 – 711) Трулльского Собора. В свою очередь данный Собор не рассматривал каких-либо догматических вопросов и признается продолжением Шестого Собора, восполняющим его и Пятого Вселенского Собора канонические пробелы. Но здесь присутствует важный нюанс - Пятый и Шестой Соборы к тому времени уже были признаны Церковью вселенскими без каких-либо оговорок по поводу неполноты реализации ими своей исключительной компетенции. Характерно, что император Юстиниан II Ринотмет (685 –695 и 705 – 711) в 687 г., т.е. задолго до Трулльского Собора, опасаясь за судьбу подлинных актов Шестого Собора, велел собрать представителей различных общественных групп, прочитать в их присутствии записи нотариусов, запечатать, а потом обратился с письмом к римскому папе, в котором заверил его в неприкосновенности и неизменности догматических определений Собора.

Не удивительно появление множества теорий по вопросу статуса Соборов и их места в деле управления Вселенской Церковью. Иногда высказывается мнение, согласно которому Соборы являются высшим органом церковного управления. Однако даже в эпоху своей деятельности (а последний Собор состоялся в 794 г.) они являлись институтами чрезвычайного характера, созывались в экстренных случаях и касались лишь дел, требовавших разрешения на данный момент времени. И если Соборы не собирались более тысячи лет, а признание их в этом качестве происходило в силу церковной рецепции, то сами собой напрашиваются многие вопросы. Главный из них: может ли быть признан высшим в части церковного управления орган, полномочия которого признаются лишь спустя какое-то время, собирающийся только эпизодически, и, в конце концов, совершенно прекративший свою деятельность? Как известно, со временем потребность в созыве Вселенских Соборов исчезает, соборный строй клонится к упадку, несмотря на все усилия поддержать его со стороны императорской и церковной власти. «Сама церковная жизнь не востребовала его, что и послужило естественной причиной прекращения практики Вселенских Соборов».

Нередко полагают, что Вселенские Соборы являются органом высшей власти в Церкви, хотя и с известными оговорками. Носителем этой высшей церковной власти, полагает автор данной точки зрения, является вселенский епископат, а Соборы представляют собой наиболее совершенный способ осуществления вселенским епископатом своих полномочий в Церкви. Однако Соборы обладали своей собственной компетенцией, отличались составом участников, способом принятия и видами решений (догматические, канонические, дисциплинарные), порядком введения их в действие. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что соборные оросы после их утверждения императорами имели значение государственных законов. Помимо этого, Вселенские Соборы принимали меры дисциплинарного характера к отдельным лицам, что совершенно несвойственно «способу». Нельзя также не заметить, что, по верному замечанию А.С. Павлова (1832-1898), название «вселенский» не выражает мнения о присутствии на соборах всех архиереев или даже большинства из них.

Информация о работе Общая характеристика церковных Соборов