Арабские завоевания и образование халифата

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 05:37, доклад

Краткое описание

После смерти Мухаммеда (632 г.) во главе мусульманской общины стал сначала Абу-Бекр (632-634 гг.), затем Омар (634-644 гг.), принявшие титул халифов, т. е. преемников (Мухаммеда). При этих первых двух халифах было закончено объединение Аравии и были одержаны первые крупные победы в борьбе с Ираном и Византией

Файлы: 1 файл

Арабские завоевания и образование халифата.doc

— 28.00 Кб (Скачать)


Арабские завоевания и образование халифата

После смерти Мухаммеда (632 г.) во главе мусульманской общины стал сначала Абу-Бекр (632-634 гг.), затем Омар (634-644 гг.), принявшие титул халифов, т. е. преемников (Мухаммеда). При этих первых двух халифах было закончено объединение Аравии и были одержаны первые крупные победы в борьбе с Ираном и Византией. В то время как при Мухаммеде только племена Хиджаза и западного Неджда признали власть главы ислама, при первых двух халифах была подчинена вся Аравия. Наибольшее сопротивление объединительной политике первых халифов оказали оседлые, земледельческие племена, в частности иемамское племя бену-ханифа, среди которого большую роль играл свой пророк Мусейлима. 
Сломив сопротивление иемамцев, хиджазские войска совместно с бедуинами северо-восточной Аравии вторглись в Ирак и после ряда местных успехов и неудач нанесли в 637 г. поражение иранским войскам при Кадисии. В 641 г. арабы, уже прочно владея всем Ираком, одержали новую победу над иранским войском при Нехавенде (близ древней Экбатаны). 
Одновременно с завоеванием иранских владений арабы одерживают победы в Сирии и Палестине. Осенью 636 г. они наголову разбили армию императора Ираклия на реке Ярмук; в 638 г. сдался Иерусалим, а в 640 г. - Цезарея. В 640-641 гг. был предпринят первый набег на Египет, который окончательно был завоеван к 645 г. 
Основной причиной военных успехов арабов являлось внутреннее состояние Ирана и Византии, которые были истощены упорной войной, закончившейся накануне вторжения арабов. Эта война, опустошившая Сирию и Ирак, способствовала обострению социальных противоречий и усилению классовой борьбы, в результате чего в арабах-завоевателях население видело избавителей от византийского и иранского гнета. Завоеванные арабами византийские и иранские области вошли в состав халифата, как впоследствии в Западной Европе стали называть государство арабов. Создателем халифата мусульманская историческая традиция считает халифа Омара, идеализированный образ которого следует рассматривать как олицетворение строя военной демократии. При этом строе арабы-завоеватели не принимали участия в общественном производстве завоеванных стран. Война с целью завоевания новых территорий и захвата добычи, а также получение даней с покоренного населения были основными занятиями арабов. Покоренное население было обязано платить поземельную подать - харадж - и подушный налог - джизия - в размере от 1 до 4 динаров в год деньгами и поставлять определенное количество пшеницы, оливкового масла и уксуса. Арабы приняли меры, чтобы не слиться с покоренным населением и не раствориться в его массе. 
Уже в период первых завоеваний в руководящем слое мусульманской общины, который являлся как бы правительством халифата, наблюдались признаки соперничества и борьбы между курейшитской родовой аристократией и представителями демократических масс арабских племен. Третий халиф Осман (644-656 гг.), принадлежавший к знатнейшему курейшитскому роду Омейя, насадил повсюду в завоеванных провинциях в качестве правителей своих сородичей. Засилье мекканских аристократов, часто прибегавших к насилиям и вымогательствам, вызывало протесты и возмущения. В 656 г. арабы из завоеванных областей, поддержанные мединским населением, свергли и убили Османа и провозгласили халифом Алия, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Но наместник Сирии Муавия, родственник убитого Османа, опираясь на племена своей провинции, начал вооруженную борьбу против Алия. Эта борьба сопровождалась дальнейшим развитием противоречий в арабском обществе и послужила одной из причин возникновения секты хариджитов. Это были поборники военной демократии, которые провозгласили принцип верховенства мусульманской общины. Исходя из этого принципа, они только общину признавали полномочной избирать и низлагать халифов, причем верховным избранником общины мог быть любой благочестивый мусульманин. Обоих боровшихся претендентов на верховную власть в халифате они считали узурпаторами, которых надлежало устранить силой. В 661 г. в Куфе Алий пал от руки одного хариджита. Покушение на Муавию не удалось. Он провозгласил себя халифом и основал династию Омейядов. Сторонники и последователи Алия число которых быстро возрастало с каждым новым поколением, стали известны под названием шиитов. Они составили активную оппозицию Омейядам.

 



Информация о работе Арабские завоевания и образование халифата