Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:45, доклад
Даосизм – одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы («старый учитель»), автору «Книги о дао и дэ». Дао (путь) – основной закон бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий людей. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел – «недеяние» (увэй), пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических тонах.
Даосизм – одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой явилось
философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы («старый
учитель»), автору «Книги о дао и дэ». Дао (путь) – основной закон бытия, вечное
изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий людей. Поэтому люди
должны подчиняться естественному ходу событий, их удел – «недеяние» (увэй),
пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к слиянию с природой и
возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических тонах. К концу I тысячелетия
до н.э. понятие «дао» и «увэй» получают мистический характер, т.е. начинают
рассматривать как путь религиозного спасения, путь достижения абсолютного
высшего счастья. Фигура основателя даосизма обожествляется, разрабатывается
сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное
место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма
возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее
божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец
мира – Пань-гу. Даосизм был представлен большим количеством сект, значительно
расходившихся в трактовке частностей религиозного учения. На большинство сект
сильное влияние оказал буддизм. Пять заповедей даосизма полностью повторяют
заповеди для мирян в буддизме. В список 10 добродетелей наряду с такими, как
выполнение обрядов, соблюдение сыновнего долга, разведение животных и растений,
входили также близкие к буддизму требования терпения, любви, борьбы против злых
деяний, просвещение глупцов. В новое время даосизм в Китае был почти полностью
вытеснен буддизмом, конфуцианством и отчасти христианством.[3]
Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая
Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в
религию. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные
последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство отразило взгляды и
интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от
социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе
уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в обществе действует
закон «жень», ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен
соблюдать «ли» - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать
согласно своему общественному положению: «Государь должен быть государем,
подданный – подданным, отец – отцом, сын - сыном». Конфуцианство оправдало
власть «благородных» на простым народом. С превращением конфуцианства в религию
Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий
отсутствием жречества,
мистических элементов и
предписанных обрядов. Основное содержание культа конфуцианства – сложившееся
еще до конфуцианства – почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм,
где размещены
символизирующие предков
расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. Конфуцианство с его
учением о незыблемом постоянстве порядков, разделение людей на высших и низших
по воле неба использовали господствующие классы Китая.[3]
ЛЕГИЗМ
В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в Китае
ожесточённо соперничали различные философские школы, конфуцианство по
своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на
это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной тогда не
получил признания. Этому помешали соперники конфуцианцев – легисты.
Учение законников - легистов резко отличалось от конфуцианского. В
основе легистской доктрины лежал безусловный примат писаного закона.
Сила и авторитет которого должен держаться на палочной дисциплине и
жестоких наказаниях. По легистским канонам, законы разрабатывают мудрецы
– реформаторы, издаёт их государь, а осуществляют на практике
специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный
административно-
апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведён до своей крайней
формы, порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко
проследить на примере деятельности ряда легистов – реформаторов в
различных царствах чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не
рационализм или отношение к Небу было основным в противостоянии
легизма конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку
на высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего
ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший
абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство
ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый
вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной
деспотии.
Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми и
эффективными, ибо они позволяли твёрже держать в руках
централизованный контроль над частным собственником, что имело огромное
значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой борьбе за
объединение Китая.
Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом.
Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели
немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для
тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники –
его основными помощниками в управлении, а народ – невежественной
массой, которой следовало руководить должным образом для её же блага.
Во-вторых, синтез этот был необходим: введённые легизмом методы и
инструкции ( централизация администрации и фиска, суда, аппарата власти
и т.п. ), без которого нельзя было управлять империей, в интересах
той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и
патриархально-клановым связям. Это и было сделано.
Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным
пунктом, как в истории этого учения, так и в истории Китая. Если
ранее конфуцианство, призывая учиться у других, предполагало за каждым
право самому размышлять, то теперь входила в силу доктрина абсолютной
святости и непреложности других канонов и мудрецов, каждого их слова.
Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе,
приобрести структурную прочность и идеологически обосновать свой
крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной
формы.