Дмитрий Борисович Кабалевский опера «Семья Тараса»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:45, реферат

Краткое описание

выдающихся советских композиторов. Он создал оперы (“Кола Брюньон”, “В огне”, “Семья Тараса”, “Никита Вершинин”, “Сестры”), кантаты, симфонии и камерные
произведения, реквием, четыре фортепианных, скрипичный и два виолончельных концерта, большое количество фортепианных пьес, песни. Ему принадлежат также музыкальное оформление ко многим кинофильмам, оперетта “Весна идет”.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………….......................3
2. Биография автора………………………………………………………………………………….…4
3. История создания……………………………………………………………………………….……6
4. Первое действие………………………………………………………………….…………………..7
5. Второе действие……………………………………………………………………………………...8
6. Третье действие……………………………………………………………………………………….9
7. Четвертое действие…………………………………………………………………………….…10
8. Список литературы…………………………………………………………………………….…..11
9. Интернет ресурсы…………………………………………………………………………….…….

Файлы: 1 файл

Центр детского творчества Бабушкински музыка семья тараса..docx

— 357.46 Кб (Скачать)

Центр детского творчества Бабушкинский.

 

 

 

 

 

 

Детская хореографическая школа.

 

 

 

Реферат.

 

Тема: Дмитрий Борисович Кабалевский опера «Семья Тараса».

 

Дисциплина: История хореографического искусства.

 

 

 

 

Выполнила: Седлова Ульяна.

 

 

 

МОСКВА.

2014.

 

 

                 Дмитрий Борисович Кабалевский  опера «Семья Тараса».

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………………….......................3
  2. Биография автора………………………………………………………………………………….…4
  3. История создания……………………………………………………………………………….……6
  4. Первое действие………………………………………………………………….…………………..7
  5. Второе действие……………………………………………………………………………………...8
  6. Третье действие……………………………………………………………………………………….9
  7. Четвертое действие…………………………………………………………………………….…10
  8. Список литературы…………………………………………………………………………….…..11
  9. Интернет ресурсы…………………………………………………………………………….…….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Дмитрий Борисович Кабалевский — один из выдающихся советских композиторов. Он создал оперы (“Кола Брюньон”, “В огне”, “Семья Тараса”, “Никита Вершинин”, “Сестры”), кантаты, симфонии и камерные

произведения, реквием, четыре фортепианных, скрипичный и два виолончельных концерта, большое количество фортепианных пьес, песни. Ему принадлежат также музыкальное оформление ко многим кинофильмам, оперетта “Весна идет”. Музыка Кабалевского проникнута интонациями и ритмами, характерными для наших дней. Особенно привлекают композитора светлые образы детства и юности.

Об этом говорит большая часть его произведений. Для своих юных друзей композитор не только писал музыку. По радио, с концертной эстрады он читал лекции, проводил увлекательные беседы о музыке. Композитор, исполнитель, педагог, музыковед-исследователь, Д. Б. Кабалевский являлся одним из активнейших деятелей советской музыкальной культуры. Его заслуги были по достоинству оценены государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография .

Детство и годы учения. Дмитрий Борисович Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в Петербурге в семье служащего. Еще мальчиком он любил импровизировать на фортепиано. Систематические занятия музыкой начались в Музыкальном техникуме имени Скрябина в Москве в 1919 году — по фортепиано у Селиванова (директора техникума) и по сочинению у известного теоретика и композитора Г. Катуара. Будущий композитор настолько увлечен творчеством, что заражает своим энтузиазмом самого директора, который открывает в техникуме композиторское отделение.

Правда, долгое время там был всего один ученик… Кабалевский! С шестнадцати лет юноше пришлось зарабатывать себе на жизнь: он рисует плакаты, служит почтальоном, играет на фортепиано в кино.

Одновременно с этим Кабалевский успевает заниматься спортом, учиться в школе живописи и рисования. Уже тогда возникло тяготение Кабалевского к детям. Он ведет класс фортепиано, в детской музыкальной школе, пишет для ребят пьесы, песни.

Так было положено начало дружбе композитора с детьми. А детская, юношеская тема в музыке стала для него одной из самых любимых. В 1925 году Кабалевский оканчивает техникум и поступает в Московскую консерваторию, где также учится по двум специальностям: по фортепиано — у выдающегося советского пианиста и педагога А. Б. Гольденвейзера, по композиции — у Катуара, а позже у Н. Я. Мясковского.

 

 

 

 

 

Мясковский дал своему ученику глубокие знания, развил в нем трудолюбие и пробудил большую любовь к русской народной музыке. Опытный педагог, он помог Кабалевскому найти свой путь в искусстве. В 1927 году появились первые публикации сочинений Дмитрия Борисовича. Через два года Кабалевский оканчивает консерваторию как композитор, годом позже — как пианист. Его имя занесено на мраморную Доску почета.

На выпускном экзамене Кабалевский представил первый фортепианный концерт и первый квартет. Впервые концерт прозвучал в 1931 году на эстраде Большого театра в исполнении автора. 30-е годы — начало самостоятельного творческого пути Кабалевского.

Го творческого пути Кабалевского. Он активно включается в музыкальную жизнь страны. Много пишет, работает в консерватории, выступает по вопросам музыки с докладами и в печати.

Кабалевский посещает школы, пионерские лагеря. В Артеке в 1935 году он впервые проводит музыкальные беседы. Для любимой детской аудитории Кабалевский пишет много песен (“Первое мая”, “Паровоз”, “Птичий дом”), пять фортепианных пьес “Из пионерской жизни”, второй концерт для фортепиано с оркестром.

Особую популярность завоевала “Песня о пионере Абросимове”. Поводом к созданию этой песни послужило сообщение в газетах о смелом поступке пионера Абросимова. Мальчик заметил сломанный рельс и вовремя предупредил машиниста об опасности. Он подал сигнал своим пионерским галстуком, и крушение поезда было предотвращено. Появляется целый ряд кинофильмов с музыкой Кабалевского (“Петербургская ночь”, “Щорс”, “Антон Иванович сердится”), а также пьес в драматических театрах (“Гибель эскадры” А. Корнейчука, “Школа злословия” Шеридана, “Мадам Бовари” Флобера).

 

 

 

 

 

 

 

 

История создания.

В основу оперы положена повесть Б. Л. Горбатова «Непокоренные» (1943), в которой рассказ о жизни одной семьи в годы Великой Отечественной войны перерастает в героическую эпопею о страданиях и борьбе советских людей на временно захваченной врагом земле. Либреттист С. А. Ценин и композитор мастерски приспособили сюжет повести к специфическим условиям оперного произведения. Введение ряда новых мотивов и сцен сделало характеристики главных действующих лиц оперы более рельефными и действенными. Если Тарас у Горбатова вступает в борьбу лишь в конце повести, то в опере он проявляет героизм уже в сцене на заводе. Образ дочери Тараса комсомолки Насти, намеченный в повести скупыми штрихами, в опере стал одним из центральных. Показанный широко и многогранно, этот образ концентрирует в себе лучшие черты героической советской молодежи. Несколько обедненным представлен в либретто коммунист Степан, старший сын Тараса. Ближе к литературному прообразу младший сын Тараса, Андрей, хотя его сложный, мучительный и противоречивый путь показан недостаточно полно. Значительна в опере роль народных сцен.

Первая редакция оперы, законченная в 1947 году, страдала серьезными недочетами и была подвергнута критике. Композитор переработал произведение, в результате чего в 1950 году возникла вторая редакция. В новом виде «Семья Тараса» была впервые поставлена на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (премьера состоялась 7 ноября 1950 года), а затем обошла большинство советских и ряд зарубежных оперных сцен.

 

 

 

 

                                        Действие первое

Картина первая. Война. Гитлеровские полчища приближаются к Донбассу. Летним вечером в доме Тараса у его дочери Насти собираются подруги-школьницы. Они в тревоге — война ворвалась в их жизнь. Настя запевает прощальную песню школьников. Братья Насти, Степан и Андрей, отправляются на фронт. Вся семья во главе с Тарасом провожает их. После проводов старый рабочий Назар беседует с Тарасом о заводе.

Павлик, товарищ Насти, приносит страшную весть: город захвачен врагом. Девушка и юноша клянутся посвятить свою жизнь борьбе. Темнеющий небосвод озаряется отблесками пламени.

Картина вторая. Город находится под игом фашистов. Тарас решает, что не выйдет из дому и взаперти дождется конца оккупации. Угрюмо, в подавленном душевном состоянии живет он в закрытом наглухо доме. Жена его младшего сына Андрея, Антонина, тихо напевая, укачивает малыша. Напряженная тишина прерывается появлением Насти. Вопреки запрету родителей, она часто выходит из дому, встречается с подругами и друзьями. Кто- то стучится в дверь. Наступает тревожное молчание. Все думают, что з'а дверью немцы, но это пришел сосед Тараса — Назар. Старик издевается над Тарасом: от истории не спрячешься, она придет и за тобой!.. С улицы доносится печальная песня девушек: немцы угоняют их в Германию. В Тарасе пробуждается гнев. Он понимает, что должен бороться против фашистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие второе

Картина первая. Лагерь партизан в густом лесу. Тарас встречается здесь с сыном Степаном, ставшим командиром партизанского отряда. Приходит группа колхозников. С воодушевлением говорят они о сопротивлении всего народа захватчикам, рассказывают партизанам о зверствах фашистов. Степан объявляет радостную весть: началось контрнаступление Советской Армии!

Картина вторая. Комната в доме Тараса. Комсомольцы получают боевое задание: взорвать здание бывшей школы, где разместился гитлеровский штаб. В дом, шатаясь, входит человек в лохмотьях военной формы. Семья с трудом узнает в нем Андрея. Обрывистыми фразами рассказывает он о том, как попал в плен. Тарас называет его дезертиром, предателем родины. Андрей покидает отчий дом. Его решение твердо: ценою подвига искупить свой позор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие третье

Картина первая. У здания школы, в котором немцы устраивают бал, собираются комсомольцы. Павлик и его друзья проникают в школу. Настя и Ваня стоят на страже. Настя беспокоится за жизнь Павлика, она считает секунды. И вот гремит долгожданный взрыв: комсомольцы выполнили задание.

Картина вторая. Фашистская комендатура согнала на разрушенный завод стариков-рабочих ремонтировать танки. Рабочие-ветераны, закаленные еще в огне революции и гражданской войны, не хотят помогать фашистам. Они отказываются работать, ссылаясь на старость и болезни. От их имени говорит Тарас. Его слова прерываются выстрелом разъяренного гитлеровского полковника. Раненого Тараса подхватывают его товарищи. И вдруг новое известие: Советская Армия прорвала фронт! Фашисты в панике бегут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие четвертое

Картина первая. В доме Тараса собираются подпольщики. Степан поручает комсомольцам последнее боевое задание — взорвать мост, единственный путь отступления гитлеровцев. Молодежь расходится. Павлик остается проститься с Настей. Их дружба давно переросла в любовь. Вместе они мечтают о будущем. Юноше пора идти. Неожиданно в дом врываются немцы. Они узнали, что дом Тараса — место сходок комсомольцев. Гитлеровцы допрашивают Настю, но девушка не выдает своих друзей. Взбешенные немцы уводят Настю с собой. Ефросинья идет вслед за дочерью.

Гром советских пушек слышится все более отчетливо.

Ефросинья приносит страшную весть: немцы казнили Настю.

Картина вторая. Народ радостно встречает советских солдат. Среди них и Андрей, искупивший свою вину. Тарас рассказывает о своем горе — гибели Насти, об ужасах фашистской оккупации и о том, что несмотря на все беды советский народ не сдался, не покорился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Дмитрий Кабалевский «Детская литература. Москва»1972 г.

Дмитрий Кабалевский «Педагогика»1973 г.

Дмитрий Кабалевский «Просвещение»1981 г

Дмитрий Кабалевский «Книга»2004 г.

Дмитрий Кабалевский «Просвещение»2005 г.

Дмитрий Кабалевский «G. Schirmer»2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет ресурсы.

http://www.classic-music.ru/guide061.html

http://900igr.net/kartinki/muzyka/Kamernaja-muzyka/032-Opery-Semja-Tarasa-V-ogne-Operetta-Vesna-poet-Kantata-Sjuita.html

http://www.belcanto.ru/semya.html

http://www.classic-music.ru/semya.html

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=коболевский%20картинки%20оперы%20семья%20тараса%20Действие%20первое%20Картина%20первая.&uinfo=ww-1894-wh-919-fw-1669-fh-598-pd-1

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дмитрий Борисович Кабалевский опера «Семья Тараса»