Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:06, доклад
В 859 году, спустя почти 50 лет после провозглашения так называемого "Торжества православия", происходит медленное отпадение христиан - валахов (жителей Болгарии) от так называемого "Фессалоникийского латинского викариата". Викариат по своей территории и количеству прихожан долгое время превосходил Константинопольский православный патриархат.
В 859
году, спустя почти 50
лет после провозглашения
так называемого "Торжества
православия", происходит
медленное отпадение
христиан - валахов (жителей
Болгарии) от так
называемого "Фессалоникийского
латинского викариата".
Викариат по своей территории
и количеству прихожан
долгое время превосходил
Константинопольский
православный патриархат.
Для организации отпавших
от викариата волохов
константинопольский
Патриархат решается
их ввести под своё влияние.
Разница же между церковными
организациями патриархата
и волохов была в том,
что патриархат строился
путём "иерархической
лестницы", а у волохов
была церковная организация "горизонтального
типа". Главная проблема
была в том, что греческие
священники не знали "волошского.
т.е. русинского языка".
Поэтому Кирилл вместе
с Мефодием были отправлены
в Крым для создания "перешрифтованных"
богослужебных книг.
Это "переложение"
позволяло проводить
службу любому греческому
священнику, фактически
совсем не знающему
данного языка - надо
было только усвоить
фонетическое значение
дополнительных 8 звуков,
которых не было в греческом
языке.
Что же касается Великой
Моравии, то там никаких "переложений"
не понадобилось. Поскольку
князь Коцел смог убедить
группу "волохов -
священников" "преобразовать"
существовавшую у них "горизонтальную"
организацию в "иерархическую".
Поэтому в Великой Моравии
так и не обнаружено
никаких кириллических
документов, ибо службы
там велись волохами -
русинами по "глаголическим
книгам".
Тип: Консантно – вокалическое
Языки: Старославянский, церковнославянский, раннеславянские.
Место возникновения: Юго-Восточная Европа
Создатель: Кирилл и Мефодий
Период: IX (19) век
Направления письма: слева направо
Происхождения: Финикийский и Греческий
Глаго́лица — одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.
«Житие Кирилла» так рассказывает о создании славянской азбуки: «С помощью своего брата, святого Мефодия (Михаила) и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевёл на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение».
Целый
ряд фактов указывает
на то, что глаголица
была создана до кириллицы,
а та в свою очередь
создавалась на базе
глаголицы и греческого
алфавита. Древнейшая
сохранившаяся глаголическая
надпись с точной датировкой
относится к 893
году и
сделана в церкви болгарского царя
Симеона в Преславе.
Древнейшие рукописные
памятники (в том числе
«Киевские
листки»,
датируемые X
веком)
написаны именно на
глаголице, причём написаны
более архаическим языком,
близким по фонетическому
составу к языку южных
славян.
В популярной литературе встречается мнение, будто глаголица была основана Константином (Кириллом) Философом на некоем древнеславянском, которое якобы использовалось в сакральных языческих и мирских целях до принятия христианства в древних славянских государствах; внятных доказательств этому (как и вообще существованию «славянских рун») нет.
Римско-католическая церковь в борьбе против службы на славянском языке среди хорватов называла глаголицу «готскими письменами». На соборе епископов Далмации и Хорватии в 1059 году:
«Говорили,
что готские письмена
были придуманы неким
еретиком Мефодием,
который на этом самом
славянском языке написал
много ложного против
учения католической
веры; из-за этого, говорят,
он был Божьим судом
наказан скорой кончиной»
Облик букв ранней (круглой) глаголицы в чём-то совпадает с хуцури, грузинским церковным алфавитом, созданным до IX в., возможно на основе армянского. К тому же количество букв в хуцури, 38, совпадает с количеством букв в славянской азбуке, посчитанных Черноризцем Храбром в его трактате. В некоторых буквах (и в целом в системе дорисовывания на концах линий маленьких кружочков) имеется поразительное сходство со средневековыми еврейскими каббалистическими шрифтами и исландскими «руническими» тайнописями. Всё это может быть не случайным, так как признаётся, что св. Константин Философ был знаком с восточными алфавитами (читал древнееврейские тексты в подлиннике), о чём упомянуто и в житии святого. Начертание большинства букв глаголицы обычно выводят из греческой скорописи, а для негреческих звуков привлекают еврейскую азбуку, однако бесспорных объяснений формы почти ни для одной буквы нет.
Глаголический и кириллический алфавиты в своих древнейших вариантах почти полностью совпадают по составу, различаясь только формой букв. При переиздании глаголических текстов типографским способом глаголические буквы обычно заменяют кириллицей (поскольку сегодня мало кто умеет читать глаголицу). Однако числовое значение букв глаголицы и кириллицы не совпадает, что иногда приводит к недоразумениям. В глаголице числовые значения букв упорядочены в соответствии с порядком букв, а в кириллице они привязаны к числовым значениям соответствующих букв греческого алфавита.
Обычно говорят о двух видах глаголицы: более древней «круглой», также известной как болгарская, и более поздней «угловатой», хорватской (названной так потому, что до середины XX века она использовалась хорватскими католиками при совершении богослужений по глаголическому обряду). Алфавит последней постепенно сократился с 41 до 30 знаков. Наряду с уставным книжным существовало также глаголическое курсивное письмо (скоропись).
В Древней
Руси глаголица
практически не использовалась,
встречаются лишь отдельные
вкрапления глаголических
букв в текстах, написанных
на кириллице. Глаголица
являлась азбукой для
передачи, прежде всего
церковных текстов,
сохранившиеся древнерусские
памятники бытовой письменности
до крещения Руси (самый
ранний: надпись на горшке
из кургана Гнёздово,
датируемая 1-й половиной
X века) используют кириллицу.
Встречается использование
глаголицы в качестве тайнописи.
«До
конца XVIII века господствовало
странное, но широко
распространённое мнение,
что глаголическое
письмо, бывшее в
употреблении в Далмации
и Истрии с прилегающими
островами и в
приморской Хорватии,
вместе с переводом
священного писания,
обязано своим существованием
знаменитому отцу церкви
св. Иерониму. Зная о
нем как авторе латинской
„Вульгаты“, считая
его же как уроженца
Далмации славянином,
в частности хорватом,
домашняя славянская
интеллигенция Далмации
стала очень рано присваивать
ему изобретение глаголицы,
быть может, нарочно,
с тем умыслом, чтобы
успешнее отстаивать
и письмо, и богослужение
славянское от преследований
и запретов со стороны
римской иерархии, прикрывая
авторитетным именем
знаменитого латинского
отца церкви свой от
греков Кирилла и Мефодия
унаследованный обряд.
Кем впервые пущено
в ход это ни на чем не
основанное учёное предание
об авторстве св. Иеронима
по части глаголического
письма и перевода св.
писания, мы не знаем,
но в 1248 году оно дошло
уже до сведения папы
Иннокентия IV. <…>
Много столетий продолжалась
эта вера в Иеронима
как изобретателя глаголического
письма, не только дома,
т. е. в Далмации и Хорватии,
не только в Риме, через
проживавших там славян…
но также и на западе.
В Чехию предание занесено
в XIV столетии хорватскими
монахами-глаголитами,
которым поверил даже
император Карл IV» (Ягич 1911,
стр. 51—52). Эта версия
иногда всплывает и
в наши дни.
(В графе «изображение»
приведены буквы «круглой
символ | изобра- жение |
название | цифровое значение | примечание |
Ⰰ | Аз | 1 | ||
Ⰱ | Буки | 2 | ||
Ⰲ | Веди | 3 | ||
Ⰳ | Глаголи | 4 | ||
Ⰴ | Добро | 5 | ||
Ⰵ | Есть | 6 | ||
Ⰶ | Живете | 7 | ||
Ⰷ | Зело | 8 | ||
Ⰸ | Земля | 9 | ||
Ⰺ, Ⰹ | Иже (I) | 10 | Какая из
этих букв как называется и как
они соответствуют | |
Ⰻ | И (Иже) | 20 | ||
Ⰼ | Гѥрв | 30 | ||
Ⰽ | Како | 40 | ||
Ⰾ | Люди | 50 | ||
Ⰿ | Мыслете | 60 | ||
Ⱀ | Наш | 70 | ||
Ⱁ | Он | 80 | ||
Ⱂ | Покой | 90 | ||
Ⱃ | Рцы | 100 | ||
Ⱄ | Слово | 200 | ||
Ⱅ | Твердо | 300 | ||
Ⱛ | Ик | — | ||
Ⱆ | Ук | 400 | ||
Ⱇ | Ферт | 500 | ||
Ⱈ | Хер | 600 | ||
Ⱉ | От | 700 | ||
Ⱊ | Пѣ (Пе) | 800 | Гипотетическая буква, вид которой неизвестен. | |
Ⱌ | Цы | 900 | ||
Ⱍ | Червь | 1000 | ||
Ⱎ | Ша | — | ||
Ⱋ | Шта | 800 | ||
Ⱏ | Ер | — | ||
ⰟⰊ | Еры | — | ||
Ⱐ | Ерь | — | ||
Ⱑ | Ять | |||
Ⱖ | Ёж | — | Гипотетическая буква (со значением йотированного Е или О), вошедшая в состав лигатуры — большого йотированного юса. | |
Ⱒ | (Хлъмъ?)
«Паукообразный» знак для | |||
Ⱓ | Ю | — | ||
Ⱔ | юс малый | — | ||
Ⱗ | юс малыййотированный | — | ||
Ⱘ | юс большой | — | ||
Ⱙ | юс большоййотированный | — | ||
Ⱚ | Фита | — |