Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:15, реферат
Ислам является, по большинству оценок, второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства. Подавляющее большинство как мусульман, так и мусульманского духовенства в России составляют татары.
Также, как и православие, ислам насчитывает на современной территории России тысячелетнюю историю, включающую торговые и военные противостояния с православием, вассальные зависимости (как православных стран от мусульманских, так и наоборот), периоды торговли и мирного сосуществования.
Введение. 3
1. Истоки ислама в России. 3
1.1 Владимир Святославич, "выбор вер" и ислам.. 3
1.2 Волжская Булгария (922-1241 гг.) 3
1.3 Исламский период Золотой Орды (1312-1430-е) 3
2. Ислам в Поволжье и Сибири. 5
3. Ислам на Северном Кавказе. 12
4.Ислам в современной России. 13
Заключение. 16
Список использованных источников. 17
4. Ислам в современной России
Демократизация
общественной жизни в Советском
Союзе, начавшаяся во второй половине
80-х гг., ослабление и последующее
упразднение тоталитарного
Важнейшим аспектом исламского возрождения
является формирование и развитие системы
религиозного образования. На начало 2000
г. в России функционировало свыше 100 мусульманских
религиозных учебных заведений, не считая
многочисленных школ при мечетях. Более
1000 молодых мусульман обучаются за рубежом
- в Саудовской Аравии, Ливии, Катаре, Египте,
Турции, Сирии и других странах. Мусульманское
духовенство неоднозначно относится к
росту числа мусульман, обучающихся за
границей. Так, многие имамы Северного
Кавказа считают, что укреплению позиций
радикального ислама - ваххабизма способствуют,
в частности, молодые люди, обучавшиеся
в мусульманских странах.
Современное мусульманское духовенство
в России не выдвинуло каких-либо глубоких
философских и теологических идей, как,
например, на Востоке. Это объясняется
по крайней мере двумя обстоятельствами:
во-первых, ислам в России всегда находился
под жестким государственным контролем
(и в царской России, и при советской власти),
в условиях которого теологическая мысль
была не свободна, и, во-вторых, не было
единого центра, объединявшего вокруг
себя всех мусульман России. Сказанное
не означает, что мусульманский мир России
не имел в прошлом выдающихся мыслителей.
Они были, но их влияние имело, как правило,
региональный характер.
Современный возрождающийся ислам в России
не выдвинул харизматического лидера,
который был бы для всех мусульман безусловным
авторитетом, способным объединить их.
Некоторые муфтии, претендующие на роль
лидеров, таковыми не являются.
О жестокой борьбе, развернувшейся в первые
годы возрождения ислама внутри мусульманского
духовенства России, за власть и влияние
на верующих свидетельствует тот факт,
что вместо двух духовных управлений мусульман,
которые были на территории России до
распада СССР, сегодня действуют более
40, образованных по территориальному и
национально-территориальному принципу,
и процесс образования новых мусульманских
организаций нельзя считать завершенным.
С целью остановить Центробежные Тенденции,
сохранить единство мусульман в рамках
одного духовного управления был созван
VI Чрезвычайный съезд мусульман европейской
части СНГ и Сибири (9 ноября 1992 г) в Уфе.
В его работе участвовали 738 делегатов
и 102 гостя, в том числе представители посольств
Турции и Ирана, имам-хатыб одной из мечетей
Саудовской Аравии.
В выступлениях делегатов съезда и принятых
итоговых документах одобрялась деятельность
Духовного управления мусульман европейской
части СНГ и Сибири и его председателя
Т. Таджуддина. В коммюнике съезда говорилось,
что раскольники подрывают историческое
единство ДУМЕС, вносят раздор среди верующих
и недоверие к учению ислама. Вместе с
тем, по мнению участников дискуссии, выступления
группы имамов и мухтасибов против ДУМЕС
не имеют серьезных предпосылок в среде
самого духовенства, “это путч не среди
имамов”. Настоящими инициаторами раскола,
утверждали некоторые выступавшие, являются
“темные силы”, враждебно относящиеся
к позитивным изменениям в жизни мусульман:
увеличению количества общин, строительству
новых мечетей, обращению к вере молодежи,
оживлению связей с зарубежными единоверцами.
В то же время представители “оппозиции’
отвергали обвинения в том, что они будто
выступают против единства мусульман
вообще и против какой-либо организационной
структуры, призванной обеспечить взаимодействие
и сотрудничество мусульманских религиозных
организаций. Они протестовали против
того, что в духовном управлении, по их
убеждению, коммерческие заботы возобладали
над духовными, что в нем царят финансовый
и кадровый произвол, что муфтий Т. Таджуддин
ведет себя грубо и жестоко по отношению
к имамам.
Съезд угрозу раскола мусульманских организаций
не преодолел. В 1993-1994 гг. происходило дальнейшее
формирование новых духовных управлений,
независимых от ЦДУМ.
В ноябре 1994 г. противники Т. Таджуддина
провели в Уфе съезд мусульман европейской
части России и Сибири, объявивший о его
смещении с поста председателя ЦДУМ. Однако
Т. Таджуддин одновременно собрал расширенный
пленум ЦДУМ с участием Совета улемов
и представителей общин, сохранивших юрисдикцию
ЦДУМ. На этом пленуме съезд был объявлен
незаконным, поскольку в его работе участвовало
лишь 60 делегатов, причем ни один из членов
Президиума ЦДУМ на съезде не присутствовал.
В обращении ЦДУМ, утвержденном пленумом,
было сказано, что Т. Таджуддин по-прежнему
остается муфтием и продолжает исполнять
свои обязанности по руководству ЦДУМ.
Для координации деятельности многочисленных
духовных управлений по инициативе ДУМ
Татарстана и Башкортостана в 1992 г. был
создан Высший координационный центр
духовных управлений мусульман России
(ВКЦ ДУМР). В него вошли духовные управления
Башкортостана, Татарстана. Поволжья.
Сибири, Ульяновской области, Оренбуржья,
Чувашии, Коми, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии
и Ставрополья, Ингушетии, Северной Осетии
- Алании, Адыгеи, Краснодарского края.
Украины. Белоруссии.
В уставе ВКЦ говорится, что Центр “является
объединяющим звеном самостоятельных
духовных управлений мусульман, созданных
с целью консолидации мусульманских центров
Российской Федерации, координации их
деятельности по распространению исламской
веры, достижения единого толкования норм
шариата, подготовки концепций и выработки
решений по наиболее сложным проблемам
современности, содействия в организации
паломничества, направления на учебу в
зарубежные исламские учебные заведения”[1].
Несмотря на призывы ВКЦ к объединению
всех мусульман в России, многие имамы
отказались поддержать его, в их числе
- имам Московской соборной мечети Р. Гайвутдин,
имам Нижнего Новгорода Ю. Г Идрисов и
др. Признавая целесообразность перестройки
прежней системы мусульманских организаций,
Р. Гайвутдин и его сторонники видят в
ВКЦ лишь еще один фактор раскола мусульманской
общины.
Непримиримым противником ВКЦ является
председатель ЦДУМ Т. Таджуддин.
В 1994 г. было создано Духовное управление
мусульман Центрально-Европейского региона
России (председатель Р. Гайнутдин), которое
включает в себя общины Владимирской,
Ивановской, Калининградской, Калужской.
Московской. Нижегородской, Рязанской,
Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской
областей, а также Москвы и Сочи (Краснодарский
край).
В 1997 г. на конференции мусульман в Тюмени
и Тобольске было образовано Межрегиональное
духовное управление мусульман Сибири
и дальнего Востока.
В середине 90-х гг. на территории Центральной
России, Поволжья, Приуралья и Сибири сложились
три крупных мусульманских духовных центра,
к которым примкнуло подавляющее большинство
муфтиятов, - Центральное духовное управление
мусульман России и европейских стран
СНГ (ЦДУМ), Высший координационный центр
мусульман России (ВКЦ ДУМР) и созданный
в июле 1996 г. на базе духовного управления
мусульман Центрально-Европейского региона
России Совет муфтиев России, который
возглавил Р. Гайвутдин.
Между этими центрами нет единства. Противоречия
существуют и внутри мусульманского духовенства.
Если в Центральной России, Поволжье, Приуралье
и Сибири противостояние старой (ДУМЕС
- ЦДУМ) и новых структур имеет более острый
характер и, судя по всему, далеко не завершилось,
то дезинтеграция духовного управления
мусульман Северного Кавказа прошла сравнительно
безболезненно. Здесь в каждой республике
образовалось свое духовное управление.
Серьезные трудности пережило духовное
управление Дагестана. В первые годы после
распада единого духовного управления
мусульманская община Дагестана разделилась
по национальному признаку: в составе
духовного управления были созданы Аварское,
Кумыкское и даргинское отделения. Сегодня
эти отделения приостановили свои действия
и подчиняются единому духовному управлению
мусульман Дагестана.
Таким образом, на Северном Кавказе каждый
национальный мусульманский лидер получил
свое духовное управление и власть над
своими соплеменниками единоверцами в
отличие от центральной России, где несколько
муфтиев претендуют на общероссийское
лидерство, претензии здешних муфтиев
не выходят за пределы образования. Северокавказские
исламские лидеры пока избегают непосредственного
участия и в политической борьбе.
Междоусобная борьба Мусульманских лидеров
мешает выработке единой концепции по
наиболее важным вопросам исламской теологии
и единой позиции в определении места
и роли ислама в современной идейно-политической
жизни России.
Заключение
Итак, рассмотрев
историю появления и развития
ислама в нашей стране, отметим
следующее.
На территории современной России первые
мусульмане - купцы из Халифата - появляются
уже в VIII-IX веках благодаря интенсивной
торговле с Востоком.
Независимые мусульманские государства
на территории России существовали тысячу
лет - с Волжской Булгарии до окончания
Кавказской войны.
Расцвет ислама и государственно-исламских
отношений в Поволжье и Приуралье (Х-ХVI
века) приходится на период существования
последовательно сменявших друг друга
трех могущественных мусульманских государственных
образований - Волжско-Камской Булгарии,
Золотой Орды и Казанского ханства.
Ислам проник на Сев. Кавказ в результате
арабских завоеваний. Первыми его приняли
народы Дагестана. Несмотря на то, что
Арабскому халифату не удалось надолго
закрепиться в Дагестане, распространение
ислама продолжалось. В 913 г. арабский проповедник
Абу Муслим распространил ислам среди
лезгинов. В Х-ХII вв. ислам принимают другие
народы юга Дагестана.
Настоящая исламизация народов Западного
Кавказа связана с военно-политической
активностью в этом регионе Османской
империи и ее вассала - Крымского ханства.
Российское правительство всячески препятствовало
созданию самостоятельного северокавказского
мусульманского духовного управления.
С середины 20-х гг. власти переходят к прямому
подавлению исламской религиозной жизни
и культуры. Уже к 1923 г. была ликвидирована
система высшего мусульманского образования.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
антирелигиозная волна несколько стихла
и некоторые мечети были вновь открыты.
Демократизация общественной жизни в
Советском Союзе, начавшаяся во второй
половине 80-х гг., ослабление и последующее
упразднение тоталитарного партийно-государственного
диктата, принятие в 1990 г. прогрессивного
законодательства о свободе совести и
вероисповеданий открыли перед исламом,
как и перед другими религиями, небывалые
в истории России возможности для полнокровной
жизни, восстановления канонических норм
и внутреннего устройства.
Список использованных источников
1. Абдулатипов Р.Г.
Судьбы ислама в России: история и перспективы.
М. 2002.
2. Асадуллин ФА. Мусульманские духовные
организации и объединения в Российской
Федерации. М. . 1999
3. Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские
отношения в России. История. Теория, Механизмы.
Военно-политические аспекты. М. . 2000
4. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические
процессы в современной России (Точка
зрения). М. 2000
5. Владимиров Н.Г. Ислам в России. М. . 1996
6. Ермаков И., Микульский Дм. Ислам в России
и Средней Азии. М., 1993
7. Ислаев Ф. Г Ислам и православие в Поволжье
XVIII столетия. От конфронтации к терпимости.
Казань. 2001
8. Ислам в Татарстане: опыт толерантности
и культура сосуществования. Казань. 2002
9. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.,
1995.
10. Малашенко А.В. Исламская альтернатива
и исламский проект / М. Центр Карнеги.
- М.: Весь мир, 2006. -223 с.
11. Набиев Р.А. Ислам и государство. Культурно-историческая
эволюция мусульманской религии на Европейском
Востоке Казань. 2002.
12. Медведенко Л.И. Именем Аллаха: политизация
ислама и исламизация политики-М.: Политиздат,
1988. -255 с.
13. Социально-политические представления
в исламе: история и современность. ГАН
СССР, Ин-т востоковедения. -М.: Наука, 1987.
-119 с.
14. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама
в России. М. Алгоритм, Эксмо 2007г.