Индия ведийской эпохи. Брахманизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

Во втором тысячелетии до н.э. в Индию стали проникать волны ариев, кочевых племен иранского происхождения. Вклинившись в слои местного населения арии были враждебно настроены к чуждым им образу жизни и религиозным воззрениям местных народов. Они в Индию принесли свой мир религиозных представлений. Но постепенно грани стираются.

Файлы: 1 файл

Индия ведийской эпохи.docx

— 25.21 Кб (Скачать)

Индия ведийской эпохи. Брахманизм. 

 Во втором  тысячелетии до н.э. в Индию  стали проникать волны ариев, кочевых племен иранского происхождения.  Вклинившись в слои местного населения арии были враждебно настроены к чуждым им образу жизни и религиозным воззрениям местных народов.  Они в Индию принесли свой мир религиозных представлений. Но постепенно грани стираются. И уже к 1 тысячелетию до н.э. арии уже полностью жили оседлой жизнью, у них появились многочисленные княжества, которые нередко воевали между собой. Культ в ведической религии постепенно усложнился, в обществе значительно вырос авторитет жрецов – брахманов  («брах» - «расти», «расширяться», «поддерживать»), так ранее именовался текст способный оказать влияние на богов, а потом стали именовать жрецов – знатоков и исполнителей ритуала, тех кто владел брахманом, а  этот период в  религиозной жизни индусов стал называться брахманизмом. Брахманы же образовали сословие или варну, духовных и интеллектуальных лидеров, чей авторитет и высокий социальный статус стали в этот период непоколебимо прочными.  Большое влияние на жизнь имели религиозные ритуалы, через которые через которые человек мог прикоснуться к божественному. Основной формой общения человека с богами были жертвоприношения. Ритуал ведийского жертвоприношения (яджня), исполнялся обычно по заказу знати, в первую очередь царя, был разработан до тонкостей, а один из жрецов, называвшийся брахманом, следил за его соблюдением, и брал на себя грех допускавшихся жрецами ошибок и возникавшую во время совершения жертвы нечистоту. Во время жертвоприношений приносили щедрые дары своим богам, главным образом жаренное говяжье мясо и пьянящий напиток – сому, который пили и участники ритуала, прежде всего жрецы, приводившие себя с его помощью в особое состояние. Напиток обожествлялся ариями, ему приписывалось небесное происхождение и связь с луной.

 Одним из  наиболее важных был ритуал агнихотры, ежедневного возлияния в огонь молока и жидкой каши, приносивший благо семье и дому. Большое место в религиозной жизни ариев занимали ритуалы, связанные с царем. Посвящение на царство (раджасуя), во время которого происходило обновление царской власти, символическое рождение нового царя. Знаменитым царским ритуалом была ашвамедха, жертвоприношение коня, совершавшееся ради обретения царем статуса могущественного покровителя и укрепления его власти на завоеванных территориях. Широко распространен среди ариев был культ предков. Они мыслились вечно существующими телесно в неком неопределенном месте, иногда называвшимся высшим небом.

Период  8-2 вв. до н.э. развитие брахманизма. Это время  когда отрабатывались и отшлифовывались  важнейшие понятия и  мировоззренческие  концепции индуизма, обсуждались  многочисленные проблемы , связанные с человеком, его местом в мире. Одна из них проблема времени и смерти. Ведийская идея годичного развития мира с конечным его возвращением в состояние хаоса, а также имевшее в древней Индии архаическое представление о неотвратимом, неумолимом и всепоглощающем времени (по сути времени – смерти) постепенно уступают место учению временных циклах, присущих миру во всех его сферах, в том числе и человеческой жизни. В связи с этим возникают представления о сансаре, круговращении бытия, и перерождениях индивида во всех новых разнообразных оболочках. Конкретное воплощение человека зависит от его знаний, но в большей степени зависит от суммы его деяний (карма - поступок)в предыдущем рождении. Карма определялась заранее, она «как бы дана свыше», но человек может влиять на свою карму «утяжеляя» или «облегчая» ее. Это зависит от его поведения и поступков. Если он был пьяницей то воплотится в моль, если убийцей в собаку, если вором в крысу.

Но если человек  жил высокой духовной жизнью, был  добродетелен, то в дальнейшей цепочке  перерождений он станет брахманом, что  откроет для него в будущем  путь к совершенству. Промежуточный  пункт, через который происходит переход из состояния в состояние, согласно учению брахманизма – луна. Большое значение в жизни индийцев занимали молитвы и религиозные  гимны.

 Гимны и  молитвы, которые арии возносили  богам, составили огромное собрание  священных преданий. Они называются  ведами, «священным знанием». Веды  образовали ядро священного канона, в них все знания об окружающем  мире. Известны четыре веды: Ригведа (сборник гимнов), Самаведа (сборник жертвенных песнопений),  Яджурведа (сборник жертвенных формул) и Атхарведа (сборник заговоров и заклинананий)

 В Ведах  говорится о делении общества  на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа) … брахманом стали его уста, руки – кшатриям, его бедра стали вайшьей , из ног возник шудра».

 Мировой закон  (рта), согласно такой мифологически  – органической  концепции определяет конституцию (строение) общества, место роль и положение ( в том числе и правое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.

Члены всех ранне индийских варн в принципе были свободны, поскольку рабы находились вне варн, но  варны и их члены были неравноправны: две первые варны (брахманов – жрецов и кшатриев – воинов) были господствующими, а две остальные (вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев; шудры состоящие из свободных низов) – подчиненными.

Обязанности представителей четырех варн можно описать следующим образом. Брахманы – это учителя, которые учат своим примером, а также наставлениями. Они должны знать моральные принципы и уметь контролировать себя. Кшатрии занимаются управлением государства в соответствии с указаниями, полученными от брахманов, и из писаний. Они должны быть безукоризненно религиозными людьми. Кшатрии занимаются управлением государства в соответствии с указаниями, полученными от брахманов, и из писаний. Они должны быть безукоризненно религиозными людьми. Кшатрии известны как «нарадаева», т.е. представители Бога на Земле. Если случается быть сражению, они лично возглавляют войско.

Вайшьи отвечают за сельское хозяйство, торговлю и защиту коров. Поскольку смысл общества  варнашрама- простая и в то же время духовная жизнь, вайшьи не занимаются производством или продажей товара для чересчур роскошной жизни и греховной деятельности.

Шудры – это  рабочий класс, и они служат, помогая  трем остальным классам общества.

Члены первых трех варн, считались высшими должны были по достижению зрелости проходить специальный обряд посвящения и потому назывались «дваждырожденными». Применительно к ним постепенно формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна – ашрама – дхарма) – это представляет собой стадии жизни индивидуума, постепенное его развитие в духовном сознании и отречении. Они таковы: Брахмачарья (жизнь ученика), грихастха (жизнь с семьей), ванапрастха (уход от дел), (саньяса)- жизнь в отречении.

Мальчик становился брахмачари в возрасте 5 лет и живет с духовным учителем до 25. Он получает у него и духовное и материальное образование, обретая понимание необходимости развития духовного сознания на протяжении всей жизни. Параллельно с духовным образованием он обучается деятельности своей варны, или профессиональным обязанностям. В возрасте 25 лет брахмачари может уйти из гуруккулы и жениться. Полученное образование позволит ему стать хорошим мужем, способным вести свою семью к духовной реализации. В возрасте 50 лет он должен отказаться от семей ной жизни и вместе с женой начать путешествовать по святым местам. Эта стадия жизни ванапрастха. По достижению 70 лет он доверяет  заботу о жене своему старшему сыну и принимает санньсу, основательно готовясь к возвращению обратно к Богу, не имея никаких других занятий, кроме служения Ему.

Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию  в другом памятнике древнеиндийской  мысли – в Упанишадах, возникновение  которых относится 9-7 вв. до н.э. Все  варны и их члены должны согласно Ведам и Упанишадам, следовать божественно-представленной для них дхарме – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико – правового смысла дхармы применительно к членам различных варн. Концепция брахманизма как некой космической силы окончательно оформилась в Упанишадах. Эта сила выступает в них как абстрактное понятие Брахмана – безличного Абсолюта, единственной сущности, основы и причины мира, он не может быть ни определен, ни описан позитивно, он, как говорится в «Брихадаранька – упанишаде», - «не то, не то» ( «нети, нети»).

Другое важнейшее  понятие в Упанишадах – Атман, индивидуальное духовное начало в человеке, его сокровенная суть. Хотя иногда в текстах это начало ассоциируется с праной, жизненным дыханием, но преобладающей является тенденция считать Атман внетелестной, безличной сущьностью, тождественной Брахману. Идея этого тождества – центральная в упанишадах, провозглашающих ее высшей и единственной истиной. А высшая мудрость человека состоит, согласно их учению, в осознании этой истины

Во 2 веке до н.э. письменно оформляются «Законы  Ману» в них воспроизводятся  и защищаются положения Вед и  Упанишад о делении общества на варны, их неравенство. Особое значение придается обосновании руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы… Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.  Все, что существует в мире, это собственность брахмана: вследствие превосходства рождения именно брахман  имеет право на все это.

 Примечательно,  что при всем своем божественном  статусе царь по «Законам Ману»,  должен чтить брахманов, следовать  их советам и наставлениям, учиться  у них знанию Вед и «изначальному  искусству управления». Главное  назначение царя (вместе с его  слугами)  - быть охранителем системы  варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Существенная  роль в «Законах Ману» отводится  наказанию. Будучи сыном божественного  владыки, наказание (данда)  в своем земном облике буквально означает палку. Именно в этом своем значении

наказания определяет смысл искусства управления –  данданити. «Законы Ману» содержат настоящий панегирик наказанию как

воплощенной дхарме и охранителю всех существ, богов  и людей: «Наказание – царь, оно  – мужчина, оно – вождь и  оно- каратель… Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его,  более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле … никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших. Весь подчиняется только посредством «Наказания». Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания Наказания. Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает».

В данный период наблюдается господство патриархальной концепции государственной власти: правитель является отцом для своих подданных, он должен заботиться о них, но ответственен не перед ними, а перед богами.

Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания. Особыми привилегиями и в этом отношении пользовались брахманы. Помимо земных наказаний были и загробные кары, которым подвергались нарушители дхармы.

 Период брахманизма  – очень важный этап в духовной  жизни Древней Индии с течением  времени появляются новые веяния, течения и.т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Индия ведийской эпохи. Брахманизм