О жизненном подвиге преподобного Сергия Радонежского

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 01:36, доклад

Краткое описание

Василий Осипович Ключевский (1841- 1911) - основатель первой научной исторической школы, книги которого не утратили и сегодня своего значения, в труде «Жития святых как исторический источник» (1872 г.) выразил такую мысль: « При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов ».

Файлы: 1 файл

О жизненном подвиге преподобного Сергия Радонежского.docx

— 24.18 Кб (Скачать)

Бурнашёва Е.Ю.,  МПМ-11.

 

О жизненном подвиге преподобного Сергия Радонежского.

 

Василий Осипович Ключевский (1841- 1911) - основатель первой научной исторической школы, книги которого не утратили и сегодня своего значения, в труде «Жития святых как исторический источник» (1872 г.)  выразил такую мысль:  « При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов ».

Нравственным образцом всей Руси стала жизнь и деяния преподобного Сергия Радонежского. Точная дата рождения Сергия неизвестна - историки колеблются между 1313 и 1322 годами. Родился в селе Варницы, недалеко от Ростова Великого. Мальчика при рождении назвали Варфоломеем: имя на Руси редкое, его носил один из двенадцати апостолов Христа. Сергием же он стал позже, при принятии монашества. Родители  (Кирилл и Мария)-  бояре, знали, что родится необыкновенный ребёнок.  В «Житии», написанном четверть века спустя после смерти Сергия, его автор - ученик и близкий друг, Епифаний Премудрый, сообщает о чудесах  рождения и младенчества преподобного. Незадолго до появления на свет, Варфоломей, находясь в утробе матери, трижды вскрикнул во время церковной службы так громко, что его услышали все присутствующие в храме. После рождения явилось другое чудо - младенец отказывался в постные дни от материнского молока.

Мальчик рос ласковым, послушным, отличался «ранней набожностью». Конечно, помогал по хозяйству родителям, любил плотничать, растил хлеб. Все умения пригодились святому впоследствии. Но грамота и чтение  давались отроку с трудом  до тех пор, пока Божественное провидение не изменило его судьбу. Эта встреча изображена  на картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890).

Ростов Великий в то время был одним из крупнейших религиозных центров Северо-Восточной Руси. Несмотря на разрушительные татарские набеги, здесь сохранялась древняя киевская и византийская традиция. Видимо, она повлияла на формирование личности юного Варфоломея.

Около 1328 года родители преподобного Сергия были принудительно переселены в московские земли окраины княжества (село Радонеж).  Надо отметить, что именование топонима происходит от того же корня, что и праздник почитания усопших родственников — Радоница. Именно отсюда , из Радонежа, Варфоломей вместе со своим братом Стефаном ушёл в дремучий лес и поселился в небольшой бревенчатой келье (1337 г.). Братья построили церковь  по благословению митрополита Феогноста, освящённую во имя Живоначальной Троицы (1340 г.). Эта дата считается временем основания Троице-Сергиевой  Лавры. Позднее Стефан уехал и принял монашество в Богоявленском монастыре Москвы. А Варфоломею было суждено прославить Россию монашеским именем Сергий. Имя происходит от римского родового имени Сергиус, что означает «высокий, высокочтимый ».

В 1342 году Сергий становится пустынножителем (то есть одиноким монахом)  в глухом, необитаемом, непроходимом лесу недалеко от Москвы. Святитель искал полного уединения, тишины и отречения от мира. Несколько лет подряд созерцание Бога, ночные молитвы и труд на небольшом огороде составляли образ жизни подвижника.

Со временем начали приходить люди и строить свои кельи. Когда  пришлых стало двенадцать, пустыня превратилась в монастырь.   Преподобный Сергий самостоятельно возводил кельи, ограду, шил одежду, добывал пищу. Поначалу монастырь следовал нормам так называемого « особожития », то есть каждый заботился о себе самостоятельно. Став главой монастыря, Сергий произвёл важную реформу: сменил «особожитие» на «общежительство». Вместе с реформой в русский язык из греческого  пришло слово «киновия»: всё теперь становилось общим, никому не позволялось иметь личного. Отныне обитатели келий собирались вместе для трапезы, работ. Число совместных молений в день выросло до семи, по кельям же - уменьшилось.  Появились новые обязанности - пекаря, кладовщика, повара и др. В округе селились крестьяне, возникали деревни, выросла слобода. Молва о преподобном вышла за пределы монастырской ограды, люди приходили специально - получить благословение и совет. Вокруг личности игумена Сергия создавалась атмосфера высокого почитания, преклонения перед нравственными качествами и нормами поведения.  Изустно сложился образ маковецкого подвижника, чудотворца.

Символом духовного и нравственного единения для преподобного Сергия стала Святая Троица. Учение о Святой Троице принадлежит к трудным для осмысления философско-религиозным темам Христианства. Троица явила идеальный прообраз братских, доверительных отношений между людьми, воплощая  единение всего мира, всего человечества.

Преподобный Сергий неоднократно покидал монастырь с миротворческой миссией к князьям Нижнего Новгорода, Ростова, Рязани и Твери, принимая активное участие в политических событиях того времени. Святитель поддерживал деятельность князя Московского Дмитрия Ивановича по становлению русской государственности. Благодаря редкой способности убеждать в мирных беседах, преподобный Сергий прекращал губительные  для страны междоусобицы.

Просветительская миссия Радонежского святого охватила огромную территорию, расположенную за Волгой и на русском Севере. Ученики преподобного Сергия разошлись по всей Руси и основали несколько десятков новых монастырей, где люди могли скрыться от  татарских набегов и княжеских самоуправств, где вырастали сёла, городки… так проходило освоение русскими людьми своих просторов. Это явление (по мысли В.О. Ключевского) получило название «монастырской колонизации». Монастыри никак не притесняли и не угнетали крестьян, напротив, люди чувствовали себя спокойнее, хозяйства  процветали.  Моральный дух братии действовал на мирян благотворно. Монастырь выполнял не только социально-значимую, объединяющую функцию, но и осуществлял образовательную задачу, являясь центром просвещения.

Главный след в исторической деятельности Сергия Радонежского был связан с битвой на Куликовом поле. В августе 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович обратился за моральной поддержкой и благословением на борьбу с татарами к святителю. Преподобный  не только ободрил и благословил князя, но и послал вместе с ним двух монахов в знак того, что победа в войне над Мамаем - священный долг Христиан. Пока длилось сражение и лилась кровь, святой не только молился о победе, но и – как утверждает автор «Жития» - произносил поимённые молитвы за тех, кто в эти часы бился, а в соответствующий час возвестил о полном поражении Мамая. Так ещё раз проявилась провидческая сила Сергия Радонежского. В одной из книг о святом  сказано так: «...на Куликово поле пришли костромские, суздальские, ярославские, псковские, а ушли — русские».

Уменьшенное, обескровленное победоносное русское войско возвращалось в Москву не сразу. В субботний день преподобный Сергий ждал воинов. День прихода в Троице-Сергиеву лавру выпал на празднование дня памяти великомученика Димитрия Солунского (небесного покровителя Дмитрия Донского). Был отслужен благодарственный молебен и поминальная служба об убиенных. С тех пор и до наших дней сохранился обычай, установленный святителем и князем, поминать всех убиенных воинов, положивших свои жизни за Отечество и веру Православную.

 

Сергий Радонежский осуществил важную государственно-политическую миссию, поставив подпись в посмертном завещании великого князя Дмитрия Донского. Документ регламентировал переход престолонаследия от отца к сыну, что юридически прекращало распри вокруг власти и открывало путь к воссозданию Российского государства.

Таким образом, жизненный подвиг преподобного Сергия Радонежского, являясь подвигом личным (нравственное, духовное, культурное совершенствование), выходит за рамки такового, приобретая историческое, государственно-политическое значение. Свой долг – понимать дух русского человека, оживлять и приводить в движение его нравственные чувства, святитель выполнил. Он способствовал возрождению народного предания, Устоев традиционной жизни с её обычаями и неписаными законами. Подспудно искал пути объединения Руси, возрождения её государственности. И наконец, нравственно пробуждал и оздоравливал русских людей, что выражалось не только в проповедях и поучениях, но в личных живых примерах высокой духовности и подвижнической жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Очерки истории I-XIX вв. Русская Православная церковь 988 – 1988 гг., - Киев, 2008г.

 

  1. Кто есть кто в мире / Гл. ред. Г.П. Шалаева. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМА - ПРЕСС Образование, 2005. – 1680 с.

 

  1. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н. И.  Костомаров.- М.: Эксмо,2009.-360 с.

 

  1. Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец.- Липецк: Липецкоеобластное краеведческое  общество, 2006.- 512 с.

 


Информация о работе О жизненном подвиге преподобного Сергия Радонежского