Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:25, реферат
В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. По степени расхождения с общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают:
буквалистский (младоземельный) креационизм – настаивает на буквальном толковании Книги Бытия, о том, что мир был создан за 6 дней и около 6000 (как утверждают некоторые протестанты) или 7500 (как утверждают некоторые православные) лет назад.
метафорический (староземельный) креационизм – в нём «шесть дней творения» – универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет (слово день (евр. «йом»), означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени).
В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. По степени расхождения с общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают:
Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:
Православные церкви единой официальной
позиции по отношению к теории эволюции
и, соответственно, креационизму в настоящее
время не имеют. Некоторые группы православных
верующих (например, «Православное общество
защиты и раскрытия святоотеческого учения о сотворении
мира»), тем не менее, настаивают на обязательности
принятия всеми православными младоземельного
креационизма (вплоть до отказа причащать
сторонников теистического эволюционизма
как еретиков).
Обычно такая позиция обосновывается
ссылками на Отцов Церкви, комментировавших
Шестоднев в буквалистском духе. Ссылаются
буквалисты и на церковных деятелей консервативного
толка Нового времени, например, на Иоанна
Кронштадского, писавшего около ста лет
назад: «Недоучки и переучки не верят в
личного, праведного, всемогущего и безначального
Бога, а верят в безличное начало и в какую-то
эволюцию мира и всех существ... и потому
живут и действуют так, как будто никому
не будут давать отчет в своих словах и
делах, обоготворяя самих себя, свой разум
и свои страсти... Но у кого есть разум,
тот не поверит таким безумным бредням».
Такого же взгляда по поводу теории эволюции
придерживались и ряд других церковных
авторов (Варсонофий Оптинский, Иустин
Попович, Николай Сербский и другие). Интересно
мнение известного православного миссионера
и богослова диакона Андрея (Кураева).
Он считает, что «…при непредвзятом чтении
Писания нельзя не заметить, что оно оставляет
за тварным миром толику активности. Не
говорится «И создал Бог траву»,
но «произвела земля». И позднее Бог не просто
создает жизнь, но повелевает стихиям
ее проявить: «да произведет вода пресмыкающихся…
да произведет земля душу живую. «И лишь человека Бог
никому не поручает создать. Человек –
исключительное творение Бога. Самодеятельность
земли не безгранична: человека она произвести
не может, и решающий переход от животного
к антропоморфному существу происходит
не по повелению Бога, а через прямое его
действие – «бара» (и этого будет еще не
достаточно для создания человека: после
того, как особый творческий акт Бога создаст
физиологический сосуд, способный быть
вместилищем сознания и свободы, понадобится
еще второй акт библейского антропогенеза
– вдыхание Духа). Возникновение жизни
по книге Бытия – это и эволюция (ибо земля
«произвела» растения и простейшие организмы),
но в то же время и «скачок к жизни», который
произошел по повелению Божию. … в Православии
нет ни текстуального, ни доктринального
основания для отторжения эволюционизма.
… отрицание эволюции в православной
среде является скорее новшеством, нежели
традицией. … Спокойное отношение к эволюционизму
– это традиция православного академического
богословия. … Мнения и методы аргументации
радикальных креационистов нельзя принять
потому, что они произвольно и необъективно
обращаются с научными данными, чем вызывают
справедливые нарекания у людей, чья деятельность
профессионально связана с наукой. И здесь
велика опасность того, что биолог, прочитав
задиристую креационистскую книжку, слово
«халтура» отнесет ко всему христианству
как таковому». Он также считает, что «…неприемлемость
для православного мышления идеи эволюции
может быть доказана только в том случае,
если будет разъяснено: каким образом
допущение сменяемости поколений животных
в мире до человека и вне эдема может ущерблять
сознательность участия христианина в
спасительных церковных Таинствах. Прямые
ссылки на то, что «Библия учит – а вы говорите…»
приниматься в рассмотрение не могут.
Именно православная традиция и знает,
насколько сложными, неочевидными и разными
могут быть толкования Писания (особенно
книг Ветхого Завета)».
Профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов также полагает, что «для богословия принципиально допустимы и креационная, и эволюционная гипотеза, при условии, что в обоих случаях Законодателем и Устроителем всего миробытия является Бог, Который мог все существующие виды, или творить по «дням» сразу в завершенном виде, или постепенно, в течение «дней» «производить» из воды и земли, от низших форм к высшим силою заложенных Им в природу законов».
Вопросы:
1.Ваше понимание креационизма?
2. Ваше отношения к ветвям креационизма?
3. Какое из течений креационизма самое
приемлемое? Почему?
4.В чем кроется причина противоречий между
последователями радикального креационизма
и сторонниками эволюционисткой теории?
5. Как к креационизму должен относиться
православный христианин?
Простите, если вопросы поставлены не корректно.