Мировые и национальные религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:17, реферат

Краткое описание

Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание.
Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма.

Оглавление

1. Что такое религия ?
2. Религия и вера в бога одно и то же?
3. Характеристики мировых и национальных религий.
4.Религиозные секты.

Файлы: 1 файл

Религия.docx

— 920.67 Кб (Скачать)

Освобождение обретается в нирване. Нирвана – наряду с просветлением является ключевым понятием буддизма. Слово “нирвана” в переводе с санскрита означает “затухание”. “угасание”. По учению буддизма, нирвана – это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности, а вместе с ним и весь окружающий человека мир.

 

Ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедует около 860 млн. человек более чем в 120 странах мира. В28 странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.). Подавляющее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и Северной Африки.

Ислам относительно молодая  мировая религия. Он возник в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове. Населяли эту территорию арабские племена, преимущественным занятием которых, было скотоводство. Вместе с тем, в то время через территорию Западной Африки проходил караванный путь, что привело к появлению там таких крупных городов как Мекка, Ясриб (будущая Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями.

Возникновение ислама подчиняется  общим закономерностям формирования мировых религий. Ислам начинает формироваться на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных  племён Западной Аравии – курейшитов, религиозный и административный центр которого находится в городе Мекка. Племенным богом мекканскихкурейшитов был Аллах (араб.аль – Илах). По мере того, как курейшиты подчиняли своему влиянию соседние племена и население близлежащих городов, бог курейшитского племени стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племён. В целом социо-культурная ситуация того времени способствовала формированию монотеизма.

Процесс формирования монотеистической религии не проходил автоматически. Решающий импульс ему придал реальное историческое лицо – пророк Мухаммед (ок. 570 – 632 ). Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, работал пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке. Вскоре он бросил торговые дела и в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал ислам (в переводе с арабского означает "покорность", "предание себя богу") Последователи ислама – мусульмане – "покорные". Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорные его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. 

 

 

 

Особенности вероучения и культа ислама.

Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной  книге" – Коране (араб.куран – чтение). Как и другие мировые религии, ислам является религией откровения. По мусульманскому приданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, равным образом по ночам, через видения. Основу Корана составляют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями – писцами. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда. Текст Корана содержит 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счёта). Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные общественные отношения.

В исламе принцип монотеизма проводится особенно последовательно, чем в других религиях. Вера в  единого бога Аллаха составляет фундамент  мусульманского вероисповедания. Аллах  – это единственный бог, сотворивший  всё сущее и определяющее его  существование. Он -высший и всемогущей, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. Ангелы и демоны – это бестелесные существа выполняющие волю Аллаха.

Для ислама характерно также  вера в пророков. В Коране встречаются ряд библейских пророков; Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Нух (Ной), Иса (Иисус) Однако главное значение придаётся в "печати пророков", "посланнику Аллаха" – Мухаммеду. Основное положение мусульманского символа веры гласит "Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – посланник его."

Мусульмане верят в бессмертие души, покидающей тело в день смерти и воскресение её из мёртвых в  день Страшного суда. С этой верой  тесно связана вера в существование  двух форм загробного мира: рая и  ада мусульмане представляют рай  в виде чудесного места, где в  изобилии имеется всё, о чём мечтает  человек в этом мире: прекрасная пища, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вин, всевозможные наслаждения- Ад – это место мук и страданий. В рай могут попасть те мусульмане, которые неукоснительно выполняют религиозные предписания, неверных (не мусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад.

Основные  культурные предписания ислама сформулированы в форме пяти "столпах веры" (аркан – ад – дин). Следование этим столпам является важнейшим обязанностью мусульман.

1. Первое культовое предписание – произнесение вслух махады – основного положения символа веры – "Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – посланник его".

2. Молитва – ежедневный пятикратный ритуал – намаз (молитва). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершит намаз – молитву. Первая, утренняя молитва на заре, совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца, вторая – полуденная, третья – во второй половине дня до заката солнца, четвёртая – при закате солнца, пятая – в начале ночи- Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения. Пятница является днём коллективной молитвы, которая проводится в мечетях и сопровождается проповедью.

3. Пост. Каждый год, во время месяца Рамазана (девятого месяца мусульманского календаря), истинно – правоверные в течении 30 дней обязаны от восхода до захода солнца не принимать никакой пищи, никакого питья, воздерживаться от купания, от употреблении духов, от сношений с женщинами и от всякого чувственного удовольствия и наслаждений. Дневное время должно быть посвящено работе, молитвам, чтению Корана, благочестивым размышлениям. После захода солнца и до его восхода разрешается есть и пить. От поста освобождаются больные, дети, путники, сражающиеся воины, беременные женщины и т.д. Невыполненный пост должен быть перенесён на другие дни.

4. Милостыня (закят). В Коране и многих сурах закят упоминается наравне с намазом. Это налог, введённый исламом на все виды состояний- Он составляет определённый заданный минимум. Он взимается раз в год. Это своеобразный налог в пользу нуждающихся мусульман. В мекканских сурах закят (закат) означает благое деяние, материальную помощь, милостыню. Все мусульмане должны считать закят обязательным религиозным предписанием.

Собранные суммы денег  находились в распоряжении кади (судьи) и расходовались в течении года в том округе, где они собраны. Право на получение помощи имели: неимущие, бедняки, сборщики закята, лица, заслуживающие поощрения, несостоятельные должники, приезжие, не имевшие средств для возращения домой. Закят и в настоящее время взимается в тех странах, где шариат является основой законодательства (Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты).

5. Хадж. Посещение святых мест в Мекке и Медине одна из главных обязанностей правоверного мусульманина. Хадж обязателен (хотя бы, раз в жизни) для мусульман, которые способны по состоянию здоровья, возраста совершать его.

Люди, совершившие хадж, получают наименование "хаджи". Они пользуются в мусульманском обществе особым почётом и уважением, часто носят  особую одежду. Хадж совершается в первые 10 дней месяца зуль-хаджа (12 месяц мусульманского календаря) и начинается с семикратного обхода Каабы. На период хаджа паломники надевают ихрам – специальные белые одежды, не стригут волос и ногтей. Существует также малый обряд паломничества (умра) совершаемый в любое другое время года.

Кроме названных пяти столпов  мусульманской религии некоторые  исследователи ислама выделяют ещё  одну обязанность – джихад (Священная  война) против неверных и за распространение  ислама.

Шариат (арабское "шари' а", от глагола "шара' а" – "наставлять на прямой путь") – это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни. Он содержит как юридические, так и нравственные нормы, не расчленяя их на мораль и право.

Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки, обычно, возводят ко времени существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до н.э. Следовательно, к рубежу новой эру он уже насчитывал не одно тысячелетие своего бытования. Такого длительного и полнокровного существования религии мы, пожалуй, не увидим ни в одном другом месте земного шара, кроме Индии. При этом, индуизм, до сих пор, сохраняет установленные издревле законы и основы жизни, протягивая в современность традиции культуры, зародившиеся на заре истории. По числу приверженцев (их насчитывается свыше 700 млн.), индуизм -одна из самых распространенных религий мира. Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью, если не сказать больше - запутанностью и хаотичностью. Серьезную историко-культурную проблему представляет собой уже самое определение термина "индуизм". До сих пор нет удовлетворительного определения и, даже, объяснения, что же относить к собственно индуизму, каково содержание и границы этого понятия.

 

За несколько тысячелетий  своей истории индуизм сложился как синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины и  теологических воззрений. Он пронизывает  все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую и т.д., вплоть до глубоко  интимных сфер жизни. В этом смысле, индуизм является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом.

 

Сложнейшая религиозная  система индуизма гибко и податливо  сочетает в себе самые противоположные  крайности и умело приспосабливается  к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и  жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые  формы, индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты  и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его  основным мировоззренческим ядром, и, может быть, как бы возрождаться из самого себя. Однако вся эта пестрота и, казалось бы, несовместимые противоречия существуют в единых общих рамках, которые позволяют говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной  религиозной системе с общими мировоззренческими установками. При  всей кажущейся аморфности и расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно  стабильным. Подобно магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал, в той или иной форме, чужих  богов, приспосабливал ксвоим нуждам и взглядам иные мифо-ритуальные воззрения и, тем самым, обеспечивал себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на территории индийского субконтинента. Индуизм чужд и прозелитизма: стать индуистом нельзя, им можно только родиться. Главным для индуиста было и остается следование древним традициям, заповедям предков и соблюдение ритуально-поведенческих норм, которые, согласно преданиям, были возвещены богами, запечатлены в мифах и подтверждены авторитетом священных текстов.

 

 

Шиваизм.

Шива как одно из центральных  божеств индуизма вырос из протоиндийского  мифологического персонажа (рогатое  божество на троне). Тогда же в его  образе были заложены две контрастные  характеристики (эротическая и аскетическая), которые остались существовать на тысячелетия  как его основные отличительные  черты.

 

Ведийским предком Шивы был  Рудра - зловещее стихийное божество. В пуранический период мифология Шивы достигает расцвета и отражает более сложные религиозные концепции, чем мифологии других божеств. Характер его культа, его мифологический образ и мифо-ритуальный комплекс демонстрируют дальнейшее развитие тех черт, которые известны по ведийским памятникам. Первичные атрибуты Шивы относились, видимо, кпочвенной стихии (в отличие от солнечной у Вишну).Существенная часть культа Шивы - связь с музыкой и экстатическими плясками шаманского толка. Наиболее популярный иконографический облик - танцующий Шива, Натараджа, царь танцев, разрушающий и созидающий своей силой миры. Другие, не менее популярные образы -йог, пребывающий в состоянии медитации и отшельник в ветхой одежде или в набедренной повязке, с чашей для сбора подаяний. Из многочисленных мифов о Шиве наиболее известны мифы о жертвоприношении Дакши и о разрушении Трипуры. На базе агамическихшиваитских текстов в XI в. оформилась философская школа шайва-сиддханты, популярная и поныне.

Религиозные секты

Религия стремится, даже по своей этимологии, связать человека с Богом. Эта  связь может быть сугубо личной, часто так и случается. Однако то, что обычно называют религией, носит  характер организованного института, где влияние человека – основателя религии – доминирует. Связь этого человека с Богом носит особый характер:в иудаизме: Моисей непосредственно получил скрижали Закона на горе Синай;в христианстве: Иисус — одновременно Бог и Человек;в исламе: Магомет получил, как и Моисей, слово Божье, но через ангела.Часто основатель религии представляется лишь как реформатор предшествующей религии (например, Лютер и Кальвин).Что часто забывается, так это невероятное количество мужчин (женщин – намного меньше), которые считали или заявили, что их посетил Бог и доверил им специальную миссию – просвещение других людей.Действительно, невозможно произвести проверку в этой области: ни истинности таких утверждений, ни истинности веры упомянутого пророка.Нет ничего более раздражающего приверженцев религии, чем расцвет множества конкурентов – их незамедлительно объявляют «лжепророками». Вполне нормально, что верующий убежден в своей истине, но это, к несчастью, ведет к тому, что он яростно отвергает истину других, даже если и проповедует любовь к ближнему.Всегда существует некоторый сговор традиционных религий и властей в том, чтобы оттеснить на задний план то, что называется сектами. Только успех может узаконить новое верование – в соответствии с евангельским принципом, согласно которому о дереве судят по его плодам.Следует напомнить, что вначале христианство было сектой в иудаизме, а ислам – сектой арабов Мекки.Слово «секта» само по себе двусмысленно, так как оно напоминает об отсечении, отделении. В то время как его первоначальное значение происходит от латинского «sequi» – «следовать».Тем не менее человек способен следовать за кем угодно, и история изобилует примерами того, что люди, которых здравомыслящие считают безумцами или шарлатанами, приобретают все же своих последователей.Человеку свойственно презирать тех, кто думает по-другому. Это приводит к ужесточению положения, к фанатизму, к сектантству как в стане преследователей, так и в стане преследуемых. Слово «преследователь» происходит, впрочем, от того же корня «sequi», который породил слова «следовать» и «секта». Можно ли заключить, что тот, кто следует секте, преследуется? Во всяком случае, трудно приступить к рассмотрению вопроса о различиях между сектами и религиями, стремясь остаться объективным.Нельзя оспаривать стремление религии к духовности путем поиска связи человека с Богом, даже если оно кажется основанным на непонятной для людей доктрине. Такие критерии обернулись бы отказом от сверхъестественного и отходом, например, от христианства и ислама. В этом случае нельзя было бы считать, что могут существовать и традиционные религии. Это положение, разделяемое многими атеистами, устраняет духовность жизни человека: оно невыносимо для верующих, которые составляют большинство населения Земли.Но если рассматривать религии как группировки людей, имеющих духовную связь с Богом, то как можно судить об истинности этой связи, ибо только Бог, как сказано к Библии, может читать в сердце?Однако безоговорочное признание всех сект из уважения к их вероятному духовному содержанию открывает путь махинаторам совести, которые дурачат наивных людей в своих интересах, и безумцам, пропагандирующим свои миражи. Нельзя подвергать сомнению чистосердечие членов секты, которые посвящают себя своему делу, как нельзя отрицать, что в самых традиционных религиях, есть опасные фанатики и любители авантюр.Современный расцвет сект является проявлением духовных потребностей многих людей.Где же проходит граница между сектой и религией?Критерий количества сторонников мог бы претендовать на объективность, однако мы видим, до какой степени он искусственный: поставив более или менее высокий барьер, можно устранить из числа религий те многочисленные духовные потоки, которые явно принадлежат к общему наследию человечества.И наоборот, некоторые секты, признаваемые таковыми общественным мнением, могут насчитывать несколько сотен тысяч членов (например, минуты) и должны были бы считаться религиями.Можно было бы выбрать и другие критерии: секта – это движение, обряды которого выходят за обычные рамки до такой..

Информация о работе Мировые и национальные религии