Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:23, реферат
Во втором тысячелетии до н.э. в Индию стали проникать волны ариев, кочевых племен иранского происхождения. Вклинившись в слои местного населения арии были враждебно настроены к чуждым им образу жизни и религиозным воззрениям местных народов. Они в Индию принесли свой мир религиозных представлений. Но постепенно грани стираются.
Индия ведийской эпохи. Брахманизм.
Во втором тысячелетии до н.э. в Индию стали проникать волны ариев, кочевых племен иранского происхождения. Вклинившись в слои местного населения арии были враждебно настроены к чуждым им образу жизни и религиозным воззрениям местных народов. Они в Индию принесли свой мир религиозных представлений. Но постепенно грани стираются. И уже к 1 тысячелетию до н.э. арии уже полностью жили оседлой жизнью, у них появились многочисленные княжества, которые нередко воевали между собой. Культ в ведической религии постепенно усложнился, в обществе значительно вырос авторитет жрецов – брахманов («брах» - «расти», «расширяться», «поддерживать»), так ранее именовался текст способный оказать влияние на богов, а потом стали именовать жрецов – знатоков и исполнителей ритуала, тех кто владел брахманом, а этот период в религиозной жизни индусов стал называться брахманизмом. Брахманы же образовали сословие или варну, духовных и интеллектуальных лидеров, чей авторитет и высокий социальный статус стали в этот период непоколебимо прочными. Большое влияние на жизнь имели религиозные ритуалы, через которые через которые человек мог прикоснуться к божественному. Основной формой общения человека с богами были жертвоприношения. Ритуал ведийского жертвоприношения (яджня), исполнялся обычно по заказу знати, в первую очередь царя, был разработан до тонкостей, а один из жрецов, называвшийся брахманом, следил за его соблюдением, и брал на себя грех допускавшихся жрецами ошибок и возникавшую во время совершения жертвы нечистоту. Во время жертвоприношений приносили щедрые дары своим богам, главным образом жаренное говяжье мясо и пьянящий напиток – сому, который пили и участники ритуала, прежде всего жрецы, приводившие себя с его помощью в особое состояние. Напиток обожествлялся ариями, ему приписывалось небесное происхождение и связь с луной.
Одним из наиболее важных был ритуал агнихотры, ежедневного возлияния в огонь молока и жидкой каши, приносивший благо семье и дому. Большое место в религиозной жизни ариев занимали ритуалы, связанные с царем. Посвящение на царство (раджасуя), во время которого происходило обновление царской власти, символическое рождение нового царя. Знаменитым царским ритуалом была ашвамедха, жертвоприношение коня, совершавшееся ради обретения царем статуса могущественного покровителя и укрепления его власти на завоеванных территориях. Широко распространен среди ариев был культ предков. Они мыслились вечно существующими телесно в неком неопределенном месте, иногда называвшимся высшим небом.
Период 8-2 вв. до н.э. развитие брахманизма. Это время когда отрабатывались и отшлифовывались важнейшие понятия и мировоззренческие концепции индуизма, обсуждались многочисленные проблемы , связанные с человеком, его местом в мире. Одна из них проблема времени и смерти. Ведийская идея годичного развития мира с конечным его возвращением в состояние хаоса, а также имевшее в древней Индии архаическое представление о неотвратимом, неумолимом и всепоглощающем времени (по сути времени – смерти) постепенно уступают место учению временных циклах, присущих миру во всех его сферах, в том числе и человеческой жизни. В связи с этим возникают представления о сансаре, круговращении бытия, и перерождениях индивида во всех новых разнообразных оболочках. Конкретное воплощение человека зависит от его знаний, но в большей степени зависит от суммы его деяний (карма - поступок)в предыдущем рождении. Карма определялась заранее, она «как бы дана свыше», но человек может влиять на свою карму «утяжеляя» или «облегчая» ее. Это зависит от его поведения и поступков. Если он был пьяницей то воплотится в моль, если убийцей в собаку, если вором в крысу.
Но если человек жил высокой духовной жизнью, был добродетелен, то в дальнейшей цепочке перерождений он станет брахманом, что откроет для него в будущем путь к совершенству. Промежуточный пункт, через который происходит переход из состояния в состояние, согласно учению брахманизма – луна. Большое значение в жизни индийцев занимали молитвы и религиозные гимны.
Гимны и
молитвы, которые арии
В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа) … брахманом стали его уста, руки – кшатриям, его бедра стали вайшьей , из ног возник шудра».
Мировой закон (рта), согласно такой мифологически – органической концепции определяет конституцию (строение) общества, место роль и положение ( в том числе и правое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.
Члены всех ранне индийских варн в принципе были свободны, поскольку рабы находились вне варн, но варны и их члены были неравноправны: две первые варны (брахманов – жрецов и кшатриев – воинов) были господствующими, а две остальные (вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев; шудры состоящие из свободных низов) – подчиненными.
Обязанности представителей четырех варн можно описать следующим образом. Брахманы – это учителя, которые учат своим примером, а также наставлениями. Они должны знать моральные принципы и уметь контролировать себя. Кшатрии занимаются управлением государства в соответствии с указаниями, полученными от брахманов, и из писаний. Они должны быть безукоризненно религиозными людьми. Кшатрии занимаются управлением государства в соответствии с указаниями, полученными от брахманов, и из писаний. Они должны быть безукоризненно религиозными людьми. Кшатрии известны как «нарадаева», т.е. представители Бога на Земле. Если случается быть сражению, они лично возглавляют войско.
Вайшьи отвечают за сельское хозяйство, торговлю и защиту коров. Поскольку смысл общества варнашрама- простая и в то же время духовная жизнь, вайшьи не занимаются производством или продажей товара для чересчур роскошной жизни и греховной деятельности.
Шудры – это рабочий класс, и они служат, помогая трем остальным классам общества.
Члены первых трех варн, считались высшими должны были по достижению зрелости проходить специальный обряд посвящения и потому назывались «дваждырожденными». Применительно к ним постепенно формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна – ашрама – дхарма) – это представляет собой стадии жизни индивидуума, постепенное его развитие в духовном сознании и отречении. Они таковы: Брахмачарья (жизнь ученика), грихастха (жизнь с семьей), ванапрастха (уход от дел), (саньяса)- жизнь в отречении.
Мальчик становился брахмачари в возрасте 5 лет и живет с духовным учителем до 25. Он получает у него и духовное и материальное образование, обретая понимание необходимости развития духовного сознания на протяжении всей жизни. Параллельно с духовным образованием он обучается деятельности своей варны, или профессиональным обязанностям. В возрасте 25 лет брахмачари может уйти из гуруккулы и жениться. Полученное образование позволит ему стать хорошим мужем, способным вести свою семью к духовной реализации. В возрасте 50 лет он должен отказаться от семей ной жизни и вместе с женой начать путешествовать по святым местам. Эта стадия жизни ванапрастха. По достижению 70 лет он доверяет заботу о жене своему старшему сыну и принимает санньсу, основательно готовясь к возвращению обратно к Богу, не имея никаких других занятий, кроме служения Ему.
Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится 9-7 вв. до н.э. Все варны и их члены должны согласно Ведам и Упанишадам, следовать божественно-представленной для них дхарме – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико – правового смысла дхармы применительно к членам различных варн. Концепция брахманизма как некой космической силы окончательно оформилась в Упанишадах. Эта сила выступает в них как абстрактное понятие Брахмана – безличного Абсолюта, единственной сущности, основы и причины мира, он не может быть ни определен, ни описан позитивно, он, как говорится в «Брихадаранька – упанишаде», - «не то, не то» ( «нети, нети»).
Другое важнейшее понятие в Упанишадах – Атман, индивидуальное духовное начало в человеке, его сокровенная суть. Хотя иногда в текстах это начало ассоциируется с праной, жизненным дыханием, но преобладающей является тенденция считать Атман внетелестной, безличной сущьностью, тождественной Брахману. Идея этого тождества – центральная в упанишадах, провозглашающих ее высшей и единственной истиной. А высшая мудрость человека состоит, согласно их учению, в осознании этой истины
Во 2 веке до н.э. письменно оформляются «Законы Ману» в них воспроизводятся и защищаются положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенство. Особое значение придается обосновании руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы… Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана: вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.
Примечательно,
что при всем своем
Существенная роль в «Законах Ману» отводится наказанию. Будучи сыном божественного владыки, наказание (данда) в своем земном облике буквально означает палку. Именно в этом своем значении
наказания определяет смысл искусства управления – данданити. «Законы Ману» содержат настоящий панегирик наказанию как
воплощенной дхарме и охранителю всех существ, богов и людей: «Наказание – царь, оно – мужчина, оно – вождь и оно- каратель… Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле … никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших. Весь подчиняется только посредством «Наказания». Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания Наказания. Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает».
В данный период
наблюдается господство патриархальной
концепции государственной
Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания. Особыми привилегиями и в этом отношении пользовались брахманы. Помимо земных наказаний были и загробные кары, которым подвергались нарушители дхармы.
Период брахманизма
– очень важный этап в