Даосизм и легизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:45, доклад

Краткое описание

Даосизм – одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы («старый учитель»), автору «Книги о дао и дэ». Дао (путь) – основной закон бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий людей. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел – «недеяние» (увэй), пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических тонах.

Файлы: 1 файл

, конфуцианство.docx

— 18.13 Кб (Скачать)

Даосизм – одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой явилось

философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу  Лао Цзы («старый

учитель»), автору «Книги о дао и дэ». Дао (путь) – основной закон бытия, вечное

изменение мира, независимое  ни от воли богов, ни от усилий людей. Поэтому  люди

должны подчиняться  естественному ходу событий, их удел – «недеяние» (увэй),

пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к слиянию с природой и

возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических тонах. К концу I тысячелетия

до н.э. понятие  «дао» и «увэй» получают мистический характер, т.е. начинают

рассматривать как  путь религиозного спасения, путь достижения абсолютного

высшего счастья. Фигура основателя даосизма обожествляется, разрабатывается

сложная иерархия божеств и демонов, возникает  культ, в котором центральное

место занимают гадание  и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма

возглавил Яшмовый  владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее

божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали  Лао Цзы и творец

мира – Пань-гу. Даосизм был представлен большим количеством сект, значительно

расходившихся в  трактовке частностей религиозного учения. На большинство сект

сильное влияние  оказал буддизм. Пять заповедей даосизма полностью повторяют

заповеди для  мирян в буддизме. В список 10 добродетелей наряду с такими, как

выполнение обрядов, соблюдение сыновнего долга, разведение животных и растений,

входили также  близкие к буддизму требования терпения, любви, борьбы против злых

деяний, просвещение  глупцов. В новое время даосизм  в Китае был почти полностью

вытеснен буддизмом, конфуцианством и отчасти христианством.[3]

     Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая

Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в

религию. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные

последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство  отразило взгляды и

интересы феодального  чиновничества, стремившегося предохранить общество от

социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе

уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в  обществе действует

закон «жень», ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен

соблюдать «ли» - нормы  общественного поведения, традиционные обряды, поступать

согласно своему общественному положению: «Государь  должен быть государем,

подданный – подданным, отец – отцом, сын - сыном». Конфуцианство  оправдало

власть «благородных»  на простым народом. С превращением конфуцианства в религию

Конфуций был  обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий

отсутствием жречества, мистических элементов и сводиться  к строгому выполнению

предписанных обрядов. Основное содержание культа конфуцианства  – сложившееся

еще до конфуцианства  – почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм,

где размещены  символизирующие предков таблички «чжу», перед которыми

расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. Конфуцианство  с его

учением о незыблемом постоянстве порядков, разделение людей  на высших и низших

по воле неба использовали господствующие классы Китая.[3]

 

                              ЛЕГИЗМ                             

В  условиях  эпохи  Чжаньго  (V – III  вв. до  н.э.), когда в Китае

ожесточённо  соперничали  различные  философские  школы, конфуцианство  по

своему  значению  и  влиянию  стояло  на  первом  месте. Но,  несмотря  на

это,  предлагавшиеся  конфуцианцами  методы  управления  страной тогда не

получил  признания. Этому  помешали  соперники  конфуцианцев – легисты.

Учение  законников - легистов  резко  отличалось  от  конфуцианского. В

основе  легистской  доктрины  лежал безусловный примат  писаного  закона.

Сила  и  авторитет  которого  должен  держаться  на  палочной  дисциплине  и

жестоких  наказаниях. По  легистским  канонам, законы  разрабатывают мудрецы

– реформаторы, издаёт  их  государь, а  осуществляют  на  практике

специально  отобранные  чиновники  и  министры,  опирающиеся  на  мощный

административно-бюрократический  аппарат. В  учении  легистов, почти  не

апеллировавших  даже  к  Небу, рационализм  был  доведён  до  своей  крайней

формы, порой  переходившей  в  откровенный  цинизм, что  можно  легко

проследить  на  примере  деятельности  ряда  легистов – реформаторов  в

различных  царствах  чжоуского  Китая в VII –IV  вв. до  н.э.  Но  не

рационализм  или  отношение  к  Небу  было  основным  в  противостоянии

легизма  конфуцианству.  Важнее  было  то, что конфуцианство делало  ставку

на  высокую  мораль  и  другие  традиции,  тогда  как  легизм  выше  всего

ставил  закон,  державшийся  на  строгих  наказаниях  и  требовавший

абсолютного  повиновения  сознательно  оглуплённого  народа. Конфуцианство

ориентировалось  на  прошлое, а  легизм  бросал  этому прошлому  открытый

вызов, предлагая  в  качестве  альтернативы  крайние  формы  авторитарной

деспотии.

Грубые  методы  легизма  для правителей  были  более приемлемыми и

эффективными, ибо  они  позволяли  твёрже  держать  в  руках

централизованный  контроль  над  частным  собственником, что  имело  огромное

значение  для  усиления  царств  и  успехов  в  их  ожесточённой  борьбе  за

объединение  Китая.

Синтез  конфуцианства  и  легизма  оказался  не  столь уж  сложным делом.

Во-первых, несмотря  на  многие  различия, легизм  и конфуцианство имели

немало  общего: сторонники  обеих  доктрин  мыслили  рационалистически,  для

тех  и  других  государь  был  высшей  инстанцией, министры  и  чиновники –

его  основными  помощниками  в  управлении, а  народ – невежественной

массой, которой  следовало  руководить  должным  образом  для  её  же  блага.

Во-вторых, синтез  этот  был  необходим: введённые  легизмом  методы  и

инструкции ( централизация  администрации  и  фиска, суда, аппарата  власти

и  т.п. ), без  которого  нельзя  было  управлять  империей,  в  интересах

той  же  империи  следовало  сочетать  с  уважением  к  традициям  и

патриархально-клановым  связям. Это  и  было  сделано.

Превращение  конфуцианства  в  официальную  идеологию  явилось  поворотным

пунктом,  как  в  истории  этого  учения, так  и  в  истории  Китая.  Если

ранее  конфуцианство, призывая  учиться  у  других,  предполагало  за  каждым

право  самому  размышлять, то  теперь  входила  в  силу  доктрина  абсолютной

святости  и  непреложности  других  канонов  и  мудрецов, каждого  их  слова.

Конфуцианство  сумело  занять  ведущие  позиции  в  китайском  обществе,

приобрести  структурную  прочность  и  идеологически  обосновать  свой

крайний  консерватизм, нашедший  наивысшее  выражение  в  культе  неизменной

формы.

Информация о работе Даосизм и легизм